Найти тему
Vrihedd ard Targaid

Счастье в жизни предскажет гаданье, и внезапный удар роковой

Дом Дракона настойчиво зовет меня немного порассуждать о таком элементе фентази как пророчества и предсказания, поскольку совершенно очевидно, что создатели этого сериала, - да и Игры Престолов, - в пророчества не очень умеют. Мягко скажем.

Ведь предмет этот достаточно интересный, потому что одновременно сложный и простой. С помощью прорицаний автор/сценарист/режиссер может закрутить самые разные истории. В конце концов, с пророчествами еще древние греки в своих произведениях устраивали эквилибристику. Не утихает эта тема и сейчас, самый яркий пример фендом Гарри Поттера, где, как известно Пророчество играет очень важную роль, его невозможно забыть или обойти хотя бы упоминанием. Да и в принципе, в реальности до сих пор встречаются люди, которые верят всяким гаданиям, потому что «устроены так люди, желают знать, что будет».

-2

Но вернемся к выдуманным произведениям в той или иной форме. Любое из них строится по определенным законам. Эти законы можно нарушать, да вот беда, нарушать их так, чтобы от этого произведение только выигрывало, приобретая некие нетривиальные форму и содержание – это высший пилотаж. Я вот и примера такого навскидку привести не могу.

Во всех остальных случаях получается то, что называется ляп, сюжетная дыра, «ружье Бондарчука» и так далее.

По одной простой причине, - в произведении все должно быть так или иначе связано между собой. Предсказание тоже существует не в вакууме, оно должно быть для чего-то. К чему-то вести. В этом смысле все очень просто, - садясь что-то писать, автор в первую очередь должен знать ответ на вопрос «зачем».

Если ответ на этот вопрос «чтобы было» или всего лишь «ну, мне кажется, так будет интереснее» - то работать этот ход не будет и интереснее никому не станет.

Потому что зритель или читатель не любит, когда обманываются его ожидания. С пророчествами это работает точно так же. Персонажу выдается предсказание, и зритель ждет, что оно будет иметь значение. Хоть какое-то. А когда этого не происходит, то возникает как минимум недоумение.

-3

Например, в Игре Престолов фигурируют предсказания Мегги-Лягушки Серсее. Серсея действует с оглядкой на них, пытаясь извести Тириона и Маргери, и даже ее сомнительный конец в объятьях Джейме можно с натяжкой зачесть в сбывшееся предсказание, мол, вот оно что оказывается.

А вот с предсказанием для Арьи уже так не получилось. Напомню, Мелисандра предсказала, что та закроет карие, синие и зеленые глаза. Под карие подходит Фрей, голубые – Король Ночи, а с зелеными вышла промашка, как бы не пытались нынче натягивать сову на глобус и объяснять, что то был Петир Бейлиш. Потому что во-первых, то, что у Петира серо-зеленые глаза знают лишь канонофилы-задроты, в сериале этого нет, а во-вторых, нарушен порядок перечисления, ведь Петира зарезали до битвы с Королем Ночи. Поэтому все дальше и ждали, кого же из Ланистеров грохнет Арья, и были весьма разочарованы, когда ничего не случилось. Это грубая ошибка.

-4

Впрочем, с пророчествами Хелейны Таргариен в Доме Дракона все еще хуже.

Потому что пророчество в повествовании – это всегда обстоятельство той или иной силы, оно для этого и существует. Убери из истории Гарри Поттера Пророчество – не будет самой истории. Волдеморт не пойдет к Поттерам, те, если и погибнут, то какой-то другой смертью, Дамблдор не будет растить своего героя и т.д.

Конечно, не обязательно предсказание должно иметь такую силу, но какую-то обязательно, как-то должно влиять на события.

