Найти тему
Засекреченная Хроника

Как устроен самый большой супергрузовик в мире

Эти транспортные средства всегда упоминались как символы необычайно большой грузовой мощности. Однако белорусским разработчикам, по всей видимости, этого показалось недостаточно, и они поставили цель создать не просто крупный самосвал, а самый большой в мире. Новый БелАЗ может перевезти груз весом до 450 тонн. Для наглядности: это эквивалентно весу 2,5 голубых китов, 35 двухэтажных автобусов или 300 автомобилей Ford Focus. Справедливости ради стоит заметить, что Airbus A380, самый великий пассажирский самолёт в мире, весит значительно меньше – всего 277 тонн. Итак, вот он – БелАЗ 75701! При первом взгляде на БелАЗ 75701 возникает вопрос: зачем нужен такой гигантский самосвал, который, кажется, и для разворота потребуется футбольное поле? Не проще ли перевозить груз на двух поменьше машинах вместо одного гиганта, который может за один раз увезти 450 тонн? Ответ кроется в специфике работы нового автомобиля. БелАЗы предназначены для карьеров, их главная задача – транспортировка руды и других полезных ископаемых.

-2

Когда дело касается добычи, то здесь каждая копейка на счету. Нетрудно понять, что стоимость перевозки на двух меньших по грузоподъемности грузовиках будет выше, чем если перевезти тот же объем одним рейсом. Поэтому, если новый БелАЗ позволит сэкономить даже несколько центов на себестоимости каждой тонны грунта, это существенно повлияет на снижение затрат на производство на шахтах, которые ведут разработку в нескольких из крупнейших месторождениях угля, железной руды и меди, учитывая стоимость самосвала. Но, учитывая характеристики этого супергрузовика, цена уже не кажется такой высокой. Вот несколько данных о новом БелАЗе: высота этого монстра – 8,17 метра, что выше второго этажа обычного дома; ширина – 9,75 метра, что всего на 78 сантиметров меньше, чем у автобуса Луноход Лиас 677; длина – 20,6 метра, что приближается к двум Лиас 677.

-3

Грузоподъёмность, о которой мы уже упоминали, составляет 450 тонн, но в ходе тестовых заездов самосвал смог транспортировать чуть более 500 тонн груза. Отдельно стоит отметить вес самого самосвала – 360 тонн. Таким образом, суммарный вес загруженного автомобиля достигает поразительных 810 тонн. Неудивительно, что с такими характеристиками БелАЗ 75710 был занесён в Книгу рекордов Гиннеса по нескольким категориям. Следовательно, этот грузовик действительно является уникальным в своём роде. Однако давайте вернёмся к техническим деталям этого удивительного самосвала. Несмотря на его внушительные размеры, нельзя сказать, что он неуклюж. Радиус его разворота составляет всего 45 метров. Разумеется, сердцем любого автомобиля является его двигатель, и в этом плане новый БелАЗ не является исключением — у него установлено два огромных дизельных двигателя МТУ Д-3-дизель 16 ВИ-4000, размещённых поперечно. Мощность каждого из них составляет почти 2332 лошадиных силы, в сумме 4664. Однако самое интересное заключается в том, что эти двигатели напрямую не участвуют в движении автомобиля. Дело в том, что новый БелАЗ — это гибридный автомобиль, и его колёса приводятся в движение за счёт тяговых электродвигателей.

-4

Дизели же необходимы для того, чтобы приводить в действие турбины генераторов, которые производят электричество для них. Кроме того, дизельные двигатели обеспечивают работу гидравлических систем автомобиля. Если вы подумали, что из-за электропривода БелАЗ становится медленным, вы ошибаетесь. Скорость этого гиганта может достигать 65 км/ч, что достаточно впечатляюще, учитывая его размеры и массу. Генераторы производят переменный ток для четырёх электродвигателей, установленных в ступицах колёс. Система, состоящая из двух генераторов и четырёх двигателей, называется тяговой установкой. Каждый из электродвигателей имеет мощность 1200 киловатт или 1630 лошадиных сил, поэтому общая мощность на колёсах достигает 6520 лошадиных сил. Представьте, какой налог пришлось бы платить за автомобиль с таким двигателем. Особое внимание заслуживает тормозная система нового БелАЗа.

