Найти в Дзене
Ksyusha.Darsavelidze

Про английский язык в школе.....

Мои отношения с английским языком сложились не сразу. Изначально они были для меня болезненными и травмирующими. Я не была против этого школьного предмета, но методика его преподавания мне не нравилась. Я закончила 11 класс в 1999 году, изучение английского языка у меня начиналось с 5 класса.

Далее будет довольно нудный рассказ о моем опыте изучения английского, кому не интересно – продолжайте читать после мемасика.

Итак, первая моя учительница была хорошей, но постоянно опаздывала, а английский всегда был первым уроком. То есть многое я пропустила по причине ее недисциплинированности. Про вторую можно говорить долго. Именно она мне внушила страх перед изучением языка, неуверенность в себе и ненависть к предмету. К каждому уроку нам задавали выучить наизусть текст на какую-то тему, а значит, перед каждым уроком я сильно волновалась. Не знаю, насколько этот подход был правильным и был ли он одобрен Министерством Образования, но я не сильно ошибусь, если скажу, что предмет не любил никто из моих одноклассников. Учительница, как мне кажется, нас тоже не любила. Называла всех по фамилии, часто орала на нас, унижала и никогда не хвалила, уроки были однообразными и скучными. Не помню, сколько лет она у меня преподавала, думаю 2 или 3 года, но помню, что за все время обучения у нее получила всего одну текущую «5». Притом, что я была мотивирована на учебу, и с дисциплиной проблем не было. Тем не менее, за все годы обучения у нее мои четвертные и годовые оценки были только «4». Далее была странная учительница, которая меня очень любила, на ее уроках было легко, у нее у единственной я получила "5" во всех четвертях и в году. Объективно считаю эту оценку завышенной, на «5» я предмет не знала. У учительницы были проблемы с алкоголем, и это было заметно даже нам, детям. В 10 классе учительница была вроде нормальная, но после халявного года нужно было восстанавливаться в знаниях, четвертные и годовая оценки снова «4». И вот, наконец, в 11 классе действительно сильная учительница, способная мотивировать и заинтересовывать. Жаль, что столько времени упущено. Снова я получаю «4», но, удивительно, начинаю снова хотеть знать предмет.

Больше всего меня в школе раздражало то, что между тем «как объясняют» и «как спрашивают» была огромная пропасть. Конечно, учителей можно понять, мало часов, не вместить целый язык, но тогда и спрашивать нужно было соответствующе. В моем классе были те, кто имел по английскому «5», но они все занимались дополнительно. И вроде бы все должны понимать, что если не возможно знать язык на «5», изучая его только в школе, то система оценки знаний не правильная. Не могут абсолютно все быть немотивированными балбесами. Либо у ребенка должна быть невероятная самодисциплина, чтобы заниматься самостоятельно. У меня ее было недостаточно. Даже у подруги, самодисциплине которой я могла бы позавидовать, была «4», т.к. она тоже не занималась на каких-нибудь курсах. Тогда я окончательно осознала, что в нашей постсоветской школе (по крайней мере, в Питере) не возможно знать английский на «5», если не занимаешься им дополнительно. Говорят, вроде бы на Дальнем Востоке и в некоторых школах с языковым уклоном ситуация была получше.

Потом я получала средне-специальное и высшее образование. Английский – непрофильный предмет. Были скучные учителя, понимающие, что бухгалтерам их предмет нужен только лишь потому, что оценка идет в диплом. Моя цель на уроках – подготовиться и сдать экзамен, а потом забыть об английском как о кошмарном сне. Не помню ничего, что бы я узнала на этих уроках. Хотя в обоих дипломах стоят «5» из-за развившихся навыков самопрезентации.

А потом я собралась в аспирантуру, и вот тогда я, наконец, осознала всю значимость английского языка для жизни. В какой бы сфере ни развивался человек, если он хочет выйти на уровень «выше среднего», ему нужен английский. Английский - универсальный язык общения на конференциях и на него переводятся все важнейшие современные исследования. Поступление в аспирантуру совпало с моей первой поездкой за границу, где я поняла, что мой английский оставляет желать лучшего, даже не смотря на нормальные оценки. Я боялась говорить, я не понимала что говорят мне. Словарный запас, на удивление, был достаточным, но не хватало практики. Иногда я понимала что мне сказали спустя какое-то время, хотя в моменте тупила. Неловкость, напряг, боязнь сморозить какую-то тупость, и все будут надо мной ржать. Вернувшись в Россию, я занялась прокачкой своего английского.