Варианты могут быть самые разные. Например, персонажи не верят в пророчество, но сама судьба ставит их в такие обстоятельства, которые можно зачесть как сбывающееся предсказание. В результате чего ГГ меняет свое мнение. Жалеет, что раньше не прислушался и мог попытаться избежать чего-то плохого. Или просто начинает действовать с оглядкой на предсказание. Или все сразу. (Пол Атрейдес в новой Дюне.)

Есть вариант античной Кассандры, когда пророчество истинное, но в него никто не верит и это приводит к трагедии.

-5

Могут быть самые разные варианты, когда персонаж верит в предсказание. Тут вообще полное раздолье.

Например, ГГ поверил в пророчество и своими действиями запустил его исполнение. Чаще всего суть в том, что от судьбы не уйдешь, потому что обычно в подобных историях дело касается какого-то негативного предсказания, и ГГ пытается избежать его осуществления, но его действия наоборот приводят к исполнению пророчества. Классика. От Эдипа, которому было суждено убить своего отца и жениться на матери, и прочих античных героев, до пресловутого Волдеморта.

-6

Кстати, пророчество может быть ложным, его может выдать шарлатан, или ГГ намеренно пытались обмануть, но суть в том, что персонаж поверил и своими действиями привел ситуацию к тому, что реальность совпала с предсказанным.

Можно обыграть вариант «Ассоль – минус», то есть персонаж поверил в предсказание, всю жизнь потратил на ожидание сбычи мечт, вместо того, чтобы жить без оглядки или действовать самому, а в результате остался у разбитого корыта, жизнь прошла зря. Здесь не будет обмана ожиданий читателя, потому что цель такой истории, ответ на вопрос «зачем», - будет рассказать о том, что не нужно ждать милостей от природы.

Как видите, вариантов как можно поиграть с пророчествами, великое множество, кроме одного – пророчество есть, но оно на фиг никому не нужно.

-7

Пророчества Хелейны Таргариен до последней серии сезона именно такие. Они существуют не внутри истории, взаимодействуя с персонажами, а вне ее – этаким ребусом для зрителя. Ни сама девушка, ни окружающие ее не то что не действуют как-то связанно с пророчествами, они их вообще не замечают. Хотя показано, что Хелейна такие фразы выдает практически постоянно.

В восьмой же серии сезона к этой повествовательной ошибке добавляется вторая – когда нечто случается ни с того ни с сего. В частности у героя раньше не было таких способностей и ничего к ним не вело, а потом ап, и они вдруг появились.

-8

Как я уже говорила, провидцы бывают двух типов. Первые, - «Трелони», которые не контролируют свой дар в том смысле, что сами не в состоянии как-то интерпретировать пророчество, а зачастую вообще его не помнят. Вторые, - «Мерлин», которые отлично осознают свой дар, что именно они видят и пытаются действовать в соответствии с увиденным.

Соответственно сюжет строится в зависимости от типа. В первом случае пророк больше обстоятельство, нежели персонаж. Он существует для завязки интриги, для того чтобы побудить других персонажей к чему-либо, для демонстрации чего-либо и т.д. Во втором случае пророк – актор, он может действовать ошибочно, его действия могут оказываться бесполезными, но он всегда действует, сам принимает какое-либо решение.

При этом один тип может перейти в другой, но для этого что-то должно произойти. Что-то, что увидит и поймет зритель или читатель, собственно так и сплетается сюжет. Допустим, колдун совершенствует свой дар ментальными практиками и прокачивается до уровня, когда его видения становятся отчетливыми. Или наоборот, колдун доэксперементировался/перенапрягся/увидел что-то жуткое и выгорел.

-9

Весь первый сезон Хелейна демонстрировалась как чистейший первый тип, не осознающий собственных слов. И вдруг в 8м сезоне оказывается, что это не так! Она все видит, помнит и вполне осознанно высказывает брату про его плачевную участь.

Это грубейшая ошибка, потому что так не бывает нигде. В реальности человеку может показаться, что что-то случилось внезапно, но это означает только то, что причинно-следственные связи по какой-то причине ему не известны. В художественном же произведении, книге ли, фильме, эти причинно-следственные связи показывать нужно хотя бы намеком, для чего есть множество самых различных приемов.

