Говорят, что Александр Сергеевич Пушкин - великий русский писатель и поэт. И мы этому верим, не пытаясь разобраться почему. Просто соглашаемся и всё. И в нашем сознании он таким и остаётся: поэт, писатель, ревнивый муж и т.д. и т.п. А ведь, прежде всего, он был человеком. Обычным, как все мы: со своими радостями и горестями, взглядами и убеждениями, трудностями и задачами. Как раз именно это и подтолкнуло меня к его письмам. Очень увлекательно, моментами - смешно, иногда - больно читать.
Эта статья посвящена отношениям Пушкина и Гончаровой. Исторические и культурные факты того времени можно найти и в других источниках - их полно Я не претендую на научную точность, не являюсь пушкинистом, но любопытными мыслями поделиться хочу.
Всю суть, всё естество Пушкина составляла поэзия. Размышлениям о ней, о произведениях, о публикациях, об их продвижении - обо всём этом пишет Пушкин в огромном количестве писем. Но среди, назовем так, "рабочих процессов" встречаем озорные рассуждения о будущей невесте.
"Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает. Сегодня от своей получил я премиленькое письмо: обещает выйти за меня и без приданого". (сентябрь, 1830 год, П.А. Плетневу из Болдино)
Еще в 1816 году, когда Пушкину было 17 лет, некоторые свои письма он подписывал "егоза Пушкин". И вот ему 31 год, а та детскость и балагурство всё еще присутствуют в рассуждениях о женитьбе. А сейчас на дворе 2024 год. Знаете ли вы тех, кто рассуждает примерно также?)))
Но через полгода после этого письма в строках Александра Сергеевича появляется серьёзность. Поэт взрослеет.
"Мы не так-то легки на подъем. Ты без ноги, а я женат. Женат - или почти. Всё, что бы ты мог сказать в пользу холостой жизни и противу женитьбы, - всё уже мной передумано. Я хладнокровно взвесил все выгоды и невыгоды моего состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе, как обыкновенно живут. Счастья мне не было. Мне за 30 лет. В 30 лет люди обыкновенно женятся - я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования...Горести не удивляют меня: они входят в мои домашние расчёты. Всякая радость будет мне неожиданностью" . (январь, 1831 год. Н.И. Кривцову)
Посмотрите, какое грустное письмо. Как много здесь в подтексте можно обнаружить про отношение к молодости, семейным ценностям, а также про общественные предрассудки. А что вы видите в этих строчках?)
Отчасти Пушкин тонко чувствовал, что его ждёт. Женитьба на красавице, развлечения и обычная жизнь требовали средств и постоянного дохода. Уже через полгода в письме к Нащокину Пушкин пишет:
"...женюсь, я думал издерживать втрое против прежнего, вышло вдесятеро".
Естественно, что теперь Александру Сергеевичу было не до творчества. Все мысли были заняты бытовой жизнью. До 1831 года в письмах Пушкина мелькали размышления о судьбе родины, о цензуре, о реформах и изменениях, но теперь большая часть переписок - с женой. Через два года он снова пишет Нащокину:
"Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя - в большой моде. Всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения".
Хочется посочувствовать, неправда ли? Опять же потому, что глобально ничего не изменилось в мире. И сегодня творческие люди, кто-то на время, а кто-то навсегда, оставляют своё любимое дело, чтобы обеспечивать себя, семью.
"Дай, сделаю денег, не для себя, для тебя. Я деньги мало люблю - но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости". Так писал Пушкин Наталье Гончаровой, так он убеждал её в необходимости уединения, разлуки и поездок в поисках материала для вдохновения.
И ведь 1836 году редактором "Современника" он стал тоже ради этого: чтобы поправить финансовое положение, но при этом чаще видеться со своей семьей.
О причинах дуэли, тайны вокруг обвинений жены я здесь описывать не буду. Это темы отдельного разговора. Но если на секунду представить себя на месте Пушкина, то по-человечески становится понятным: и его стремление писать максимально востребованные произведения, и его доверие к жене, и его желание жить честно, но состоятельно.