Искусственный интеллект в творческих индустриях вызывает серьезную озабоченность, особенно в музыке. Но стоит ли ИИ беспокоить музыкантов и что можно сделать, чтобы защитить их?
Ожидается, что в этом году рынок искусственного интеллекта достигнет 184 миллиардов долларов, и в обществе растет неопределенность в отношении потенциального влияния технологии на нашу жизнь. Влияние очень заметно в творческих индустриях, причем музыкальная индустрия является одной из наиболее уязвимых. Между тем, регулирование только начинает догонять риски, с которыми сталкиваются художники.
В мае 2024 года британский музыкант FKA twigs выступил в Сенате США с заявлением в поддержку разработанного закона NO FAKES Act, который предотвратит несанкционированное использование имен, изображений и образов публичных личностей с помощью технологий искусственного интеллекта. Наряду со своими показаниями она также объявила, что в конце этого года будет использовать свой собственный дипфейк «AI Twigs», чтобы «расширить [свой] охват и управлять [своими] взаимодействиями в социальных сетях».
Возвращение FKA twigs собственного дипфейка, помимо того, что является мощным силовым ходом, ставит несколько интересных вопросов. В какой степени артисты должны принимать — или даже использовать — ИИ и в какой степени ИИ представляет реальную опасность для благополучия музыкальной индустрии, которой следует противостоять?
Как выразился историк музыки Тед Джойя, тот факт, что разработка искусственного интеллекта так окутана тайной, не является лучшим предзнаменованием. «Это, наверное, самый большой предупреждающий знак для меня. Если ИИ такой замечательный, почему они должны держать его в секрете?»
Далее Джойя описывает, как по мере того, как музыка с искусственным интеллектом продолжает наводнять музыкальные платформы, мы наблюдаем перенасыщение музыкой, которая звучит пугающе похоже. Он приводит пример от пользователя Spotify adamfaze, который составил плейлист из музыки, созданной искусственным интеллектом, под названием «Это все одна и та же песня», состоящий из 49 песен, которые звучат в основном идентично.
Судя по средней популярности треков в 0/100, это отнюдь не хитовые песни. Многие из них были выпущены в один и тот же день, и названия звучат почти комично, сгенерированные компьютером — достаточно взглянуть на «Blettid» Moditarians, «Aubad» Dergraf или «Bumble Mistytwill» Паркли Ньюберри. Девять песен больше не доступны для потоковой передачи, а обложки альбомов почти для всех треков плейлиста выглядят как обычные стоковые изображения либо природы, либо людей.
В то время как некоторые формы ИИ имеют практическое применение для музыкантов, например, для повышения эффективности производства музыки или в качестве замены (например, дипфейк FKA twigs), также верно и то, что такие варианты использования, как пассивное прослушивание музыки из плейлистов ИИ, отнимают эфирное время и доходы у реальных артистов. Как отмечает Джойя: «ИИ — это популярная вещь в музыке, но не потому, что это отличная музыка. [Никто не говорит] Мне нравятся эти штуки с искусственным интеллектом. Это используется для экономии затрат обманным путем».
Представляет ли ИИ угрозу для художников?
На тему того, чего мы можем ожидать в индустрии музыкального искусственного интеллекта, Chartmetric поговорил с исследователем музыкальной культуры, профессором и автором Эриком Дроттом. В своем исследовании «Авторское право, компенсация и общественное достояние в индустрии музыкального искусственного интеллекта» он обсуждает две преобладающие модели фирм, которые все чаще встречаются в бизнесе музыкального искусственного интеллекта.
Один из них — это модель, ориентированная на потребителя, описывающая такие сервисы, как Amper, AIVA, Endel и BandLab, которые могут делать такие вещи, как создание плейлистов на основе настроения или комбинирование музыкальных элементов для создания песни по команде. Некоторые отраслевые эксперты, такие как ютубер Вон Джордж, предсказывают, что технологии, подобные последнему, будут быстро распространяться в популярности в ближайшие пять лет — подумайте о «Эй, (платформа), сделай песню в исполнении Дэвида Боуи и Ареты Франклин, спродюсированную Нилом Роджерсом в стиле джаз-свинга 1930-х годов».
