Найти в Дзене

Загадка века: как погибла шхуна "Крейсерок". Часть 2

В нашей предыдущей статье мы рассказали о том, как обстояли дела с браконьерством в 19 веке, почему "Генриетту" переименовали в "Крейсерок" и для чего использовали эту шхуну. В этой статье мы раскроем, какое трагическое происшествие произошло в ее первый патруль, как "Крейсерок" несколько раз отгонял хищников и куда в итоге делась шхуна. В мае 1888 года шхуна "Крейсерок" покинула Владивосток, направляясь к острову Тюлений для патрулирования. Однако, ночью 10 мая произошла трагедия. Во время шторма в проливе Лаперуза командир судна, лейтенант Россет, был сбит гиком и упал за борт, утонув. Шхуна была вынуждена вернуться обратно под командованием мичмана Ергольского. В некрологе, помещенном в газете "Владивосток" о Сергее Россете было сказано: "… помимо прекрасных качеств морского офицера, он приобрел себе добрую славу и любовь товарищей и знакомых, отличался безупречной честностью, мягким и уживчивым характером, был всегда веселым и приятным собеседником". После этого случая была создан
Оглавление

Патрулирование, поиск и обнаружение пропажи

В нашей предыдущей статье мы рассказали о том, как обстояли дела с браконьерством в 19 веке, почему "Генриетту" переименовали в "Крейсерок" и для чего использовали эту шхуну. В этой статье мы раскроем, какое трагическое происшествие произошло в ее первый патруль, как "Крейсерок" несколько раз отгонял хищников и куда в итоге делась шхуна.

Первый патруль

В мае 1888 года шхуна "Крейсерок" покинула Владивосток, направляясь к острову Тюлений для патрулирования. Однако, ночью 10 мая произошла трагедия. Во время шторма в проливе Лаперуза командир судна, лейтенант Россет, был сбит гиком и упал за борт, утонув. Шхуна была вынуждена вернуться обратно под командованием мичмана Ергольского.

В некрологе, помещенном в газете "Владивосток" о Сергее Россете было сказано: "… помимо прекрасных качеств морского офицера, он приобрел себе добрую славу и любовь товарищей и знакомых, отличался безупречной честностью, мягким и уживчивым характером, был всегда веселым и приятным собеседником".

Памятник экипажу шхуны Крейсерок, изначальный вид, 1910 г.. Фото: из открытых источников
Памятник экипажу шхуны Крейсерок, изначальный вид, 1910 г.. Фото: из открытых источников

После этого случая была создана специальная комиссия для расследования гибели Россета. Комиссия признала действия старшего офицера Ергольского правильными. Новый командир "Крейсерка" стал лейтенант А.Я. Соболев, а его помощником назначили лейтенанта А.П. Дружинина. На борту было 17 матросов и 2 унтер-офицера, всего 21 человек.

5 июля шхуна снова вышла из Владивостока и 27 июля достигла острова Тюлений, где стала на якорь. Началась повседневная служба, события которой записывались в вахтенный журнал. 10 августа моряки занимались съемкой берегов в заливе Терпения. 20 августа в 8 часов утра на борт прибыли лейтенант Дружинин и квартирмейстер Кочнев с рапортом о том, что на острове всё в порядке.

3 октября в 7 часов утра на шхуну прибыл квартирмейстер Кочнев и рапортовал о том, что у острова замечены четыре "хищнические шхуны". На следующий день "Крейсерок" обнаружил браконьерскую шхуну и задержал ее. В вахтенном журнале записано следующее:

"4 октября. Встали на якорь в бухте за мысом Терпения. В 5-м часу вечера показалась идущая с севера промысловая шхуна... Для осмотра шхуны отправил лейтенанта Дружинина. В 7 ч лейтенант Дружинин возвратился с осмотра шхуны. Шхуна оказалась английская "Rose". Бумаги в порядке. Имеет разрешение на охоту и рыбную ловлю в Охотском море от Японского правительства [Курилы тогда принадлежали Японии]... Шхуне предложено утром уйти и предупреждено, что при встрече с ней у этих берегов она будет конфискована. 5 октября. В 6 1/4 утра шхуна "Rose" снялась с якоря и, отсалютовав английским флагом, легла бейдевинд на левый галс".

