В Курской, Белгородской областях местные жители не смогли выставить против ВСУ даже малочисленные группы вооружённых охотничьими берданками мужчин. А в Чечне уже готовая боеспособная армия. Часть её в виде добровольческого формирования «Ахмат» присутствует в районах СВО. В боях за Мариуполь чеченцы освобождали мирных жителей из заваленных подвалов. Знакомые беженцы рассказывали: две недели как в аду. Подземелье, нехватка воды, продовольствия, антисанитария. На помощь пришли чеченцы. Никакого мародёрства и насилия. При мятеже «Вагнера» были рядом в Ростове-на-Дону, но в бой с ними не вступили. При атаке ВСУ в Курской области «разминулись» с атакующими. Бойцы «Ахмата» трусы? Нет, две последние российско-чеченские войны доказали мужество и героизм воинов. Их держат в зоне СВО в качестве полицейских подразделений для подавления возможных народных восстаний, заградительных отрядов? Не знаю.
В Российской истории есть опыт создания подобных добровольческих подразделений. Кавказская туземная конная дивизия, также известная как «Дикая дивизия» — одно из соединений русской армии, сформированная 23 августа 1914 года. На 90 % состояла из добровольцев-мусульман — уроженцев Северного Кавказа и Закавказья.
А. И. Деникин в мемуарах «Путь русского офицера» характеризовал её так: «Из северокавказских горцев, не привлекавшихся к воинской повинности (чеченцы, ингуши, черкесы, дагестанцы), была сформирована на добровольческих началах Кавказская Туземная дивизия, известная больше под названием «Дикая». Храбрость её всадников совмещалась с их первобытными нравами и с крайне растяжимым понятием о «военной добыче», что тяжело отзывалось на жителях районов, занятых полками дивизии».
Отличительной чертой внутренней жизни Кавказской туземной конной дивизии была особая морально-психологическая атмосфера, сложившаяся в ней, которая во многом определяла отношения между её офицерами и всадниками. Так, важной особенностью всадника-горца было чувство собственного достоинства и полное отсутствие какого-либо раболепства и подхалимства. Выше всего ценились не чины и звания, а личная храбрость и верность.
В 1917 г. командование русской армии решило снять Дикую дивизию с фронта и перебросить её в тыл для участия в подавлении революционного движения. На подступах к городу эшелоны были остановлены - командование решило двинуть дивизию пешим ходом. Однако дорогу ей преградили революционные отряды, которые направили к горцам своих парламентёров. Они рассказали бойцам, что воюют за право народа, генералы же их обманывают, когда говорят, что надо воевать против врагов Российской империи: на самом деле враги - такие же бедняки, как и сами воины.
В общем, дивизия погрузилась обратно в эшелоны и отправилась домой, на Кавказ, где горцы разошлись по своим аулам. Представить, что было бы, если бы кавказцы вступили в бой с восставшими , нетрудно. Но этого не случилось.
Может не случится и сейчас. Если армию Чечни бросят на подавление возможных антивоенных волнений в России. Ситуация далеко не однозначная. Могут воткнуть «штыки в землю», а могут повернуть и в другую сторону.