Второй тип — это компании, которые продают безвозмездную библиотечную музыку для использования в играх, рекламе и другом онлайн-контенте. Поскольку библиотечная музыка является общей по своей природе, генеративный ИИ часто используется и в этом контексте.
Чтобы описать нынешнее отношение к искусственному интеллекту в музыкальной индустрии, Эрик упоминает свой визит в этом году на South by Southwest, опыт, который дал ему «странное ощущение, что [люди из музыкальной индустрии] прошли через пять стадий горя [с искусственным интеллектом] и добрались до той части этого, которая связана с отставкой». Он признает, что в какой-то степени это не ошибочное чувство.
«В определенном смысле эти вещи будут навязаны нам, и под этим я подразумеваю музыкальную индустрию, артистов и слушателей музыки, которым придется бороться с этим».
С другой стороны, он также подчеркивает, что ущерб музыкальной индустрии от ИИ ни в коем случае не является необходимым или неизбежным, и не должен быть чем-то, что мы «фаталистически принимаем». Вполне возможно, говорит он, не делая никаких прогнозов, что это пузырь, который лопнет в ближайшие годы.
«Если вы посмотрите на историю музыки с искусственным интеллектом, то увидите, что в 50-х и 60-х годах казалось, что искусственный интеллект только начинает развиваться, но в 70-х многие люди смотрели на результаты и говорили: «Это не соответствует ожиданиям».
В 80-х и 90-х годах это произошло снова, когда крупные инвесторы в искусство, правительство, армию и университеты снова прекратили финансирование. Это указывает на возможность того, что ИИ может просто снова стать трендом, пока инвесторы в конечном итоге не потеряют доверие.
Между тем, ажиотаж все еще силен, и такие платформы, как Spotify, вкладывают ресурсы в такие проекты, как Creator Technology Research Lab, чей директор по искусственному интеллекту Франсуа Паше был переманен из Sony Labs в 2017 году. Паше также был ключевым игроком первого полноценного альбома, написанного AI, Hello World, выпущенного в 2018 году. Самая популярная песня из проекта, «Magic Man», набрала более 6,2 млн прослушиваний на Spotify.
Почему музыкальная индустрия является идеальной мишенью для ИИ?
Одна вещь, в которой ИИ очень хорош, — это сбор информации из большого объема контента и создание прогнозов на основе этого контента. И наоборот, одна вещь, в которой она очень плоха — и даже близко не хороша — это задачи на оценку, или определение того, является ли что-то истинным или ложным. Например, ИИ не может идентифицировать сатиру, что привело к созданию текстовых ответов, предполагающих, что люди едят камни в рамках здорового питания.
«Правда — это не то, что легко проверить. Это требует суждения, размышлений, опыта и всех этих нематериальных активов, которые они и близко не моделируют в этих системах искусственного интеллекта», — говорит Эрик. Однако та же проблема неприменима к музыке: «Мы не играем музыку на основе того, правда это или нет. [ИИ] очень хорошо работает с музыкой, потому что нет «истинной» или «ложной» оценки».
Еще одна причина, по которой ИИ так быстро развился в музыке, заключается в том, что с момента появления MP3 музыка стала средством обмена. В своем исследовании Эрик описывает существование музыкального творчества, или результат накопленных трудов музыкантов прошлого и настоящего.
Музыкальное достояние сталкивается с серьезным недостатком, заключающимся в том, что оно не может быть защищено существующей системой авторского права, которая в значительной степени предназначена для защиты прав отдельных лиц. Это дало возможность компаниям, занимающимся искусственным интеллектом, воспользоваться преимуществами и использовать знания общего достояния для разработки своих моделей искусственного интеллекта.
Помимо более очевидного генеративного использования ИИ, он также имеет большое применение в прогнозировании трендов, таких как определение артистов, которые с вероятностью могут стать звездами — практика, которая традиционно была очень неточной наукой в музыкальной индустрии.