Когда у меня еще не было детей, я решила, что мой ребенок будет изучать английский с раннего детства. При этом английский язык я считаю базовой установкой, такой как навык чтения, счета и грамотная речь. Не важно, какие у ребенка способности, гуманитарий он или технарь, творческая личность или спортсмен. Английский нужен в любой сфере. Можно не уметь танцевать, петь, плавать, рисовать, шить, готовить, водить машину. Эти умения я не считаю базовыми. Чтение, счет, грамотные речь и письмо, английский язык – это те умения, которые нужны абсолютно всем. Без них человек не может претендовать на серьезную работу, а также путешествовать дальше СНГ.

Когда у меня родилась дочь, я решила, что она будет заниматься чем-то для физического развития и английским языком для интеллектуального развития. Изучение языка тренирует память, что является, на мой взгляд, хорошей альтернативой стишкам и песенкам, так как дает еще и прикладные знания. Я против большого количества кружков, считаю, что два – достаточно. У ребенка должно быть и свободное время. Для физического развития я бы выбрала какие-нибудь танцы, но в итоге получилось фигурное катание, которое продолжается и по сей день. И если в отношении направления физического развития у ребенка всегда был выбор, то английским она бы занималась, вне зависимости от своего желания. К счастью, сопротивления я не встретила. Помимо указанного выше, были периоды, когда дочь занималась программированием и посещала курсы по подготовке к школе.

-2

Не хочу сказать, что меня все устраивает в отношениях дочери с английским языком, однако это, определенно, лучше, чем то, что было у меня. Поэтому с высоты своего не большого, но все же положительного опыта, хочу продвинуть несколько своих идей по внедрению английского языка в голову маленького человека.

1. О возрасте, когда лучше начинать изучать английский. Моя дочь начала изучать английский в том месяце, в котором ей исполнилось 4 года (она родилась в сентябре). Обычно все кружки начинают работать с сентября, поэтому нужно выбирать что-то близкое к этому возрасту. Хотя я собиралась отдать ее в языковую школу на год раньше, то есть примерно в 3 года, но отговорил логопед. Дочь начала говорить после 2,5 лет, до этого очень мало слов, а с 2,5 до 3 лет говорила очень непонятно. Если ваш ребенок начал на родном языке говорить раньше и лучше, то считаю, что можно смело добавлять иностранный язык в 2-3 года. Это поможет ребенку к школе не бояться предмета, быть уверенным и снискать симпатию даже строгих учителей. Так было у моей дочери и так не было у меня.

2. О выборе кружка. Думаю, что лучшим критерием выбора будут рекомендации других родителей. Однако, пару важных моментов все же напишу. В группах маленьких детей важно, чтобы они были примерно одинаковы по возрасту. Чем старше ребенок, тем ему проще запоминать слова и разбираться в правилах. Если дети в группе слишком отличаются по уровню, то «умным» будет скучно, а у «слабых» разовьется комплекс и пропадет мотивация. Еще не советую выбирать кружки, где дети много поют. Это все-таки не хор. Да, могут быть какие-то приветственные и прощальные песенки, песенки для изучения алфавита, но я знаю школу, где на каждое слово была своя песенка. В итоге 90% времени занятий уходило на пение. Так изучал английский ребенок моей коллеги. Быстро поняли, что это плохая методика, и ушли. Все же, при встрече с иностранцем будет странно начать ему петь. Хорошо бы, чтобы в школе было много карточек, аудиозаписей, игр, и других интересных и разноплановых занятий.

3. О практике. Лучший способ изучения любого языка – тотальное погружение в средý. Грамматика и практика – 2 столпа изучения любого языка. И одно без другого не возможно. Если грамматику может дать учитель, то с практикой гораздо сложнее. Ребенок привыкает к речевым оборотам, используемым его учителем. Те же обороты используют и его одногруппники. Попадая в другую страну, человек может столкнуться со сленгом, с нечетким произношением, с различными акцентами, а также с тем, что некоторые слова в учебниках устарели и не применяются. Приведу 2 примера. Однажды девушка-полька спросила меня «How old are you?». Ее произношение этой фразы так сильно отличалось от привычного мне, что я долго не могла понять ее. Хотя я была уже взрослая, и эту фразу я хорошо знала. Второй пример… В школе нас учили, что наречие «около», «рядом» переводится как «near». От дочери я впервые услышала «next to». Я не знала этого слова, а она не знала «near». Мы были удивлены тем, что каждая переводит такое часто употребляемое слово по-разному. Позже я слушала Гарри Поттера на английском, и, представляете, там используется слово «next to», причем как в прямом смысле, так и в переносном (в смысле «что-то вроде этого»), а вот слово «near», кажется, мне не встретилось ни разу. Оказывается, язык сильно меняется. Лучше всего ездить за границу, общаться с носителями, и вообще с иностранцами, слушать музыку, новости и аудиокниги на английском языке.

