Лучший Тойота-заменитель: Haval H9
Брутальный, рамный, похож на Ленд Крузер — кто это? Правильно, Haval H9. Внедорожник, некогда открывший россиянам «премиальный Китай» и просто приличные китайские автомобили. Что в нем хорошего и плохого, расскажем подробно и по порядку.
Говорить про Haval H9 в наши дни не так интересно, как в момент его появления на рынке. Сейчас мы уже ко всему привыкли, но ранее все было иначе. Тут важен контекст: в 2014-2015 годах китайские автомобили были синонимом позора, убожества и дна жизни. Фраза «купить автомобиль премиум-класса» не могла сочетаться со словом «китайский».
И тут в России появляется Haval, который с ходу позиционирует себя именно так. Еще удивительнее, что за этим позиционированием скрывался реально хороший продукт. Первые обзорщики Haval 9 не могли скрыть (и не скрывали) своего удивления: оказывается, в КНР научились делать машины.
Что хорошего в Haval H9
Китайцы, конечно, научились делать хорошие машины не на пустом месте. Вся магия — в аутсорсе, передаче сторонним инженерам заботы о конструкции автомобиля. Все фундаментальные узлы (вроде системы полного привода и коробки передач) делали мировые гранды инжиниринга вроде Borg Warner и ZF. Очень трудно сделать плохой продукт, если у тебя в технологических партнерах такие гиганты.
Конечно, все можно завалить кривой стыковкой этих узлов. Но в Great Wall смогли переступить через эту проблему, и их Хавал H9 получился на удивление хорошим автомобилем, у которого:
- не скрипит салон
- не хлопают с лязгом двери при открытии-закрытии
- нет посторонних шумов
- мотор и коробка передач живут в мире и согласии
- подвеска честно старается держать кузов как можно ровнее над дорогой.
Будь это другой автомобиль от любого другого бренда, подошло бы описание «нормальный». Но когда такой уровень нормальности видишь в исполнении вчерашних аутсайдеров индустрии — это внушает доверие.
Техническое наполение Хавал Н9
Технически Хавал H9 довольно прост. Это рамный внедорожник, который по габаритам и правда близок к Land Cruiser Prado. Но на фоне консервативных японцев Haval H9 выглядит куда более современным и даже навороченным. Имеет:
- систему полного привода, именитую Borg Warner, которая работает постоянно и распределяет крутящий момент между осями
- внедорожные замашки: есть блокировка переднего и заднего дифференциала, что позволяет лучше контролировать автомобиль на бездорожье — тут, конечно, Prado бы не удивился.
А вот восьмиступенчатая автоматическая коробка передач ZF ставит Хавал H9 на ступеньку выше японского конкурента.
Дальше — вообще космос, для Toyota до сих пор нехарактерный:
- премиальная аудиосистема Infinity, которая обладает десятью динамиками
- климат-контроль на три зоны
- система предупреждения о выходе из полосы движения (автоматически корректирует направление, если зазевался) — недурственный даже для 2024 года набор.
Правда на фоне всех (а не только японских) конкурентов Хавал H9 выглядит бедно в плане линейки силовых агрегатов — ее попросту нет. Машина доступна с единственно возможным мотором: бензин, турбонаддув, 218 сил. И такого мотора тяжелому рамному вездеходу откровенно мало: все-таки 2,4 тонны снаряженной массы — это много. Сюда напрашивается агрегат сил на 250, лучше бы дизельный. Но ничего другого не завезли, поэтому придется мириться и с этим.
Минусы Haval H9
Как уже говорили выше, Хавал H9 автомобиль удивительно ровный, нормальный. От него получаешь ровно то, чего ждешь от большого рамного джипа:
- немного вальяжный разгон
- неидеальная плавность хода (огромные тяжелые колеса + высокие неподрессоренные массы = меньше управляемости и комфорта).
Зато много места в салоне и багажнике (солидные 747 л в пятиместной конфигурации).
В основном это хорошо скроенный и добротно собранный УАЗик здорового человека, рамный джип, каким он и должен быть. Теоретически, от него можно ождать кое-что и на бездорожье — там есть солидный потенциал в виде клиренса 20 см и углов въезда-съезда 28°/23°. Но вряд ли кто на практике готов проверить его возможности на суровом офроуде — машины за 3 и больше миллиона рублей покупают обычно не для их последующего «смертоубийства».
Надежен ли Хавал H9
Удивительно, но вполне. Так вышло, что одни из первых дилеров марки в РФ открылись в Сибири — в Тюмени. И одни из первых (отчаянных) покупателей диковинки были люди северные — много экземпляров сразу уехало поближе к вечной мерзлоте, а это ЯНАО и ХМАО. И даже там выжили: машины своим ходом многие годы спустя ездили к дилерам на плановые ТО, и живы до сих пор. Кажется, это лучшая характеристика живучести автомобиля. Особенно если помнить, что ранее в тех краях особым спросом пользовались пресловутые Prado.
Сколько стоит Haval H9
Сегодня Haval H9 сравнительно мало теряет в цене. На сайтах по продаже автомобилей новые экземпляры предлагают от 4,09 млн рублей, а вторичный рынок начинается от 2,3 млн рублей за видавшие виды пятилетние варианты с пробегами под 200 тыс. км. Но в этом случае стоит проверить авто и узнать историю автовладельца, чтобы не нажить себе проблем при покупке.
По верхней же границе рынка автомобили, которым 2-3 года, немногим дешевле новых из салона — стоят от 3,4 до 3,8 млн. Это еще один косвенный признак того, что аппарат хороший — надо брать. Что-то откровенно неудачное и ломучее скидывают с куда большим дисконтом.
Кратко
Хавал H9 достоин внимания, если вам нужна машина:
- олдскульная и рамная, со всеми повадками олдскульного рамного автомобиля
- богатая в плане оснащения
- прочная, долговечная, с хорошей ликвидностью на рынке и остаточной стоимостью
Удивительно, что это все сказано про автомобиль из КНР.