Теперь, с таким программным обеспечением, как Musiio, которое недавно было приобретено SoundCloud, можно делать все более надежные прогнозы, используя их серверы, чтобы проанализировать, какая музыка с наибольшей вероятностью достигнет статуса хита. Эрик утверждает, что не-хиты так же важны при определении рейтинга прорывных артистов, таких как Билли Айлиш, которая положила начало своей работе на SoundCloud: «Музыка [Билли] выделяется как исключительная только в том случае, если вся эта музыка является нормой, по сравнению с которой она определяет себя как исключение. Должны ли эти артисты быть наказаны, если их музыка генерирует данные? На самом деле это в конечном итоге приведет к их маргинализации, в некотором смысле».
Другие приложения искусственного интеллекта включают в себя использование южнокорейской развлекательной компанией HYBE технологии искусственного интеллекта Supertone для создания сходства с покойным фолк-рок-певцом Ким Кван Соком, а также объявление компании в 2023 году о переходе на Weverse DM, платформу, которая позволяет артистам напрямую общаться с поклонниками. Не исключено, что все эти системы управляются искусственным интеллектом или управляются значительным количеством скрытого человеческого труда самозванцев.
Где музыкальная индустрия подвергается наибольшему риску?
В последние годы было несколько случаев, когда ИИ копировал крупных артистов, например, трек «Heart on My Sleeve», имитирующий стиль Дрейка и The Weeknd.
Одним из самых известных примеров является песня The Beatles 2023 года «Now And Then». Сингл, в котором использовалось восстановительное программное обеспечение искусственного интеллекта, чтобы изолировать голос покойного Джона Леннона, набрал почти 70 миллионов прослушиваний.
Однако на самом деле не большие звезды больше всего подвержены риску потерь из-за развития ИИ. Наибольшую угрозу представляют закулисные производственные работы или рабочие места в области «общей музыки». Хотя это, возможно, не самый привлекательный отдел в индустрии, он воплощает в себе большую область потенциального дохода для артистов, которые только начинают свою деятельность и могут получать некоторый доход на частичную ставку, создавая минусовки, лупы или биты.
Эрик отмечает, что различие между «обычной» и «творческой» музыкой в этом смысле опасно, особенно когда речь идет о благополучии музыкальной индустрии.
«Я вижу, что некоторые люди утверждают, что вам не нужно беспокоиться, если вы «по-настоящему креативны». Я думаю, что такого рода различия очень проблематичны, потому что [это область], где вы развиваете свое ремесло. Так что, если мы собираемся отнять это у людей [и их средств] зарабатывать деньги на стороне, вы едите свою семенную кукурузу, так сказать».
В то же время, в частности, в США появляется все больше законов, направленных на защиту интересов художников. Федеральные нормативные акты, такие как Закон о запрете подделок, Закон о запрете мошенничества с искусственным интеллектом и Закон о модернизации музыки, пытались дать артистам больше контроля над использованием своего голоса и образа, нацелить использование образов артистов искусственным интеллектом и создать средства для сбора роялти соответственно, но с неоднозначными результатами. Самое строгое законодательство в основном было принято в каждом штате, и Теннесси стал первым штатом, защитившим художников от выдачи себя за ИИ в марте этого года.
ЯНДЕКС.ПЛЮС 90 ДНЕЙ 💰 ПРОМОКОД 105 ₽
На что следует обратить внимание художникам с юридической точки зрения?
Вопиющей проблемой в соответствии с законодательством США об авторском праве на музыкальные произведения остается то, что, несмотря на то, что существует защита фактического содержания музыкальных исполнений и композиций артиста, их имя, изображение и сходство (или «NIL») остаются в значительной степени незащищенными. Это ставит перед артистами проблему с точки зрения контроля над потенциальными потоками доходов, управления репутацией, правами на интеллектуальную собственность и предотвращения нарушений неприкосновенности частной жизни. По этой причине, отмечает Эрик, артисты должны быть «очень, очень осторожными» с сокращениями, которые подписываются на нулевые права.
Одним из недостатков кодификации законов NIL на федеральном уровне является то, что она вводит понятие передаваемости, схожее с авторским правом, что также облегчило бы эксплуататорским звукозаписывающим лейблам включение этого в свои контракты. Например, если артист скончался, лейблы могут использовать искусственный интеллект для легального создания нового контента из своей дискографии после смерти, даже если это было против их воли.