4. Про мультики. Я не являюсь ярым противником мультиков. Моя дочь заговорила на русском поздно, но она смотрела их не много. Мультики, как раз, помогли «разогнать» речь и добавить в словарный запас много слов, с чем мы не часто встречаемся в жизни и не можем показать типа «смотри, это воробей». Например, слова «комета» и «пещера». Вряд ли кто-то из нас может показать трехлетке «смотри, это пещера» или «смотри, это комета». А вот из мультиков она это узнала. К тому же мультики я использовала для изучения цифр и букв. Часто мультики включаются ребенку тогда, когда родители заняты, и надо увлечь чем-то ребенка, чтобы не мешал. Если бы моя дочь начала говорить рано и хорошо на родном языке, то я бы ей включала только мультики на английском по возрасту. Но у меня стояла более важная задача – запустить родной язык. Ребенку все равно, что смотреть. Если не говорить ему о существовании мультиков на русском, то вполне возможно до 5-6 лет смотреть только мультики на английском. Родную речь он и так будет слышать дома, в детском саду, на улице. А так можно провести время с пользой (как родителям, так и ребенку). Есть мультики под разный возраст. Я бы порекомендовала Mickey Mouse Clubhouse, Peppa Pig, Ben and Holly’s Little Kingdom, Gogoriki. Конечно, не нон-стопом и при отсутствии запретов по медицинским показаниям.

5. Про путешествия. Как уже говорила, что лучший способ изучения языка – полное погружение. Когда человек вынужден говорить на иностранном языке, учить новые слова и пытаться разобраться в грамматике и лексике, иначе его не поймут. Я всегда ездила в отпуск за границу. Отели и маршруты выбирала те, которые не очень популярные среди россиян, исключительно для практики языка. Конечно, всегда есть соблазн приехать куда-то и общаться с соотечественниками, но я старалась минимизировать это. Однако, наш мозг (в т.ч. и мозг ребенка) всегда пытается идти по пути наименьшего сопротивления, а для развития это губительно.

6. Про выбор школы. Тут сложно давать какие-то советы, т.к. влияет большое количество разных факторов. Многое зависит, как я уже сказала, от учителя. Поступая в школу, мы точно не можем знать, какой учитель английского будет у ребенка, к тому же они меняются. Для меня было важно, чтобы школа была близко от дома, т.к. есть еще спортивная секция. Единственное, что я посоветовала бы, это чтобы в школе был только один иностранный язык (естественно, английский). Конечно, при особой любви к какому-то языку, можно выбрать и другой, или два. Но напомню, что мало часов даже для одного языка, для двух – тем более. Лучше знать хорошо один язык, чем плохо два языка. Да и какой второй? Английский нужен точно, а вот какой понадобится второй, не всегда можно знать в детстве. Мне вот, например, понадобился турецкий язык. И я изучила его за 2 года примерно до того же уровня, до какого изучала английский 10 лет. Но в детстве я точно не могла это предвидеть. А может бы мне понадобился китайский или арабский? Второй иностранный язык изучать проще, но хочется заниматься только тем, что действительно пригодится. А в школе второй язык – дополнительная нервотрепка для ребенка, у которого и так поводов для нее хватает.

7. Про школы с углубленным изучением английского языка. У меня нет личного опыта по этому вопросу, но по моим знакомым, те, кто учился в школах с углубленным изучением английского языка, действительно знали его лучше. Я считаю, что очень хорошо сделали, что ввели иностранный язык со 2 класса, а не с 5 класса, как было у меня. Читала, что многие родители сейчас жалуются, что для второклассника, который знает свой родной язык плохо, вводить еще и иностранный, трудно. Спорить не буду, это так. Но я потому и подстелила соломку в виде курсов с 4 лет. Чтобы не было трудно. Ведь конечная цель – знать язык. Для этого нужно много часов. Это дают школы с углубленным изучением языка, дополнительные занятия и большее количество лет изучения.

Обобщая вышеизложенное, скажу, что важно создать ребенку мотивацию для изучения английского. Она часто приходит уже во взрослом возрасте (например, в моем случае), но хотелось бы провести годы изучения языка в детстве также с мотивацией. Хорошо бы иметь педагогов, которые своим отношением к ребенку не убивают мотивацию, любовь к предмету и веру в себя. Конечно, на курсах английского хороших педагогов больше, чем в школах, так как мы сами их выбираем. А вот в школе – как повезет. Вряд ли кто-то станет менять школу из-за того, что не нравится один учитель. К плохому учителю на дополнительные занятия никто не будет водить детей, а вот в школах их держат, например, из-за нехватки кадров. Таким образом, дополнительная подготовка даст ребенку больше времени на освоение материала, а еще сделает его уверенным в себе и поспособствует налаживанию нормальных отношений даже со сложным педагогом.

Ksyusha.Darsavelidze