Потому что не видя этих связей зритель просто назовет такой твист очередным ляпом, роялем в кустах и будет прав.

-10

Вот как можно было бы по уму сделать эту линию с пророчествами Хелейны? Да запросто! Например, показать, что хотя бы Эймонд, как самый умный и наблюдательный в семье обратил внимание, что сестренка не просто так что-то бормочет. И вариант для этого есть отличный.

Когда Хелейна бормочет про закрытый глаз, рядом присутствуют не только Алисента, но и Эймонд, при этом Алисента утешая сына говорит что-то вроде, будет у тебя еще свой дракон. Можно было показать, что в момент разбирательства, когда уже одноглазый Эймонд бросает гордо «Не печальтесь, я потерял глаз, зато получил дракона», - что его взгляд случайно падает на Хелейну и парня озаряет догадка.

Затем, перед коронацией Эймонд опять присутствует, когда Хелейна бормочет про чудовище под досками. Что стоило показать, что он заметил это, напрягся и все оставшееся время пребывал в напряжении, высматривая не только братца, но и потенциальное «чудовище»?

-11

Следующие на очереди крысы, и тут вообще можно было собрать комбо.

- Показать, что Хелейна осознала свое предвидение, но не до конца, поэтому только мечется от страха.

- Показать, что Эйгон не воспринимает жену всерьез, - ну, мол, крысоловов тебе пришлю, только не истери. И тем самым именно они запускают крысоловов в покои королевы, давая возможность убийцам совершить черное дело, т.е сами запускают исполнение предсказания.

- Показать, что Эймонд уже однозначно серьезно относится к бубнению сестренки и всполошился, но просто опоздал. Зато увидел у себя в покоях ту же крысоловку и понял не только, что приходили за ним, но лишний раз убедился, что Хелейна не ошибается.

- Показать все-таки, что Хелейна переживает по ребенку и вернуть ее к образу нормальной матери, и показать, как она мечется и терзается в духе «я должна была это понять, предотвратить и т.д.» Тем самым показав толчок, который с одной стороны если не покорежил ее психику, то привел к переоценке ценностей, и при этом спровоцировал мощный скачок ее дара. Такой, что теперь она видит то, что произойдет достаточно ясно.

-12

И вот тогда, мы получаем и положенную по правилам прогрессию усложнений с развитием персонажа, и на выходе мощную сцену между Хелейной и Эймондом. Потому первое ясное пророчество пообещало ему скорую смерть и забвение, а зритель уже убедился к этому времени, что Эймонд в пророчества Хелейны верит. Ну и чисто эмоциональный момент вышел бы, что Эймонд-то был единственный, кто принимал сестренку не как умственно отсталую и просто инкубатор, надеялся, что она будет на его стороне, а ему от нее же и прилетело.

Вот это называется просто построение по базовым правилам драматургии. Думаю, не нужно говорить, что в сериале вместо этого невнятная каша, в которой очень трудно рассмотреть какие-то идеи в принципе.

-13

Самое же главное пророчество, - нет, даже не так, - ПРОРОЧЕСТВО! Так называемый «Сон Эйгона Завоевателя», по-моему, существует лишь вообще только для того, чтобы бесить зрителя и затыкать сценарные дыры, потому что там нарушено все!

Начнем с главного, - это такой рояль в кустах, с помощью которого киноделы выбираются из ими же самими созданных сюжетных дыр. Да, оно ярко влияет на всех персонажей, но только в этом ключе. Убери это пророчество, и на так и не разрешенных сериалом вопросах не останется даже такого куцего фигового листочка.

Почему Визерис до конца упорствовал в передаче трона дочке? Почему Рейнира так цеплялась за корону? Почему она считала, что ей все можно? Почему она сначала разосралась с Деймоном, а потом он к ней вернулся, хотя хотел, чтобы это она пришла к нему за помощью? На эти и еще сонм вопросов придумали палочку-выручалочку – пророчество с большой буквы «П».