12 октября "Крейсерок" столкнулся с еще одним браконьерским судном. В 6 часов 15 минут, находясь севернее мыса Терпения, вахтенные заметили шхуну, которая стояла на якоре, но вскоре снялась и направилась на север. На "Крейсерке" подняли флаг и сделали три выстрела, после чего отправились в погоню. Шхуну удалось догнать и заставить остановиться. Оказалось, что это была американская шхуна "Arctic", пришедшая из Хакодате. На борту находились 24 человека — все японцы, а капитаном был американец. Груза у них не было. Шкипер объяснил, что они остановились за питьевой водой, а их главная цель — добыча пушнины на Курильских островах, на что у них было разрешение японского правительства. После осмотра шхуна была отпущена, и, отсалютовав флагом, продолжила путь на север.

Зарубежные шхуны заинтересованы в ситуации вокруг острова и возможностях для браконьерского промысла. Встреча с "Крейсерком" удивила их.

4 октября "Крейсерок" покинул остров Тюлений, сменив караул. 28 октября шхуна бросила якорь на рейде Владивостока. Навигация 1888 года подошла к концу. Подводя итоги, можно констатировать, что использование "Крейсерка" для патрулирования было полностью оправдано.

Последняя навигация "Крейсерка"

В 1889 году командиром "Крейсерка" стал лейтенант Алексей Дружинин. Он снова отправился охранять Тюлений. 13 июня туда высадили караул, а "Крейсерок" ушёл в залив Терпения для гидрографических работ.

Осенью на остров начали приходить браконьерские шхуны. "Крейсерок" и оставленный на Тюлений караул несколько раз прогоняли их, но в октябре пришло время снимать караул. Последний день патрулирования, 15 октября, оказался знаковым — "Крейсерок" арестовал шхуну "Роуз", которая снова попалась под американским флагом.

Капитаном "Роуз" был старый знакомый Дружинина — шкипер Декстер, бывший капитан "Генриетты". Неизвестно, было ли это совпадением или частью плана мести за конфискацию, однако связь между ними явно прослеживалась.

Дружинин разделил 17 арестованных американцев: Декстер и восемь матросов отправились на "Крейсерок", остальные остались на "Роуз" с пятью русскими моряками. Оба судна взяли курс на Владивосток, но в шторм они потерялись.

Ночью 16 октября "Роуз" наскочила на камни у мыса Терпения из-за сломавшегося компаса. Американцы первыми бросились в шлюпку, оставив своих товарищей. В итоге "Роуз" была разбита штормом, и выжить удалось лишь одному — кондуктору Василию Корсунцеву, который добрался до берега, где его нашли орочи.

Корсунцев рассказал, что американцы могли намеренно сломать компас, подложив под него топор. Во время паники при эвакуации один из американцев ранил русского матроса Трапезникова. 17 октября "Крейсерок" вернулся в поисках "Роуз", но, не найдя никого, отправился к южной оконечности Сахалина. 25 октября его видели там в последний раз.

Поиски

8 ноября контр-адмирал Ермолаев отправил телеграмму в Санкт-Петербург, беспокоясь о пропавшем "Крейсерке". Он попросил разрешение отправить пароход "Владивосток" на поиски. Два дня спустя министр дал добро, и 12 ноября "Владивосток" вышел в плавание.

27 ноября командир парохода сообщил, что последний раз "Крейсерок" видели у Крильонского маяка 25 октября. Судно было в хорошем состоянии, и что произошло дальше — неясно.Одна из версий гласит о том, что бывший капитан "Генриетты" Декстер решил отомстить русским за понесенные убытки, поднял на судне бунт и в условиях штормовой погоды и беспорядка на шхуне, она потерпела крушение и затонула.

