Последние два года внимание Императорской археологической комиссии обращено на устья реки Дон и близлежащие местности. Так, в настоящее время производятся раскопки близ селения Недвиговки, а 10 июня закончились близ станицы Елизаветинской. Последние велись под руководством хранителя музея Императора Александра III А. А. Миллера и дали на этот раз колоссальный по богатству, разнообразию и ценности материал.
Работы продолжались всего только две недели и за это время было раскопано двадцать курганов, принадлежащих к одному и тому же, огромнейшему по своим размерам, кургану-могильнику.
Последний вместе с развалинами городища и жилищ занимает протяжение около двадцати вёрст, лежит между южным рукавом Дона и протоком Лагутником и представляет собой остатки некогда процветавшей греческой колонии Танаид.
Танаид являлся главнейшим пунктом сношений варваров с греками, и изыскания в этой области представляют, несомненно, богатый научный интерес. Весь могильник представляет собой чрезвычайно разнообразную картину, начиная с едва заметных курганчиков и доходя иногда до курганов в несколько сажень высоты.
Раскопки велись в разных местах и, тем не менее, весь найденный материал, по стилю золотых вещей, керамики, по клеймам на амфорах, которые делались в колониях особыми чиновниками-астиномами, относится к V-III веку до Рождества Христова и должен быть разделён на две категории:
- предметы греческой техники, служившие варварам для торжественных парадных случаев жизни,
- предметы варварского производства, употреблявшиеся в обыденной повседневной жизни.
Первые обнаружены в могилах; вторые – при раскопках городища и особенно жилищ.
Все могилы устроены по одному образцу. Они представляют собой прямоугольные или квадратные ямы, глубиной около одного метра, со стенками, обложенными толстым слоем местного камыша.
Скелеты расположены, большей частью, головой на запад, при этом в ногах всегда находятся амфоры и иные сосуды, кости лошади, ожерелья и оружие обыкновенно лежат на своих местах. К этому надо заметить, что, в виду чрезвычайной сырости почвы в этом месте, бронзовые и железные предметы совершенно уничтожены ржавчиной. Внешняя форма могил почти всегда – курганы полушаровидной формы, обложенные вокруг кольцом-оградой из камней.
Все найденные вещи, и особенно золотые, представляют ещё больший интерес, являясь произведениями искусства соответствующей эпохи.
А. А. Миллеру удалось на этот раз достигнуть блестящих результатов.
Трофеи раскопок отправлены в Петербург в пяти ящиках, весом в общей массе около 85 пудов.
Среди массы разнообразных вещей: оружия, украшений, произведений искусства, домашней утвари и прочего попадаются единственные в своём роде экземпляры.
Из отдела оружия попадаются железные копья, мечи прямые и короткие, метательные дротики, бронзовые стрелы, щиты совершенно круглой формы, что является чрезвычайно характерным обстоятельством, и чешуйчатые панцири.
Из украшений обращают на себя внимание бусы, приготовленные из разноцветной стеклянной пасты и раковин Сурчева, спиральные браслеты, между прочим, особенно редкий экземпляр серебряный, а также и золотые в виде ленты, заканчивающейся двумя головками змей. Кроме того, попадаются и бронзовые браслеты. Попадаются серьги, в большинстве случаев сделанные из серебра и имеют овальную форму.
Затем в одной из могил найдены целиком украшения для пояса. Последние состоят из 82 золотых нашивных бляшек, прямоугольной формы, около полутора дюйма длины и одного дюйма ширины, нескольких треугольничков пирамидальной формы, круглых подвесочек, в виде пуговицы и изображений зайчиков.
Попадаются также украшения и другой формы, в большинстве всё же золотые. Между прочим, на нашивных бляшках выдавлены ручной работой и отчётливо видны изображения какого-то мифического существа – птицы с человеческой головой.
Другим уникумом настоящих раскопок является рог, служивший кубком его древнему владельцу. Верхняя часть рога отделана золотой пластиной лентой, шириной около трёх вершков, в виде каймы. На ней так же выдавлен отчётливый, повторяющийся рисунок борьбы грифона с дельфином – известный византийский сюжет. Кайма по краям украшена двумя сканными поясками. Несмотря на своё пребывание в земле более двух тысяч лет, эта вещь чрезвычайно хорошо сохранилась.
Ещё более выдающуюся редкость представляют собой ножны ″акинаки″, так назывался среди варваров особый вид меча. Ножны так же, как и массивная рукоятка меча, и боковая лопасть ножен, изготовлены из золота. На них изображён рисунок борьбы грифона с оленем. Рисунок сделан чрезвычайно художественно. К сожалению, только ножны, лежавшие на костях скелета, оказались переломленными в двух местах.
Затем обращает на себя внимание находка гривны. Гривна – это массивный гладкий шейный обруч, сделанный из золота, весом около двух с лишним фунтов. На концах его находятся небольшие украшения, сделанные сканью и зернью. Гривна эта служила, по-видимому, знаком власти какого-либо высокопоставленного лица, на погребение которого посчастливилось напасть исследователям.
В могилах также найдена разнообразная посуда, греческие амфоры, чернолаковые сосуды, сделанные из красной глины и украшенные вдавленными розетками.
Там же найдено два медных котла рюмковидной формы, но разных размеров – один больше, другой меньше. К одному из них в основание вделана ножка для укрепления её в материале костра.
В этом же котле оказался целиком скелет барана, представляющий для естествоиспытателя находку первостепенной важности. Скелет будет направлен в зоологический музей в Санкт-Петербурге.
Само городище расположено посередине курганного могильника. Оно очень обширно и состоит из двух частей, окружённых валами. При этом внутренний вал значительно больше наружного.
Произведённые здесь раскопки также дали большой материал.
Верхний слой почвы здесь состоит почти целиком из мусора, черепков, пепла, угля, черепицы, остатков пищи (кости рыб, баранов, какой-то птицы и лошади), каменных грузил от сетей, остатков построек из необтёсанного камня дикаря, скреплённых глиной и крытых камышом или черепицей, и стеклянного шлака.
Последнее обстоятельство представляет факт первостепенной важности, так как указывает на практиковавшееся здесь производство стекла.
В жилищах найдены уже предметы домашнего обихода второй категории, то есть работы варваров, употреблявшиеся в обычной повседневной жизни.
Все они грубейшей работы, сделаны из глины, даже не на гончарном круге, а вылеплены руками и украшены простым ногтевым орнаментом. Здесь же найдены и свинцовые светильники. Все эти вещи направлены в Петербург, в Императорскую археологическую комиссию, за счёт которой и производились раскопки.
Газета «Донские областные ведомости» № 125 от 18 июня 1909 года.
Навигатор ← Археология и памятники старины
► Подборка "Археология"