Найти тему
Исторический Ляп

Публицист Егор Холмогоров: Митридат проиграл все три войны с римлянами

Митридат провёл против римлян три больших войны, ход которых, кстати, весьма интересно описан российским историком Леонидом Наумовым. Но во всех потерпел поражение и вынужден был покончить с собой в своём дворце в Пантикапее, современной нашей Керчи. Гора поэтому получила название «Митридат».

«Сайт о книгах и политике», 26 июня 2024 г.

Понтийский царь Митридат VI действительно трижды воевал с Римской республикой в 89-85, 83-81 и 74-63 гг. дохристианской эры. Однако закончились эти конфликты по-разному. В первой войне Митридат захватил Малую Азию и часть Греции, но затем был дважды разбит будущим диктатором Рима Луцием Суллой. Ему пришлось отказаться от всех завоеваний, передать победителям 70 кораблей и выплатить контрибуцию в 2 тысячи талантов. Ещё 20 тысяч талантов Рим получил с временно завоёванных и оставленных царём земель.

Вторая война напротив закончилась для Понта куда более успешно. Её самовольно начал полководец Луций Мурена, которого Сулла оставил в Малой Азии. Римский историк Аппиан в 12-ом томе своей «Римской истории» описал дальнейшие события достаточно подробно:

«Митридат, считая, что римляне явно ведут с ним войну, велел Гордию напасть на деревни (по ту сторону реки [Галис, ныне Кызылырмак в Турции -«ИстЛяп»]). Гордий тотчас же захватил много рабочего и вьючного скота, людей, как простых, так и солдат, и стал лагерем против самого Мурены, имея между ним и собой реку. Ни тот, ни другой не начинали, пока не пришел Митридат с гораздо бóльшим войском, и тотчас около реки произошел сильный бой. Одержав победу, Митридат перешёл реку, оказавшись и во всем остальном сильнее Мурены. Мурена бежал на сильно защищённый холм, а когда царь попытался напасть на него и здесь, он, понеся большие потери, бежал по горным местам во Фригию, по непроезжей дороге, под стрелами врагов, с большими трудностями. Молва об этой победе, столь блестящей, столь решительной с самого начала, быстро распространилась и привлекла многих на сторону Митридата…Сочтя недопустимым, что ведётся война против Митридата, заключившего договор с римлянами, Сулла отправил Авла Габиния, чтобы передать Мурене прежний строгий приказ не воевать с Митридатом, а Митридата и Ариобарзана [царя Каппадокии - «ИстЛяп»]примирить друг с другом».

Сулла, который во время второй войны с Митридатом сражался со своими противниками внутри Рима, из политических соображений объявил о победе своего верного сторонника Мурены. Диктатор дал подчинённому возможность справить триумф, о котором, как о результате победы, в речи «О предоставления империя Гнею Помпею» упоминал знаменитый римский оратор и политик Марк Цицерон. Однако ни о каких завоеваниях и контрибуциях по результатам войны ни Цицерон, ни кто-либо другой в Риме не писал, потому что таковые отсутствовали. Зато в речи «В защиту Луция Лициния Мурены» [сына разбитого Митридатом полководца – «ИстЛяп»] Цицерон признаётся, что его с младшим Муреной «соединяет тесная и давняя дружба» и тем самым показывает, что его похвалам в адрес данной семьи верить нельзя. В отличие от Аппиана, который писал спустя сотню с лишним лет после описываемых событий и ни с кем из их участников связан не был.

Другие римские историки, например Веллей Патеркул, Луций Флор и Павел Орозий вторую войну с Митридатом вообще не упоминают, очевидно считая её незначительным пограничным конфликтом. Тогда как Мемнон Гераклейский в своём труде «О Гераклее» расценивает исход как ничейный, признавая отступление Мурены и сохранение довоенного положения обеих сторон:

«В первых стычках войска царя побеждали. Затем успех в битвах стал почти равным, и, наконец, воинственный пыл врагов взаимно ослабел под влиянием битв. Поэтому Митридат отправился в области вокруг Фасиса и Кавказа, а Мурена отступил в Азию и каждый занялся своими делами».

Вдохновлённый сохранением мира на условиях статус-кво, Митридат начал третью войну, в ходе которой его поддержал зять, царь Армении Тигран II. Однако славный своими пирушками Луций Лукулл и будущий неудачливый соперник Юлия Цезаря, Гней Помпей нанесли обоим несколько тяжелейших поражений. Царь сбежал в Крым, а после того как против него взбунтовалась армия во главе с его сыном Фарнаком, приказал верному рабу заколоть себя.