Реставрация памятника в 1982 г. На памятнике был установлен якорь Холла, вместо оригинального адмиралтейского якоря. Фото: из открытых источников
Реставрация памятника в 1982 г. На памятнике был установлен якорь Холла, вместо оригинального адмиралтейского якоря. Фото: из открытых источников

Команда "Владивостока" осмотрела Тюлений и залив Терпения. Там нашли обломки шхуны "Роуз" и тело лейтенанта Налимова. Также в лазарете поста Корсаковский оказался единственный выживший с "Роуз" — квартирмейстер "Крейсерка" Василий Корсунцев.

Эта информация вызвала тревогу и недоумение у командования. Посыпались запросы и телеграммы. Ситуацию удалось прояснить лишь после того, как командир парохода привез копию протокола опроса Василия Корсунцева. Из протокола:

"9 ноября 1889 года в 7 часов вечера доставлен в пост Корсаковский человек, назвавший себя квартирмейсером Сибирского флотского экипажа Василием Николаевичем Корсунцевым, который заявил, что он находился на арестованной американской шхуне "Роза", потерпевшей крушение у мыса Терпения. При осмотре Корсунцева у него оказались обмороженными ноги. На следующий день при опросе Корсунцев показал: "Военная шхуна "Крейсерок" 13 июня сего года высадила на Тюлений остров отряд, состоявший из меня и четырех матросов Сибирского флотского экипажа: Тихона Зеленкина, Ивана Кряжева, Дмитрия Белкина и Ивана Судакова; я был назначен старшим этого отряда и отряду приказано было оберегать котиковые лежбища от хищнической охоты на котиков. С 7 октября мы замечали, что около острова ходит какая-то шхуна, а 13 октября к острову подошел "Крейсерок". Шхуна, которую мы замечали 7 октября, в это время была с другой стороны острова и я начал делать знаки об этом командиру "Крейсерка". Знаки эти на "Крейсерке" заметили, он обошел на другую сторону острова и погнался за шхуной. 15 октября браконьерскую шхуну удалось догнать и арестовать. Ею оказалась "Роза". На "Крейсерок" были отправлены командир шхуны и пять человек матросов-американцев [еще трое американцев были арестованы на берегу]. На "Розе" остался лейтенант Налимов, который по приказанию командира "Крейсерка" принял командование шхуной и с ним я и четыре матроса: Тихон Зеленкин, Иван Кряжев, Иван Трапезников и Павел Савин; кроме того на шхуне находилось восемь человек из экипажа этой шхуны. "Крейсерок" снялся и пошел в море; следом за ним, идя ему в кильватер, пошла и наша шхуна. Часов в 11 ночи виден был огонь с "Крейсерка", а затем огонь скрылся. Когда я об этом доложил командиру, то он сказал: "как-нибудь проходим до утра". Командир все время сам стоял на компасе, который очень плохо показывал; вероятно, американцы его испортили. В три часа ночи шхуна с полного хода села на подводный камень и сразу дала течь по килю; в это время ветер сильно засвежел. Как только шхуна села, пробовали сниматься и ставили все паруса, но шхуна не сошла с камня. Ее сильно било о камень, корму разбивало волнами и заливало водой. Когда убедились, что шхуну нельзя снять, то начали спускать шлюпки.

Первую шлюпку, как только спустили, сейчас же залило волнами. Затем спустили вторую шлюпку и в нее сейчас же бросились американцы и один наш матрос Кряжев. В это время я увидел, что матрос Трапезников стоял и ничего не делал; я его спросил: "отчего ты не работаешь?", он ответил: "меня американец зарезал, ударил ножом в горло".

Шлюпка, на которую сели американцы и матрос Кряжев, оттолкнулась от шхуны и мы видели, что она благополучно вышла. Командир не захотел сесть в эту шлюпку, хотя и успел бы это сделать, а остался на судне, причем говорил, что он не оставит судна, с ним осталось и нас четверо. До рассвета мы просидели на шхуне, корму которой совсем разбило, держась за борта. Когда начало светать, мы увидели берег не более, как на версту от шхуны, а милях в 4-х виден был мыс Терпения.

