Найти тему

Как и зачем гробят Почту?

С недавних пор приходящим на почту людям стали предлагать купить кофе, гречку, десерты и т.п. прямо в почтовом отделении. "Почта России", которую эксперименты с превращением из государственного предприятия в "современную бизнес-модель" и передел рынков компаниями-доставщиками ("Вайлдбериз", "Озон") довёл до многомиллиардных долгов, стала превращаться в магазин всякой всячины, только не в нормально работающую почту. Вместо того, чтобы навести порядок на Почте, на которой лежит ответственность перед миллионами простых людей, ввести чёткий государственный контроль, покрыть долги из государственного бюджета и оградить от конкуренции "делающих бизнес" корпораций-монополистов, государство "умывает руки", а на деле — позволяет наживаться директорам и хозяевам "маркетплейсов".

Платят за это операторы и почтальоны, которые с мая 2023 года сталкиваются с урезанием ставок, снижением реальной зарплаты, сверхурочной работой за копейки (четверть обычной ставки) и по первому вызову начальства, массовой текучкой, которая выгодна хозяевам. Часть этой "стратегии" — скрестить общественное учреждение, Почту, с торговой лавочкой.

Хотят, чтобы за этот бизнес расплачивались сами почтовики: в продуктовых магазинах есть целый "штат" работников, свои схемы поставок, персонал по обслуживанию. На Почте эту функцию, как следует из приходящих нам писем, зачастую выполняют те же самые работники, которые устроены операторами. Этот труд оплачивается за копейки, а работник вынужден метаться, чтобы в перерывах между приёмом заказов продавать баночки с кофе, а вместе с письмами таскать на своём горбу тонны рекламной макулатуры; "секрет фирмы" — сказочное удешевление зарплаты, сказочная рентабельность для хозяев.

Не мудрено, что люди не выдерживают и уходят с работы, профессия почтальона из призвания становится "чёрной работкой" наподобие разносчика "Макдональдса" — человек не может концентрироваться, получает мизерную плату за серьёзный труд, не выдерживает и уходит, на его смену приходят другие. Опытный класс работников просто-напросто выбивают, заменяя их чернорабочими, которые не задерживаются надолго, которые не будут возмущаться. И ещё хуже и кощунственнее, когда почтальон — работающей пенсионер, который вынужден всё это терпеть, чтобы свести концы с концами, у которого подчас нет выбора куда идти. Раньше над такими словами смеялись, но каким словом назвать это состояние, как не самой бессовестной эксплуатацией, когда пользуются старостью человека, отсутствием рабочих мест в деревнях, чтобы заставлять его работать продавцом и почтальоном, платя полноценную ставку только за последнее?

Вместо качественной работы директора "Почты России" и те, кого они обслуживают, поставили себе другую задачу — "делать бабки". Профессиональный класс сознательно истребляется, качество обслуживания ухудшается на порядок, работники — подвергаются подчас самой бессовестной эксплуатации. Раньше почтальоны часто уходили с Почты. Но чем дальше, тем больше, особенно в регионах, люди понимают — новая работа будет не лучше, а по каким-то условиям и хуже, уходить — не вариант. Это горькая правда, потому что с бессовестной эксплуатацией сталкиваются всё больше работников и в других отраслях, просто сбежать от неё не получается.

Ответить на это можно только одним образом: работники Почты должны начать объединяться, начать крепить связь между рядовыми работниками прежде всего из других отделений, помогать друг другу советом и сводками с мест. Это трудная, подчас кажущаяся бесполезной задача. Но другого выхода у нас нет: если мы наладим такую связь, если мы создадим общероссийское объединение почтальонов сначала в формате чата, затем — в более осязательной форме, выдвинем ясные и справедливые требования, будем последовательно бороться за них, наладим регулярную огласку и смычку с сочувствующими, тогда мы сможем изменить ситуацию. В выздоровлении Почты заинтересован многомиллионный народ нашей страны, простые люди сочувствуют нам, а не тем, кто хочет превратить общественно важную службу в торговую лавочку с работающими за символическую плату безмолвной "чёрной костью". Объединившись с ними, объединившись между собой, мы вылечим Почту, пресечём хамские выходки отдельных директоров, добьёмся справедливости.