Друзья, в поездке в столицу Карелии со мной случилось странное. Я влюбился! В озеро! Как такое могло случиться, спросите вы?
Ну, во-первых, оно большое, как море! А я люблю большую воду.
Во-вторых, у него чистейшая вода необыкновенно глубокого синего цвета. Нечто подобное я видел только в Бискайском заливе ярким солнечным днем.
Но цвет онежской воды глубже, холодней - северней, что ли.
В-третьих, в Петрозаводске для Онеги создана прекрасная рама для прекрасной картины озера, меняющейся (на радость зрителям) чуть ли не каждую минуту.
А ещё, на Онежском озере есть Кижи! Но про них в следующий раз. Начнем по порядку. С озера.
Онега – третье по размеру (после Байкала и Ладоги) пресноводное озеро России. Оно и правда, как море – 248 х 90 км, при средней глубине 30 и с максимальной за 120 метров.
Морского колориту Онеге добавляет её прямое и непосредственное участие в создании сразу двух важнейших участков Единой глубоководной системы Европейской части России (кстати, делающего Москву тем самым пресловутым «портом пяти морей») - Беломоро-Балтийского и Волго-Балтийского водных путей. Так что не удивляйтесь, если встретите на озере корабль, «без пересадок» везущий товары из Ирана в Питер или из Мурманска в Турцию.
Как я уже сказал выше, лучше всего любоваться Онежским озером с одноименной и фактически единственной набережной (город протянулся вдоль берега озера больше чем на 10 км и места для набережных есть, вот только самих набережных фактически нет).
Онежская набережная это чуть больше километра онежского индиго, карельского гранита, деревьев и цветов.
Набережная представляет немало возможностей помедитировать под шелест/гром прибоя (в зависимости от погоды)…
Центр Онежской набережной, как вы, наверное, уже и сами догадались - естественно, беседка. И не простая, а музыкальная. Музыку извлекают из «живого» пианино. Кстати, инструмент (в отличие от многих подобных, например – в Чебоксарах) вполне рабочий, лично присутствовал на спонтанном концерте двух молодых девушек.
Онежская набережная, пожалуй, самое современное, модное и любимое горожанами и, особенно, заезжими туристами, место. Неместных на набережной, особенно в будний день, наверное, больше чем местных. Лично встретил на ней несколько московских (опознал по разговору и поведению) пар, расслабленно выгуливающих своих «мопсов», словно где-нибудь в Кусково или Останкино. Наверное, как и я, сбежали на прохладный север из московской духоты и жарищи.
Остромодность и современность набережной придают многочисленные подарки многочисленных городов-побратимов (наверное, уже бывших?) Петрозаводска.
Наиболее известна за пределами города первая из скульптур-подарков (1991 год). Вот эти «Рыбаки» из американского Дулута (штат Миннесота). Пожалуй – самая понятная и уместная из всех (как и «Онежские Фишки-Рыбы» с заглавного фото). Вот только анфас на персонажей смотреть не советую. Зрелище не для слабонервных…
Остальные «подарки» уж больно «концептуальны», что называется. Не для средних умов и, как правило, требуют дополнительных пояснений от специально обученных людей. Самому догадаться не всегда удавалось, даже с третьего раза. Не верите? Ну, тогда скажите мне, бестолковому, – что это?
Первая версия – набор «выдвижных устройств» подводной лодки. Но не на берегу же?! Вторая – выставка китайского холодного оружия. Но уж больно оно неподъемное и неудобное. Третья… ничего в голову не приходит.
Читаем надпись: «Тюбингенское панно» из немецкого города Тюбинген, между прочим. А это что значит? Ну, думайте, думайте. А я пока дальше пойду.
Но не все «скульптуры» на Онежской набережной такие замороченные. Импортные «подарки» кучкуются ближе к Петровскому скверу и Александровскому причалу (пассажирский порт). А на противоположном конце набережной тоже царство подарков, но уже от «родных осин» или произведений местных художников. Более понятных, хотя и не менее современных, возглавляемых монументом «Онего» (или «Рождение Петрозаводска»).
Это подарок Питера на 300-летие города. Симпатично, но как расшифровать данную аллегорию я тоже не понимаю. Устал я что-то от современного искусства. Хочется чего-то более классического. В таком случае хорошо заходит памятник основателю. Тем более, что стоит он посредине классического же Петровского сквера.
Онежскую набережную от города отделяет Парк Победы. Довольно запущенное место, что странно для столь «рублевого» местоположения. Имеется пара симпатичных спусков с хорошими видами, но не более того. Для примера – спуск от улицы Свердлова с памятником онежской ряпушке.