Когда стало светло, мы хотели спустить на воду последнюю шлюпку, оставшуюся на шхуне, но не могли этого сделать и шлюпку перевернуло вверх килем. Когда шлюпка была унесена, мы сделали из гиков плот. Командир первый взялся за конец и начал спускаться на плот; в это время подошедшей волной накрыло нас и сбило с ног на палубу, а командир выпустил из рук конец и упал за борт и тут же его отнесло зыбью от шхуны. После этого только раз показалась из воды голова командира и он утонул.

...мы не захотели спуститься на плот и рассудили ожидать, пока совсем разобьет шхуну, думая спастись на обломке палубы. Ветер все свежел и около полудня 16 октября мачты упали, шхуну, разбив окончательно, снесло с камня на глубину, где и затопило... часть разбитой палубы, отделившись от корпуса, плавала на поверхности; я, раненый Трапезников и Зеленкин держались на ней, а Савин ухватился за обломок борта и тоже держался на нем.

Держась на обломке палубы, мы видели, что приходил "Крейсерок" по направлению к Тюленьему острову и начали подавать знаки, но с "Крейсерка" нас не заметили, вероятно потому, что наш плот не виден был в волнах. Трапезников вскоре умер и мы его привязали к плоту. Под вечер нас несло на гряду и смыло волной всех с нашего плота… Когда совсем стемнело, меня прибило к берегу, ветер начал стихать и я вышел на берег и лег в траву, тут я немного отдохнул и пошел берегом к мысу Терпения.

По берегу... мне попадались обломки разбитой шхуны и шлюпок. Вскоре я увидел огонь и начал кричать, но не мог докричаться и сел в траву, где просидел до рассвета. Когда совсем рассвело, утром 11 октября накрыл туман и пошел дождик, так что ничего не было видно на море. Весь день 17 октября я проходил по берегу и вышел на мыс Терпения, на восточном берегу этого мыса мне попалась необитаемая юрта, в этой юрте я ночевал. На утро 18 октября я оставил юрту и пошел по берегу, шел весь день и ночь. Утром 19 октября встретились два орочена охотника, они покормили меня".

Тайна гибели "Крейсерка"

На этом показания Корсунцева заканчиваются, но вопросы остались и главным из них был: куда делся "Крейсерок"?

Через месяц этот вопрос был разрешен. После трагедии, в конце ноября 1889 года, японцы нашли обломки "Крейсерка" на северо-западе Хоккайдо, недалеко от селения Ваканаи. Эта информация дошла до русских властей, и контр-адмирал Владимир Шмидт отправил лейтенанта Бухарина с командой, чтобы подтвердить, что это именно "Крейсерок".

В 2008 г. памятник был восстановлен. Фото: из открытых источников
В 2008 г. памятник был восстановлен. Фото: из открытых источников

Добраться до места было непросто — шёл снегопад. На месте крушения моряки нашли доску с названием судна и труп моряка в русском мундире, который оказался матросом Фёдором Ивановым. Японцы передали России Андреевский флаг и другие вещи с "Крейсерка". По мнению местных жителей, русское судно погибло в результате обледенения, чему способствовал сильный шторм со снегопадом. Однако истинная причина гибели шхуны так и осталась тайной. Вполне возможно, что капитан Декстер попытался захватить свое бывшее судно. По крайней мере, об этом во Владивостоке много говорили и писали в местной прессе.

Память

В 1890 году было решено установить памятник экипажу "Крейсерка" во Владивостоке. Сбор средств затянулся на семь лет. Памятник сделали по образцу монумента клиперу "Опричник" в Кронштадте, но он состоит из 22 блоков розового гранита — по одному за каждого члена экипажа и командира Сергея Россета. Это был первый памятник, сооружённый во Владивостоке, но его открыли вторым, позже памятника адмиралу Невельскому.

В советское время памятник подвергся поруганию: он потерял адмиралтейский якорь, вместо которого установили статую Ленина. Так он стоял до 1962 года, когда решили восстановить памятник. Однако реставрация была сделана некачественно, и вместо нужного якоря поставили якорь Холла. В 2008 году памятник снова отреставрировали, но мемориальная доска с именами моряков так и не была восстановлена. Оригинал утратился, и список экипажа пока не найден. Остается надеяться, что рано или поздно они будут найдены и памятник обретет первоначальный вид.