Большинство последователей христианства верят в Троицу - православные, католики, последователи древневосточных церквей и большинство протестантов. Таких христиан называют тринитариями или тринитарными христианами. Однако не все христиане-тринитарии понимают, что такое Троица, поэтому им довольно сложно объяснить суть Троицы, ведь догмат о Троице является сложной концепцией, над которой размышляли великие христианские богословы на протяжении многих веков.
Что такое Троица?
Учение о Троице предполагает, что единый Бог представлен в трех лицах - Отец, Сын и Святой дух. Между тремя лицами Троицы есть отношения: Отец предвечно рождает Сына, а Святой дух предвечно исходит от Отца. В случае с католической и протестантской доктриной - Святой дух исходит как от Отца, так и от Сына (филиокве).
Применительно к миру отношения Троицы выражены следующим образом. Бог в силу своей безмерной любви создает людей для единения с собой, но человек совершил грехопадение. Поэтому Бог через Иисуса Христа (воплощенное Слово) искупил мир и силой Святого духа преображает его.
Особенность тринитарного христианства в том, что Иисус Христос - это Слово Бога, и через смерть и воскресение Христа Бог примирил мир с самим собой:
"То есть Бог через Христа примирил с Собой мир, не вменяя людям их беззаконий, и Он поручил нам возвещать весть об этом примирении". (2-е послание Коринфянам 5:19)
В учении о Троице Иисус Христос не является посредником между Богом и людьми. Иисус Христос в этой триаде - проводник для спасения людей. Именно через Иисуса человек спасается и получает вечную жизнь. Святой дух в Троице - это дух, излитый на апостолов в день Пятидесятницы, благодаря которому человек может жить во Христе и возвращаться к Отцу.
Иисус и Святой дух не являются меньшими богами. Также они не являются аспектами одного Бога. Отец, Иисус (Сын) и Святой дух - три единосущных лица единого Бога.
Причины появления Троицы в христианстве
Во многих религиях существуют триады главных богов. Тримурти в индуизме - Брахма, Вишну, Шива. Древнеримская триада богов, известная как "Капитолийская триада" - Юпитер, Юнона, Минерва. Древнеегипетская триада, известная как "Фиванская триада" - Амон, Мут, Хонсу.
Также существовали культы тройственных богов. Древние римляне рассматривали богиню Диану в трех ипостасях: Диана-охотница, Диана-луна, Диана подземного мира. Также у некоторых богов могли быть две ипостаси - небесная и земная. В Древней Греции богиня Афродита имела две ипостаси - небесная (Урания) и земная (Пандемос).
Однако христианское учение о Троице исходит из особых интерпретаций библейского текста, где можно обнаружить некоторые намеки на троичность Бога. В истории церкви были попытки создать четвертую ипостась Бога в лице Мудрости божьей (София). Более того, самая первая формулировка Троицы, предложенная Феофилом Антиохийским, содержит именно Софию, а не Святой дух:
"Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости". (Послания к Автолику)
В дальнейшем Премудрость отождествили со Святым духом, в том числе намеки об этом можно найти у самого Феофила.
С другой стороны, сам принцип указания на троичность христианского божества может косвенно свидетельствовать об общерелигиозном стремлении определить бога в трех ипостасях. Для ранних христиан подобный метод мог быть оправданным. Святой 2 века Ириней Лионский в третьей книге "Против ересей" обосновывает количество канонических евангелий четырьмя сторонами света, подобная мистическая логика могла работать и в отношении Троицы:
"Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей". (Против ересей)
Библейские указания на Троицу
В Библии отсутствует четкое и явное учение о Троице. В Ветхом Завете есть указания на множественный характер Бога, где он творит человека "по образу нашему и подобию нашему", Бог обозначается терминами "Слово" (давар), Дух (руах), Мудрость (охма) и Присутствие (шехина). Но Ветхий Завет прямо не говорит, что Бог троичен или един в трех лицах. Скорее, христианские интерпретаторы подогнали текст Ветхого Завета под свою тринитарную теологию.