-5

Вы наверняка согласитесь, что остановить машину весом свыше 800 тонн обычными тормозными системами невозможно. Поэтому на этом огромном самосвале установлены две тормозные системы. Первая из них – это традиционная дисковая с гидравлическим приводом. Вторая система – электродинамическая, где роль исполнительного механизма выполняет электромотор, установленный в колесе. В процессе функционирования этой системы вырабатывается значительное количество тепла, которое необходимо отводить, поэтому в конструкции предусмотрено принудительное воздушное охлаждение тормозных резисторов. Но изобретательность белорусских инженеров на этом не заканчивается. Одним из самых интересных элементов является подвеска самосвала. Она зависимая пневмогидравлическая с интегрированными гидравлическими амортизаторами. Стабилизаторы поперечной устойчивости практически исключают крены под нагрузкой, обеспечивая высокую плавность движения. Внутри амортизаторов содержится азот и масло. Ещё одна особенность подвески БелАЗа, которую оценит только настоящий автолюбитель – идентичность передних и задних мостов. И тут возникает вопрос: как же этот гигант поворачивает?

-6

В конструкции отсутствуют шкворни и широкие опоры. Секрет в том, что оба моста на БелАЗе модели 75-710 управляемые. Два гидроцилиндра выполняют функцию рулевых тяг, хотя это и не совсем точное описание, но достаточно понятное. В остальном рулевое управление остаётся почти традиционным гидрообъемным, с обычной рулевой колонкой, расположенной в кабине. Нельзя не упомянуть о гигантских колёсах нового самосвала. Возможно, на вашем автомобиле установлены колёса размером 17 или 19 дюймов? Так вот, у БелАЗа они 59-го размера. Перебортировать такие колёса не стоит без крайней необходимости. Разработчики предусмотрели, что тяговые моторы можно ремонтировать и обслуживать без снятия колёс, что крайне важно для эксплуатации таких машин. Снять колесо без использования крана невозможно, а каждый такой простой обходится в крупную сумму. И напоследок, давайте взглянем в кабину этого монстра. Хотя, прежде чем туда попасть, нужно подняться по лестнице, которая состоит не из одного, а из двух маршей.

-7

Таким образом, оператор, который управляет этим гигантом, точно не рискует набрать лишний вес. В самосвале не предусмотрен лифт, по крайней мере на данный момент. Двери кабины открываются против направления движения, что имеет свои преимущества: так проще занять место как водителю, так и пассажиру. Внутри кабины большинство элементов управления стандартны, за исключением, возможно, наличия трёх педалей на полу. Изначально может показаться, что третья педаль — это для сцепления, но у нового БелАЗа нет коробки передач вообще. Эта педаль — дополнительный тормоз. Центральная педаль управляет обычными гидравлическими тормозами, а на месте, где обычно находится рычаг сцепления, расположена педаль электродинамического тормоза. В остальном же кабина выглядит так же, как и у большинства других грузовиков и самосвалов. С одной стороны, это может разочаровать, ведь от супермашины ожидаешь чего-то более футуристического.

-8

Однако это обеспечивает удобство, так как чем интуитивнее управление, тем лучше. В заключение стоит отметить невероятную надёжность новых БелАЗов. Разгонять машину с электромеханической трансмиссией проще и безопаснее, а за счёт отсутствия трения и износа деталей она редко выходит из строя. Говорят, что БелАЗы могут преодолевать в карьерах не менее 900 тысяч километров, а на практике служат даже более миллиона километров. Одним словом, БелАЗ 75710 — это самый выдающийся грузовик в мире, пока белорусские конструкторы не создадут что-то ещё более впечатляющее. Что думаете?