В парке тоже обнаружились несколько скульптур. Самая заброшенная (даже дорожки к ней, сердешной, не проложили) – «Девушка с кантеле» (или «Мелодия»). Кантеле это такой народный карельский щипковый музыкальный инструмент, типа гуслей.
Как я уже сказал, в городе формально не одна набережная. Но ни одна из них и рядом не лежала с Онежской. Самая лучшая из оставшихся – соседняя Петровская, идущая от пассажирского порта до Казенной гавани, устья главной городской реки - Лососинки и промзоны Онежского судостроительного завода.
Выглядит она откровенно послабже Онежской. Зато на ней есть небольшой песчаный пляж с прекрасным, чистым дном. Вот только купающихся я на нем ни одного не заметил. Только один пловец вдалеке рассекал воды Онеги. Но и он, по-моему, был в гидрокостюме. Север!
К Петровской набережной примыкает Государев сад – исторический парк, начало которому положил ещё сам Петр I, четырежды посещавший Петровский завод в 1720-х годах, по пути на Марциальные воды – первый российский «водный» курорт, где богатой железом водой лечился сам император и его приближенные. В Петровском заводе он делал остановку для отдыха. Для чего в лесу, недалеко от завода, на месте будущего сада, был построен небольшой деревянный путевой дворец и походная церковь императора, а лес слегка преобразован во что-то более культурное – вырублены елки, а на их месте посажена березовая аллея.
С течением времени петровские постройки, как и сам первоначальный Петровский завод исчезли с лица земли. В Государевом саду остались только указатели, где они находились.
Зато освободившееся место стало главным городским парком. Между прочим - одним из первых общественных парков России. Но у Государева сада сложная судьба и на сегодня он выглядит откровенно слабо.
Как и берега главной городской реки Лососинки, в устье которой и был в 1703 году поставлен Петровский завод, давший начало будущему Петрозаводску.
Лососинка речка совсем небольшая, но шустрая. На большей части её городского пути (а пересекает она практически весь исторический центр Петрозаводска) берега её выглядят приблизительно вот так. И не подумаешь, что в 100-200 метрах от этого места люди живут.
Интересных участков на ней я обнаружил три.
Единственный небольшой участок, где Лососинка выглядит так, как по идее должна выглядеть главная (даже такая небольшая) городская река — Рудознатная набережная на правом, «заводском» берегу реки.
На противоположном берегу – парк «Ямка», один из главных в городе. Несмотря на не совсем обычное название, парк не такой уж и старый. Основан в середине 30-х годов XX века. Ямкой назывался старый овраг, в который сбрасывали отходы производства бывшего Петровского завода, который к тому времени поменял местоположение (перебрался выше по течению Лососинки), а также сменил название (на Александровский) и специализацию (артиллерия и производство боеприпасов к ней).
С парками и скверами, кстати, в Петрозаводске приблизительно так же, как и с набережными. Формально их много. Фактически – большая часть из них просит хорошего апгрейда.
Но есть и приятные исключения. Больше всех мне понравился парк Лес Победы (он же 50-летия пионерской организации).
Парк построен вокруг ещё одной, совсем уж небольшой речки Неглинки, задорно скачущей по камням к озеру через несколько городских парков, а иногда и прямо по городским кварталам.
Но главное украшение Леса Победы, по-моему, всё-таки не она. А необыкновенно красивая деревянная церковь небесного покровителя нашей Небесной Гвардии - Илии Пророка (2016 год).
Кстати, «дерева» в центре Петрозаводска, столицы лесной Карелии, на удивление немного.
Самое красивое деревянное здание — явный деревянный северный модерн, более привычный для начала XX века, как ни странно, построен в 1936 году, для правления треста «Карелдрев» (Ленина, 32)
Ну и ещё, пожалуй, две пары деревянных красавчиков в самом центре (Ленина 24 и 22). Слева более классический ансамбль административных зданий Управления Мурманской железной дороги (1917 год). Справа – выполненное в стиле все того же северного модерна управление треста «Кареллес» (не спутайте с предыдущим «Карелдревом») тоже родом из 30-х.
Кстати, обязательно обратите внимание, на симпатичного карельского Мишку, спящего в обнимку с бревном в кустах у самой дороги у дома 22. Не сделаете селфи с этим симпатичным лентяем – считайте, что в Петрозаводске и не были. Низачот!
Скажу честно – имел твердое намерение уложить рассказ о Петрозаводске в прокрустово ложе одного поста. Очень старался. Но, как вы, конечно, заметили, увлекся Онегой. Поэтому придется нам с вами вернуться к городу и его истории ещё раз.
А этот пост завершить картиной заката на Онежской набережной. Так сказать, в качестве компенсации вашего морального ущерба.