В Новом Завете также нет прямого указания на Троицу (Бог един в трех лицах). В Новом Завете Бог-Отец представлен как Отец Иисуса Христа. В христианстве Отец является источником всего сущего и отцом Иисуса:
"Вменено будет и нам, потому что верим в Того, Кто воскресил из мертвых нашего Господа Иисуса". (Римлянам 4:24)
Сильные стихи, указывающие на Троицу
Именно в Новом Завете содержатся самые сильные стихи, указывающие на троичный характер Бога:
"Пусть со всеми вами будет благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа". (2-е Коринфянам 13:13)
"Поэтому пойдите ко всем народам и сделайте их Моими учениками: крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа..." (Матфей 28:19)
"Есть различные дары, но Дух один. Есть разные служения, но Господь один и тот же. Есть разные действия, но все их производит один и тот же Бог во всех нас." (1-е Коринфянам 2:4-6)
Помимо этих стихов в Первом послании Иоанна есть поздняя вставка, известная как "Иоаннова вставка":
"Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино". (1-е Иоанна 5:7)
В современных переводах "Иоаннова вставка" отсутствует.
Нововведенные термины и ереси
В Библии также отсутствует технический язык для описания Троицы. Термины "усия" (божественная сущность), "просопон" или "ипостась" или "персона" (лицо), "омоусиос" или "консубстанция" (единосущный). Этих терминологических концепций нет в Новом Завете, но они понадобились христианским теологам времен тринитарных споров, чтобы установить наиболее правильное (с их точки зрения) понимание Троицы. Им нужно было обосновать божественность Иисуса Христа и Святого духа, поэтому они разработали формулу, что Троица - это три лица, которые единосущны друг к другу.
Данные термины были взяты у античных греков стоической и неоплатонической традиции через призму иудейского монотеизма. Их использовали для борьбы с ересями, чтобы отстоять ортодоксальную веру.
Вопросы о природе Иисуса Христа и христианском спасении привели к появлению различных ересей. Представители ортодоксии стали понимать Иисуса Христа как Логоса (Слово), который предшествовал миру, но был воплощен в Иисусе Христе. Эту мысль развивали теологи 2-3 веков - Иустин Мученик, Тертуллиан, Ориген. В ответ на их рассуждения возникли альтернативные точки зрения о природе Иисуса Христа. Представители монархианства отвергли теологию Логоса, предложив, что Иисус Христос богом не был, но в нем действовала божественная сила (динамисты), либо Иисус Христос и был Богом-Отцом и Святым духом (смешение трех лиц в одно - модалисты).
В большей степени на установление современной Троицы повлияла ересь Ария, которая подвергала сомнению абсолютную божественность Иисуса. Именно в ответ на арианство на Первом Вселенском соборе 325 года приняли термин "единосущный" (одинаковая сущность Отца, Сына и Святого духа).
Наибольший вклад в оформление тринитарного учения внесли каппадокийские теологи 4 века - Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Они подтвердили божественность Иисуса и Святого духа на Втором Вселенском соборе 381 года. В конце концов в 8 веке святой Иоанн Дамаскин утвердил концепцию перихорисиса в тринитарном учении, что означает неслиянное, нераздельное и неразлучное взаимопроникновение трех единосущных лиц.
О различии латинской и греческой Троицы
Латинское тринитарное богословие шло немного иным путем из-за учения Августина Аврелия. Греческий (византийский) подход сохраняет первичность Отца в качестве источника божественности Сына и Духа, тем самым устанавливая легкий субординационизм между лицами Троицы (субординационизм - ересь о соподчиненном положении лиц Троицы), потому что делается акцент на разности лиц Троицы. Латинский подход склоняется к модализму, который скрывает индивидуальные особенности лиц Троицы.
Второе существенное отличие - догмат филиокве, подразумевающий, что Святой дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Филиокве стало одной из причин раздора западной и восточной церквей, и до сих пор является проблемной темой в диалоге католичества и православия.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.