Кроме того, с юридической точки зрения неясно, сколько средств правовой защиты есть у артистов, когда дело доходит до предотвращения использования их музыки в качестве учебного материала для ИИ. Отчасти это связано с закрытой природой музыкального ИИ. Несмотря на то, что были некоторые случаи, когда компании, занимающиеся искусственным интеллектом, использовали собственных композиторов для создания основы для своего контента, как это было в случае с приложением для генеративной музыки Endel, степень, в которой компании ИИ погружаются в музыкальные общины, в значительной степени не сообщается, что, вероятно, указывает на более высокие цифры, чем эти компании, возможно, хотели бы раскрыть общественности.
В более публичном плане наблюдается растущее число партнерств между компаниями искусственного интеллекта и крупными звукозаписывающими лейблами, такими как партнерство между Endel и Universal Warner. В 2023 году они подписали соглашение о совместной работе над 50 альбомами на тему здоровья, созданными искусственным интеллектом. Одним из результатов этого стала серия ремиксов на кавер-версию песни Роберты Флэк «Killing Me Softly With His Song», получившую премию «Грэмми», к ее 50-летию.
Например, в случае с перезагрузкой «Killing Me Softly», взятие старой записи и поиск новых способов ее монетизации, вероятно, станет все более распространенной практикой.
В то время как художники с крупными платформами, такие как Roberta и Grimes, поддерживают партнерские отношения с использованием искусственного интеллекта, именно менее известные художники, заключающие эксплуатационные контракты, теряют больше всего без правовой защиты. В то время как артист с уже большой фан-базой, по крайней мере, потенциально может иметь неформальную защиту через плохой пиар, если он столкнется с проблемой контракта, небольшие артисты могут столкнуться с проблемой окончания карьеры или предательством своих принципов, если они не прочитают мелкий шрифт.
Каково решение?
Каким бы большим ни был ИИ в наши дни, одна вещь, которую он не может заменить, — это отношения между артистом и его поклонниками.
«Мы слушаем артистов, потому что нам нравится их музыка, а также потому, что между артистами и музыкой есть связь», — говорит Эрик. «Песня Тейлор Свифт в исполнении Тейлор Свифт имеет определенный резонанс для ее поклонников. Так что даже если [ИИ] способен создать что-то, что так же хорошо в музыкальном плане, у него не будет тех человеческих отношений, которые в него встроены».
Еще один положительный момент заключается в том, что существует юридический прецедент поддержки художников. В 1942 году в споремежду Американской федерацией музыкантов и известными радио- и звукозаписывающими компаниями того времени, AFM завоевала право на общественное доверие, которое платило музыкантам за участие в бесплатных концертах по всей Северной Америке. В дополнение к предоставлению оплачиваемой работы артистам, постановление также вернуло ценность в музыкальное сообщество.
Пришло время вернуть те юридические решения 20-го века, которые поддерживали художников, считает Эрик. «В прошлом это была очень распространенная практика. Я думаю, что мы упустили это из виду. В частности, в США есть ощущение, что эти организации слишком велики или слишком вышли из-под контроля».
Он предлагает, чтобы правительства начали облагать налогом компании, работающие с искусственным интеллектом, чтобы вернуть утраченную ценность музыкального добра и компенсировать ущерб, который они нанесли экономике и окружающей среде. С помощью этих фондов, как в случае с 1942 годом, когда был основан Трастовый фонд музыкального исполнения (который, кстати, существует до сих пор), артисты могли получать такие льготы, как здравоохранение, страхование, стипендии и ресурсы для своей карьеры.
Несмотря на то, что искусственный интеллект может быть мощной силой в современной индустрии, все еще есть надежда на будущее музыкальной индустрии. До тех пор, пока слушатели заинтересованы в творчестве и поддержке настоящих артистов, а артисты заинтересованы в создании музыки, которая раздвигает творческие границы, в музыке будет место для постоянных инноваций.
Релиз одной композиции 2 500 ₽