Валентин Николаевич Плучек (1908-2002) – не последняя фигура в нашем искусстве. Он прожил долгую жизнь, знаком был и с Маяковским и с Мейерхольдом, руководил Театром Сатиры с 1957 по 2000 год, создал превосходную труппу, имена из которой до сих пор вдохновляют – Миронов и Папанов, Ширвиндт и Державин, Васильева и Аросева, Пельтцер и Менглет, Ткачук и Мишулин.
Он из плеяды тех режиссёров, которые в 1950-1970-х годах сформировали наш советский Театр. Пишу слово «Театр» с большой буквы, как это делал Михаил Булгаков. Потому что он тогда и был таким – с большой буквы.
Товстоногов, Ефремов, Эфрос, Завадский, Гончаров, Захаров, Любимов, Волчек – режиссёры, чьи имена останутся в истории. И Плучек в этом же списке.
Они были создатели и реформаторы. Иногда – или чаще – диктаторы. Выражение Ширвиндта «террариум единомышленников» (которое кто только себе не приписывал) к театральному пространству этих лет очень хорошо подходит.
В этом «террариуме» первое место главного режиссёра страны не определить.
Но Плучека первым тогда никто бы и не назвал. Первые – те, кто остро поднимали общественные проблемы и тому подобное.
А у него – Театр смеха и комедии. И как бы Плучек не старался (были спектакли и «Теркин на том свете», и у «Времени в плену», и «Клоп», и «Самоубийца»), все равно первой Сатира не звучала.
Думаю, что Валентин Плучек страдал от этого.
Руководить театром, где «звезда с звездою говорит», трудно. Плучека в гневе Пельтцер могла послать далеко (и ушла, кстати из Сатиры), и Папанов молчит-молчит, но как припечатает…
Дочь Анатолия Папанова вспоминала, что иногда актёры, устав от репетиции, просили Плучека рассказать про Мейерхольда или про знаменитого английского режиссёра Питера Брука, которому, кстати, Валентин Плучек приходился двоюродным братом.
Плучек взахлёб начинал рассказ, а хитрые актёры отдыхали.
Однажды Плучек рассказывал о том, какие чудесные у Брука артисты и как бы он хотел с ними поработать. И тут Папанов сказал: «А уж как мы хотим поработать с Бруком! Но пока работаем только с его двоюродным братом!» Хохот накрыл весь театр.
Любимцем и фаворитом Плучека был Андрей Миронов. Тут, конечно, полное совпадение режиссёра и актёра. Плучек обожал Миронова, называл солнышком, приглашал домой на обеды и давал главные роли.
А вот сам Миронов сложно относился к руководителю театра. Он в какой-то момент перерос амплуа только актёра и порывался сам ставить спектакли, но конкуренты Плучеку были не нужны.
С Мироновым вообще связаны и самые яркие спектакли Сатиры и достаточно горькие истории.
Однажды Миронова положили в больницу. Плучек, наверное, спасая популярнейший спектакль, назначил на роль Фигаро Спартака Мишулина. Тут не в том дело, где Миронов и где Мишулин. А в том – зачем?
Как руководителя, я понимаю Плучека. «Женитьба Фигаро» – спектакль с большим количеством актёров, костюмы, декорации и тд. Но все-таки.
В короткое время, так получилось, ушли из жизни Миронов и Папанов. И, открывая новый сезон, уже без этих артистов, Плучек распорядился убрать их фото с уличных театральных витрин.
Кстати, поклонницы Андрея отомстили – разбили ночью все витрины театра.
А в день открытия сезона без Миронова и Папанова заело занавес. Зрители ждали начала спектакля минут сорок. Мистика. С этого момента и начался потихоньку упадок Театра Сатиры.
Посмотрела, что сегодня пишут про Плучека. Оказалось, что главное то, что он любил сильно молоденьких актрис. Молоденькие теперь стали старенькими и с удовольствием это вспоминают.
А можно посмотреть старые передачи с ним. Как Плучек интересно рассказывает театральные байки!
А как хорошо Плучек знал нашу поэзию и поражал студентов стихами тогда запретных поэтов Серебряного века!
В конце его долгой жизни он остался только с женой. Кстати, жена Зинаида Плучек – рулила тоже неплохо в Сатире, командовала всеми. Но все проходит. Теперь он был в одиночестве, фавориты исчезли, Плучек страдал.
Его навещали только Вера Васильева с мужем.
Зинаида плакала о том, скольких Плучек вывел в люди, а Вера Васильева, которой он давал мало ролей, оказалась самая благородная.
Давно хотелось написать про Плучека. Очень люблю читать про тот его Театр Сатиры. Любопытное чтение!
Давайте вспомним Валентина Плучека, посмотрим фото и помянем яркого режиссёра.
И напоследок.
Нашла послание Зиновия Паперного Валентину и Зинаиде Плучекам:
Мчатся тучки. Много тучек.
Мутно небо. Ночь мутна.
Всяких выволочек, вздрючек —
Это просто до хрена.
Но при этом, милый Плучек, Невидимкою луна.
Стало быть, при каждой дымке —
Будем знать о невидимке,
Сразу туча не страшна.
Будьте счастливы, мой Плучек,
Зинаида Павловна!
Ирина Биккулова, автор культурных проектов на Дзен.
Дорогие читатели, если вам понравилась публикация, обязательно ставьте лайки, пишите автору в комментариях. Без вашей активности культурным проектам сложно пробиться в неоднозначном информационном потоке
Об актерах Театра Сатиры