Постмодернизм — мощнейшее литературное направление современности, крайне разношерстное, открытое к любым новаторствам и сложно классифицируемое.
Термин (от французского postmodernisme — «после модернизма») появился в период Первой мировой войны в 1917 году в работе Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры». Однако само постмодернистское направление в культуре (в т. ч. литературе) родилось во второй половине XX века из отрицания идей эпохи реализма и модернизма. Постмодернизм не ставит целью сказать что-то новое о мире — это его ярчайшая отличительная черта относительно всех других направлений. Объединяющим моментом во всех постмодернистских работах является отказ от любой иерархичности: нет «высокого» и «низкого» искусства, все жанры и подходы едины, равны. Кроме того, для постмодернистов важен акцент на равенстве всех культур мира и подчеркивается бесконечность эстетического (т. е. всё, что угодно, может быть искусством).
Произведения постмодернистов могут не иметь четкой структуры, герои рушить четвертую стену или затрагивать такие пласты культуры и общества, которые ранее не описывались, поэтому такая литература может показаться как минимум странной. Постмодернизм — это тексты свободы, отказа от норм, канонов, установок и законов прошлого.
Постмодернистскую литературу можно узнать по нескольким отличительным чертам: всепроникающая ирония, коллаж (книга может состоять из отрывков, как из кусочков паззла), интертекстуальность (тексты могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга), эклектичность (пристрастие к парадоксальным сюжетным ситуациям, гротеску, стремление к фрагментарности и хаотичности повествования, к смешению стилей и жанров), игры с текстом (играя с текстом, постмодернисты могут вкладывать в книги целые страницы цифр, непонятные списки, главы, в которых идет перечисление, казалось бы, разномастных слов, вставлять множество сносок; убирать из текста абзацы, знаки препинания, заглавные буквы и пр.), игры с читателем (читатель своей интерпретацией может привносить что-то в роман, становясь его соавтором; некоторые авторы могут предлагать читателю выбрать финал или вообще разработать собственную стратегию чтения).
Яркие представители постмодернизма: Курт Воннегут, Джон Фаулз, Умберто Эко, Томас Пинчон, Итало Кальвино, Милорад Павич, Венедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин.