Найти в Дзене

Музей Дом Станционного смотрителя в Выре

Добрый день, дорогие читатели! Давно я ничего не писала, коплю материал, чтобы долгими зимними вечерами вспоминать лето и сочинять что-то интересное Были сегодня проездом в Выре и не могли не остановиться у Дома станционного смотрителя. Между прочим, ехали по той самой дороге, по которой путешествовал не только Пушкин, но и Николай Второй. Динабургский почтовый тракт – так называлась дорога, построенная в 1830-1840 годах на месте прежнего Белорусского тракта. Её отсчёт начинался от петербургского почтамта, путь шел через Санкт-Петербургскую, Псковскую, Витебскую губернии, доходил до Динабурга, ныне Даугавпилса, и дальше – до Варшавы, соединяя столицу с западными и южными губерниями Российской империи. Вырская почтовая станция находилась в старинной русской деревне Выра, первое упоминание о которой относится к 16 веку, и была третьей по счёту от Петербурга. Пушкин тринадцать раз останавливался здесь, отправляясь в своё имение в Михайловском и в южную ссылку. Дорожные наблюдения лег

Добрый день, дорогие читатели! Давно я ничего не писала, коплю материал, чтобы долгими зимними вечерами вспоминать лето и сочинять что-то интересное

Были сегодня проездом в Выре и не могли не остановиться у Дома станционного смотрителя.

-2
-3
-4

-5
-6

-7

Между прочим, ехали по той самой дороге, по которой путешествовал не только Пушкин, но и Николай Второй. Динабургский почтовый тракт – так называлась дорога, построенная в 1830-1840 годах на месте прежнего Белорусского тракта. Её отсчёт начинался от петербургского почтамта, путь шел через Санкт-Петербургскую, Псковскую, Витебскую губернии, доходил до Динабурга, ныне Даугавпилса, и дальше – до Варшавы, соединяя столицу с западными и южными губерниями Российской империи.

Вырская почтовая станция находилась в старинной русской деревне Выра, первое упоминание о которой относится к 16 веку, и была третьей по счёту от Петербурга. Пушкин тринадцать раз останавливался здесь, отправляясь в своё имение в Михайловском и в южную ссылку. Дорожные наблюдения легли в основу «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» – «Станционный смотритель», «Выстрел», «Метель». Смотритель, много лет работавший на этой станции, стал прообразом Самсона Вырина – главного героя повести «Станционный смотритель». 

История этого музея весьма необычна: он появился благодаря инициативе нескольких энтузиастов. В 1972 году, когда музей был открыт, его экспозиция состояла всего лишь из 72 предметов. Впоследствии она выросла до пяти тысяч. В 2018 году музей был закрыт на реставрацию и открылся в декабре 2020 года полностью обновленный. Даже бывавшие здесь ранее коллеги были удивлены происшедшими переменами. Сегодня музей – это большой комплекс, в который включены, помимо почтовой станции 1834 года, конюшни, шорные мастерские и пожарная каланча начала 20 века.

Экскурсия начинается с домика станционного смотрителя, и грустная история о бедном чиновнике самого низшего – 14-го класса – приобретает осязаемые формы. Брошенный на деревянном диванчике тулуп, в котором смотритель выходил встречать путников. Кровать за пологом, где можно было прикорнуть. Непритязательные картинки на стенах. Большая русская печь. Легко представить, как сюда входит озябший с дороги Александр Сергеевич и просит чашку чая. Станция в Выре относилась к третьему классу, поэтому ни гостиницы, ни трактира при ней быть не могло. Посетителям предлагали – за отдельные деньги – чай или кофе, а к ним сливки, баранки и лепёшки. Такие станции ямщики старались проезжать, не останавливаясь. Но бывало всякое, и чтобы не проголодаться, путники брали с собой и чайные принадлежности, и еду. Любопытно, что самыми популярными продуктами в дороге были, да-да! вареная курица и яйца.

-8

-9

-10

-11

-12

-13

Если кто-то подзабыл содержание пушкинской повести, в музее можно послушать аудио­спектакль «Станционный смотритель». А еще узнать, насколько сложной и опасной была работа ямщиков, и почему фельдъегерям лошади предоставлялись в первую очередь.

Фельдъегерская служба, основанная в 1796 году Павлом I, обеспечивала доставку приказов, донесений, ценных бумаг и посылок. Длина Динабургского тракта составляла 496 верст или 529 км. В сороковые годы 19 века фельдъегеря должны были преодолеть это расстояние за 24 часа, в то время как почтовые кареты добирались за 4-5 суток. Неплохая скорость, учитывая тогдашние транспортные средства и дороги.

Частные лица путешествовали летом в четырёх– или восьмиместных каретах, а зимой в санях. Стоили поездки дорого: в зависимости от дистанции от 20 до 30 рублей серебром. Полное представление о путешествии по Динабургскому тракту дает одноименная экспозиция. По этой дороге петербургские дворяне выезжали с вместительными чемоданами и баулами на летние дачи в Псковскую и Витебскую губернии. На выставке представлены дорожная посуда; одежда разных сословий, а также товары, которые можно было купить на ярмарках вдоль дороги. Здесь даже воссоздан интерьер почтовой конторы, откуда можно было отправить письмо и получить корреспонденцию, и торговой лавки с типичными для того времени товарами.

Для тех, кто воспринимает мир на слух, подготовлена уникальная аудиозапись, воспроизводящая звуки, которые мог слышать путешественник по Динабургкому тракту в середине 19 века: звон поддужных колокольчиков, песни ингерманландцев и русские фольклорные напевы. 

-14

-15

-16

-17

-18

Музей в Выре дает полное ощущение дорожной среды середины 19 века. И даже если вдруг вы не читывали «Станционного смотрителя», после посещения музея вам непременно захочется это сделать. И лучше всего – с детьми: для них здесь приготовлено много интересных экскурсий, игр и мастер-классов.