« Врачи любят играть в диагнозы», — признался доктор Майкл Мармор , профессор офтальмологии Стэнфордского университета и автор нескольких книг о художниках и зрении. Большинство медиков сообщают заключения лишь пациентам. Но существует целая субкультура докторов , которые увлекаются историями болезней известных умерших художников и тем , как эти недуги повлияли на их творчество.
Искусствоведение и медицина имеют одну важную общую черту: обе дисциплины требуют внимательного наблюдения и некоторых умозаключений , что привлекает практиков , которые любят хорошие головоломки. В последнее время эти две сферы начали пересекаться ещё больше. Медицинские школы в США всё чаще включают уроки искусства в свои программы , а исследования показывают , что изучение произведений тренирует у врачей навыки наблюдения. Это объясняет , почему некоторые медики проявляют интерес к жизни и творчеству мастеров искусства.
Рецензируемые медицинские журналы изобилуют исследованиями , в которых диагностируются болезни умерших художников. Выводы основываются как на врачебных записях , так и — в редких случаях — на анализе физических останков. Но чаще всего доктора-светила обращаются за подсказками к произведениям мастеров.
К этому стоит относиться просто как к игре. Доктор Мармор предупреждает , что часто врачи оперируют неточными величинами и заходят слишком далеко в своих выводах. «Художники имеют право рисовать как им хочется , поэтому стиль может изменяться и это не обязательно указывать на болезнь, — сказал он. — Умозрительные построения — это всегда весело , но не тогда , когда они представлены в научных журналах как „доказательства“». В семи опубликованных исследованиях , о которых речь пойдёт ниже , использовалось множество изобретательных методов. Учёные старались составить более полную картину физического здоровья художников в попытке лучше понять их творчество.
Больные руки Микеланджело.
Однажды Микеланджело, которому было уже под восемьдесят , написал своему племяннику , что руки — его основной инструмент — причиняют ему огромную боль. «Ведение записей доставляет мне большой дискомфорт», — сетовал итальянский художник и скульптор эпохи Возрождения. И если писать ему было нелегко , то работать молотком и долотом над прочным блоком каррарского мрамора , вероятно , просто невыносимо. Но современные врачи до сих пор не могут точно определить , от какого именно заболевания суставов пострадали пальцы знаменитого скульптора.
Власти церкви Санта-Кроче во Флоренции , где похоронен Микеланджело , запретили эксгумировать его останки для патологических изысканий. Поэтому команда из пяти медицинских экспертов подошла к проблеме творчески. В своем исследовании от 2016 года , опубликованном в «Журнале Королевского медицинского общества», врачи решили опираться на три портрета художника — два прижизненных и одну более позднюю копию. Они пришли к выводу , что у Микеланджело был остеоартрит ( повреждение хрящей и окружающих тканей), вызванный многолетней работой с камнем.
Косоглазие Леонардо да Винчи.
Художники видят мир иначе , и некоторые офтальмологи приписывают такое творческое видение именно особенностям их зрения. В исследовании , опубликованном в 2018 году в «Журнале Американской медицинской ассоциации», утверждается , что у Леонардо да Винчи было косоглазие. Такое нарушение приводит к потере восприятия глубины — и этот недуг мог бы объяснить необычайные способности мастера эпохи Возрождения. Если у Леонардо действительно было косоглазие , это было бы «довольно удобно для художника», — пишет автор исследования Кристофер Тайлер. Он считает , что взгляд на мир одним глазом позволяет напрямую сравнивать натуру с нарисованным или написанным плоским изображением.
В своём исследовании Тайлер сравнил шесть работ , в которых , как считается , художник изобразил себя — в том числе « Спасителя мира» и «Витрувианского человека». Учёный обосновал свой выбор словами Леонардо о том , что все его работы в той или иной степени воспроизводят его самого. Затем офтальмолог измерил угловое расхождение зрачков в этих произведениях и усреднил его. Этот показатель соответствовал косоглазию.
Искажённое видение Эль Греко.
В 1913 году офтальмолог Герман Беритенс подверг сомнению то , что драматически удлинённые фигуры испанского художника эпохи Возрождения Эль Греко были стилистическим ходом. Он утверждал , что у художника серьезный астигматизм. Это — искажение зрения , которое возникает из-за того , что свет на сетчатке фокусируется неравномерно. Должно быть , это заставляло мастера в реальности видеть вытянутые по вертикали фигуры , которые он затем переводил на холст. Теория Беритенса объясняла уникальность Эль Греко и вызвала сенсацию , когда попала в газеты.