Причем это тайное и секретное мега-пророчество, хотя в чем ценность его особой секретности вообще не поддается объяснению.

Давайте разберемся сначала.

-14

Первое, о чем пророчество? Эйгон Завоеватель видел сны, в том числе пророческие. Однажды он увидел сон о тьме пришедшей с востока и накрывшей Ершалаим, пришедшей с Севера, и о том, что пламя драконов ее прогонит, поэтому Таргариены должны сидеть на Железном троне.

-15

Ой как удобно! Завоеватель приходит не просто за новыми землями, властью и богатством из собственного гибнущего края, а объединять и спасать, ага. Превозмогать некую страшную угрозу.

А теперь вопрос – почему этот сон тогда нужно было страшно засекречивать? Ведь это неплохой пиар-ход для Завоевателя на момент завоевания, раз Стена стоит, у Стены есть Старки и те-то точно подтвердят, что Зло за Стеной есть. И неплохой ход для будущих поколений – видите, именно Таргариены с драконами должны сидеть на троне, так сказали боги во избежание беды.

Однако такое удобное пророчество засекречивается. То есть уже на первом этапе ломается логика «зачем».

-16

Дальше ломается логика «как».

История первых Таргариенов далека от благостного мироустройства, когда папа-король торжественно передает сыну бразды правления вместе с родовой тайной. Тот же Эйгон, как известно имел от двух жен двух сыновей – слабого и болезненного Эйниса от любимой жены, и буйного Мейгора от нелюбимой, но старшей жены. Так кому он должен был передать тайну пророчества? И когда? Человек внезапно смертен и Завоеватель тоже, помер от удара и все. Уже тогда это сомнительное пророчество должно было кануть в Лету. Почему о пророчестве Эйгон Завоеватель не предупредил жену Висенью, которая посадила на престол на некоторое время своего сына Мейгора в обход сыновей Эйниса? Или предупредил, но срали все Таргариены на это пророчество в своих разборках?

Следом, еще в одном сочленении ломается «зачем» в сериале. Потому что мы подошли к следующему вопросу – суть Пророчества в том, что на троне должны сидеть Таргариены. Отлично, допустим. А кто-нибудь из придумщиков этого пророчества в состоянии объяснить, какая разница для пророчества между Деймоном, Рейнирой и сыновьями Алисенты? Они ВСЕ Таргариены! И все с драконами. А уж если и пытаться искать какую-то разницу, то как раз между сыновьями Алисенты в законном браке, дочерями Деймона и бастардами Рейниры от Харвина Стронга – разница не в пользу последних.

-17

Причем с технической стороны этот замок из глупости доламывает построение видений. Ни сами видения, приплетаемые к сериалу, ни персонажи не дают ответа, а почему все решили, что это пророчество говорит именно в пользу Рейниры? Да, Мартин и его читатели знают, что линия Алисенты прервется, но где на это указание в видениях?

Возьмем для примера опять Гарри Поттера. Даже там фанаты не раз задавались вопросом, - а где, собственно, в этом Пророчестве указания на Поттеров? Почему именно к ним пошел Волдеморт? Родились в июле? Седьмой месяц? Так какого года? Лунный месяц? Календарный? По какому календарю? Может быть седьмой месяц от произношения пророчества или от зачатия и ребенок родился недоношенным? Где подсказка?

В случае с Рейнирой нет даже этого пресловутого месяца! О том, что Таргариены они все, я повторять не устану. Поэтому это пророчество ничего не оправдывает и ни на что не указывает. То есть не оправдывает даже такую свою убогую цель.

-18

Можно было бы как-то исправить ситуацию? В принципе, более-менее можно, по иронии судьбы просто не выкручивая с этим пророчеством на максимуме. Оставив его как всего лишь убежденность Визериса, которой тот заразил свою дочь. Бывает же такое в жизни, что человек настолько убежденно во что-то верит, что принимает это за непреложную истину, и ничто не способно убедить его в обратном.

Вот, допустим, Визерис тоже видел какой-то сон, как он признался Рейнире, и поверил, что именно его сын станет Избранным. Хотя уже видно, что это пророчество к битве за трон пришито на живую нитку, причем тут Избранный, если нужен просто Таргариен на троне? Пусть так, Избранный Принц, так Избранный.

Затем, когда жена и сын умерли, Визерис так расстроился, что рассказал обо всем Рейнире, а та в свою очередь, тоже прониклась волшебной сказкой и избранностью, и пообещала, - мол, не волнуйтесь, папенька, если так надо, то я забуду про свои истерики, пойду замуж и рожу вам этого Избранного.

Все. Больше с ничего с этим пророчеством не надо было бы делать. А вот с персонажами да. Например, на основе этого можно было придумать оправдание, почему Визерис не рассматривает сыновей своими наследниками. Допустим, на общем ужине Рейнира что-то ляпнула про Пророчества, а Алисента бы фыркнула, что предсказания это от лукавого, молиться следует богам и все хорошо будет. Вот Визерис бы и разочаровался, что жена и воспитанные ею отпрыски никогда не проникнутся «величием» снов.

-19

Тут бы в строку пришелся и показанный конфликт Рейниры и Деймона на эту тему, ведь тот ясно высказал, что пророчества презирает.

И между прочим, правильно делает. Потому что «Сон Эйгона» не справляется и с официально заявленной задачей – связать «Игру Престолов» и приквел. Даже в этом вопросе – пресловутое пророчество выглядит как кое-как сляпанная абсолютно лишняя бессмысленная, искусственно вставленная в повествование деталь.

Дело даже не в том, что о нем к событиям основного сериала благополучно забыли в Вестеросе, а в том, что оно банально не совпадает с событиями самой Игры Престолов. Вестерос разобщен, на Железном троне сидит Серсея, драконы в битве с Королем Ночи никакой особой магии не проявили, наоборот, целого дракона Иным подарили сценаристы, Арья Старк тем более к Таргариенам никакого отношения не имеет… Такое впечатление, что тот, кто Пророчество придумывал Игру Престолов не смотрел, разве что видел краем глаза какие-то черновики Мартина, который очень хотел хоть куда-нибудь вставить эту приблуду.

-20
«Дата осуществления пророчества Эйгона неизвестна. Каждый Таргариен, владевший этим знанием, думал, что это случится при его жизни — и он должен быть подготовлен. Потом они приходили к мысли, что это, вероятно, случится при жизни их детей. Никто и подумать не мог, что пророчество заглянет так далеко в будущее. Что было бы со следующим поколением Таргариенов, если бы не Танец Драконов? А со следующим после него? Здесь есть что обсудить.»
Интервью Джорджа Мартина для Vanity Fair (2022 г.)

Ой как удобно. Как видите, данное пророчество даже появилось само по себе, лишь как еще одна фантазия Мартина на тему истории его мира и больше никакой цели оно в себе не несет.

-21

Иронично, что когда-то в далеком 2012 году Джорж Мартин сам говорил в очередном интервью, что предсказания — это обоюдоострый меч, и с ними надо обращаться осторожно. Дескать, сбываются пророчества самым неожиданным образом, пытаются их избежать, тем больше приближается их исполнение. Жаль, что за 12 лет он напрочь забыл свои же умные мысли и допустил самую грубейшую ошибку при работе с пророчеством – его бессмысленность, существование оного лишь потому, что дедуле захотелось поигратьтся.

Увы, исправить такое возможно только одним способом – не до пускать вовсе. Осторожнее нужно быть, осторожнее. Или хотя бы не нарушать уже веками как отработанные правила драматургии, они не пророчества, конечно, но попытка их избежать может выйти боком.