Найти в Дзене
Moto_Ogr

Как появился мотошлем

Современные мотоциклетные шлемы изготавливаются из композитов из углеродного волокна и кевлара. Очень легкие материалы, обеспечивающие высокую ударопрочность. Но так было не всегда. Мотшлем тоже прошё1л свой путь развития.

Мотоцикл и шлем родились не вместе! Он появился только тогда, как была установлена связь между безопасностью и использованием шлема.

1867 – Упоминание первого мотоцикл, работающего на пару, изобретатель Сильвестр Говард Роупер.

1885 - Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания. Он был создан Готлибом Даймлером и Вильгемом Майбахом – будущими основателями Mercedes. Авторы назвали его “Рейтваген”, что переводится как “автомобиль для верховой езды”

-2

Начало 1900-х - Родились первые мотоциклетные бренды: Harley-Davidson, Triumph, Indian, Norton… По мере того, как производители этих первых мотоциклов начали развивать все более высокие скорости, начали появляться травмы, вызванные авариями. Голову пока никто не защищал.

-3
Мотоциклист в "шлеме" 1914 год
Мотоциклист в "шлеме" 1914 год

В 1914 году британский учёный Эрик Гарднер начал осматривать пациентов с травмами, полученными в результате аварий на мотоциклах. Из-за большого количества пациентов с травмами головы у него возникла идея разработать шлем, закрывающий голову этим безумным гонщикам.

Гарднеру удалось сделать использование шлема обязательным для гонщиков на гонках TT на острове Мэн в 1914 году. Итак, мы можем установить, что первые шлемы и правила относятся к 1914 году.

Но это были только предки современных шлемов, сделанные из кожи, и во многом они служили для защиты гонщиков от холода. В любом случае, следует признать, что использование шлема вне гонок не стало популярным и было не обязательным.

1914 год
1914 год
Это фото с гонок на острове Мэн, но уже середины 20 века
Это фото с гонок на острове Мэн, но уже середины 20 века

Все начало меняться в 1935 году со смертью знаменитого армейского офицера Т.Э. Лоуренса. Более известный как Лоуренс Аравийский, этот офицер был национальным героем и настоящей знаменитостью того времени. Он погиб в результате травм головы, полученных в аварии на мотоцикле.

Brough Superior SS100 - топовый спортбайк своего времени, на котором ездил Лоуренс
Brough Superior SS100 - топовый спортбайк своего времени, на котором ездил Лоуренс
ТОт самый Лоуренс Аравийский на своём мотоцикле
ТОт самый Лоуренс Аравийский на своём мотоцикле

Врач, лечивший Лоуренса, Хью Кэрнс, инициировал расследование в связи со смертью знаменитости. Результаты исследования показали, что повреждения головного мозга напрямую связаны с теми авариями, в которых не было защитного шлема.

С 1941 году шлем стал обязательным для мотоциклистов британской армии, которые ездили, как посыльные, или управляли дорожным движением. Можно сказать, что Британская армия была первым официальным органом, который сделал защиту головы мотоциклиста обязательной во время Второй мировой войны. Первый официальный шлем был изготовлен из резины и пробки, что не идет ни в какое сравнение с современными шлемами.

Первый официальный мотошлем.
Первый официальный мотошлем.

В 1953 году, Чарльз Ф. Ломбард, исследователь Военно-воздушных сил США, запатентовал первый мотоциклетный шлем. Этот шлем был специально разработан для езды на высоких скоростях. Он состоял из прочной внешней оболочки и двух слоев набивки: один для комфорта, а другой поглощает и рассеивает энергию, образующуюся при ударе.

Хотя шлем не был обязательным для езды, после Второй мировой войны, начали появляться первые специализированные производители. Одним из пионеров в Европе был итальянский AGV. Основанная в 1947 году Джино Валенца в Амисано, откуда родом AGV. Компания начала производить мотоциклетные сиденья, а затем перешла к аксессуарам, таким как шлемы.

В 1954 году итальянский бренд уже выпускал первый мотоциклетный шлем из стекловолокна. Использование этого типа материала представляло собой большую эволюцию, и даже сегодня шлемы делятся на те, которые имеют волокнистую оболочку, и те, которые ее не имеют.

Шлем AGV 160 для участия в гонках
Шлем AGV 160 для участия в гонках

Джино Амисано из AGV изучил шлемы, которыми пользовались пилоты реактивных истребителей того времени, и заметил, что они обеспечивали большую защиту, а также имели привлекательный современный дизайн. Компания AGV представила свою первую модель шлема 3/4 в 1955 году на Лондонском международном автосалоне, и она сразу же стала хитом продаж.

Шлем 3/4
Шлем 3/4

В 1958 году AGV начала агрессивную маркетинговую стратегию. Это была первая компания, которая использовала мотогонки и гонщиков в своей рекламе. AGV разместили рекламные баннеры на поворотах трассы, на которых, будут сосредоточены глаза и чувства зрителей. Название, логотип и продукция AGV были повсюду. В Италии AGV стало именем нарицательным.

В 1967 году Джакомо Агостини и AGV произвели очередную революцию в истории мотоциклетных шлемов, во время официальных гонок используя полнолицевый мотоциклетный шлем, подобный современным.

-12

Примерно в то же время родились некоторые из самых известных брендов: в Соединенных Штатах Bell, в Японии Arai, которая была первым японским брендом, или Shoei, другие бренды, инновации которых привели к развитию рынка.

В 80-х Shoei изготовила первый многоволоконный шлем с использованием карбона и кевлара - модель GRV, которую носили чемпионы мотогонок.

-13

В 1957 году был основан Мемориальный фонд Снелла (Snell) в память об Уильяме "Пите" Снелле, погибшем в трагической автокатастрофе на спортивном автомобиле. Этот Фонд предоставил возможность независимого тестирования качества шлемов без предвзятого отношения к производителю или правительству.

В 1966 году Американский национальный стандарт безопасности мотоциклетных шлемов объявил один из самых распространенных стандартов безопасности для всех мотоциклетных шлемов (DOT) - первый пример омологации.

В 1961 году в Австралии на государственном уровне узаконена обязанность мотоциклистов использовать шлем.

В 1967 году в СССР впервые стало обязательным использование защитного шлема при езде на мотоциклах и мотороллерах.

В 1973 году власти Великобритании сделали ношение мотоциклетных шлемов обязательным, Италия сделала это в 1986 году, тогда как в Испании это произошло в 1992 году.

В 2013 году в России ношение мотошлемов стало обязательным для водителей маломощных мопедов и мотороллеров.

С 2021 года в Москве появились камеры с функцией фото и видеофиксации мотоциклистов без шлемов, признак нарушения выявляет обученная нейросеть, которая умеет различать шлемы разных форм. До 2023 года водителей без шлема не штрафовали, а просто тестировали систему, с 2023 года водителям стали приходить штрафы за езду без шлема.

Согласно исследованию дорожно -транспортных происшествий, мотошлемы снижают уровень травм позвоночника на 22 %, черепно-мозговых травм среди мотоциклистов на 70 %, а смертность на 40 %.

-14
-15

-16

Другие статьи на канале:

Популярное на канале

Мотоинтервью

Мотофилософия

Мотобезопасность

Мотокино

Мотостихи

Мотоюмор

Мотокниги

Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме

Поддержать развитие канала можно здесь: