Одни автовладельцы их боятся как огня, начитавшись о низкой надежности, другие — восхищаются их эластичностью, динамикой и экономичностью. Но большинство толком и не знают, за что эти моторы хвалить или ругать. Сегодня поговорим о двигателях с аббревиатурой TSI.
История двигателей TSI
Изначально аббревиатура TSI расшифровывалась как Twincharged Stratified Injection, то есть двигатель с послойной подачей смеси. Эти строго бензиновые моторы устанавливаются сейчас на все автомобили группы Volkswagen AG, где доступен к заказу такой тип топлива. Двигатели на тяжелом топливе имеют аббревиатуру TDI.
Моторы TSI разрабатывались как новый виток эволюции двигателей внутреннего сгорания. Суть претензий к атмосферным двигателям была следующей:
- Двигатель малого объема имеет невысокую мощность. Следовательно, автомобиль с такой установкой будет медленно разгоняться и расходовать при этом большое количество топлива, при этом загрязнять атмосферу.
- Мотор большого объема нецелесообразен из-за большого расхода топлива и высокой отметки оборотов, при которых достигается максимальный крутящий момент.
Решая эти проблемы, инженеры VAG вывели для себя формулу идеального двигателя для городского автомобиля: небольшой рабочий объем и установка турбонагнетателя.
Однако первые малокубатурные турбодвигатели столкнулись с другой проблемой: турбина, работающая за счет выхлопных газов, на низких оборотах не позволяла нагнетать в двигатель достаточное давление. Формировался эффект провала тяги, именуемый в народе «турбояма». Решить эту проблему помогло использование компрессора в паре с турбиной. На малых оборотах он превентивно создавал необходимое рабочее давление. Таким образом, полка крутящего момента расположена в пределах 1500-4500 оборотов в минуту.
Серии моторов TSI
Двигатели TSI в актуальной моторной линейки делятся на несколько серий. Рассмотрим каждую из них.
Серия EA211
Это серия малообъемных трех- и четырехцилиндровых двигателей. К ней относятся следующие варианты.
1,0 TSI
Первым в табели о рангах выступает литровый трехцилиндровый двигатель 1,0. В зависимости от модификации и модели его применения его мощность составляет от 60 до 116 л.с. В основном встречается на европейских малолитражных автомобилях типа VW Up! и Skoda Fabia.
Однако в России можно встретить и на более свежих моделях, привезенных по параллельному импорту. Например:
- Skoda Kushaq
- Volkswagen T-cross,T-roc и Taigun.
1,2 TSI
Следующий по объему двигатель является уже четырехцилиндровым. Его часто можно было встретить в РФ на официально продаваемых автомобилях:
- Audi A3 поколения 8P в рестайлинге
- Golf 7
- Skoda Octavia
- Skoda Yeti.
Этот двигатель пришел на смену хорошо зарекомендовавшего себя надежностью и неприхотливостью атмосферному 1,6 серии MPI. Мощность у них была схожа — 105 л.с. Однако турбированная версия обладала большей эластичностью, что не заинтересовало российских потребителей: вскоре специально для РФ на самые популярные локальные модели VAG в качестве базового двигателя вернулся «старичок» MPI.
1,4 TSI
Один из самых популярных объемов для семейства TSI. Моторы этого объема развивают от 110 до 150 л.с. Представлен на небольших автомобилях, например:
- Skoda Rapid
- VW Polo.
1,5 TSI
Один из самых современных моторов серии. Им компонуются, в том числе малоразмерные кроссоверы. В РФ можно встретить на автомобилях, привезенных по параллельному импорту, например, на переднеприводных AudiQ3.
Читайте также: Псевдопремиум: обзор Ауди А3 хэтчбек
Серия EA 213
1,4 TSI/TFSI
Основанный на базе EA111, этот двигатель был анонсирован на Франкфуртском автосалоне 2005 года в качестве силовой установки для Golf 5. В отличие от версии серии EA 211 имеет 16 клапанов. Представлен на автомобилях:
- VW Jetta
- VW Golf
- Audi A3
- Skoda Octavia, а также совсем крупных Skoda Superb, Skoda Kodiaq.
Может иметь систему отключения цилиндров, а также компоноваться полным приводом.
2,0 TSI/TFSI
Был разработан на базе двухлитрового двигателя с непосредственным впрыском 2,0 FSI, отчего был представлен на таких автомобилях:
- VW Golf 5 GTI
- Audi A3 8P и Audi A4 B7
- Octavia A5 RS и многих других автомобилях группы VAG до 2013 года.
Серия EA 888
Одна из самых современных серий двигателей. Двигатели EA888 — это семейство трех- и четырехцилиндровых двигателей, которые в настоящее время используется в Volkswagen Group. Является эволюцией более ранних моторов EA827/113.
Он оснащен современными технологиями двигателестроения:
- прямой впрыск топлива
- тонкостенный блок двигателя
- переменный механизм синхронизации и подъема клапанов для впускных и выпускных клапанов
- выпускной коллектор, встроенный в головку блока цилиндров
- рециркуляция и охлаждение выхлопных газов
- легкие внутренние компоненты двигателя.
Впрыск топлива также помогает уменьшить потенциальные отложения углерода, которые могут возникнуть в двигателях с прямым впрыском.
В настоящее время двигатель EA888 доступен в двух объемах: 1,8 и 2,0 л. Мощность двигателя варьируется от 151 л.с. (149 л.с.) до более чем 310 л.с. Концепт-кар, основанный на Volkswagen Golf R, получив индекс R400, производил 395 л.с. Кроме того, разгонялся до 100 км/ч всего за 3,8 секунды благодаря полноприводной системе Haldex и шести- или семиступенчатой коробке DSG.
Семейство двигателей EA888 также попало в линейку Porsche на модели Macan. В нем используют доработанную версию 2,0-литрового четырехцилиндрового двигателя EA888 Gen 3 в паре с роботом PDK.
Двигатели, объемом 1,8 можно было встретить на втором и третьих поколениях Skoda Octavia, а также:
- Audi A5 B9
- VW Passat
- Skoda Superb третьего поколения.
Двухлитровые вариации доступны на широком модельном ряду автомобилей семейства VAG.
Серия EA855 R5
Это пятицилиндровый турбодвигатель объемом 2,5 литра. Официально устанавливается на модели Audi RS3, RSQ3, TTRS
Серия EA390
Шестицилиндровый двигатель объемом 2,5 литра, разработанный для китайских моделей:
- VW Teramont и Talagon
- Audi Q6.
Серия EA839
EA839 — это семейство шестицилиндровых двигателей с турбонагнетателем.
Базовый двигатель 3.0 TFSI с двойным турбонаддувом в 354 л.с. доступен на моделях Audi S4, S5, SQ5. Немного доработанная версия с системой мягкого гибрида, 48-вольтовой бортовой сетью и мощностью в 340 л.с. Стал основой для различных современных моделей Audi: A6, A7, A8, Q7 и Q8.
Двигатель 2,9 TFSI — это высокопроизводительный вариант с двойным турбонаддувом и турбинами в развале блока. Бензиновые версии S6 и S7, поставляемые ранее на российский рынок, оснащены электрическим нагнетателем, работающим также на 48-вольтовой бортовой сети системы мягкого гибрида. Этот же мотор мощностью в 440-450 л.с. представлен на актуальных Porsche Panamera и Audi RS4/ RS5.
EA825
Роскошный четырехлитровый восьмицилиндровый двигатель с турбинами в развале блока разработан совместно специалистами Audi и Porsche. Применяется на мощных и современных спортивных автомобилях:
- Porsche Panamera
- Cayenne Turbo
- Lamborghini Urus
- Audi RSQ8, RS6/RS7.
Достоинства и недостатки TSI
Достоинства этих двигателей во многом уже описаны коллегами в различных тест-драйвах автомобилей:
- эластичность
- надежность
- экономичность
- динамика.
Но не лишены они и недостатков. О двигателях выше двух литров мы писали неоднократно. Особенно тяжела в памяти первая генерация двухлитровых EA888, отличившихся масложором и отзывными кампаниями.
Менее мощные моторы, объемом 1,4 страдают слабым цепным приводом ГРМ. Ненадежный натяжитель привода вкупе с растянувшейся цепью может обеспечить «перескок» через зубья и удар поршня о клапан. На пробегах около 100 тыс. км необходимо внимательно следить за состоянием этого привода.
Другим слабым местом является ненадлежащее обслуживание двигателя. Производитель регламентирует менять масло раз в 15 000 км пробега, но сервисмены рекомендуют при агрессивной эксплуатации сократить межсервисный интервал до 10 000 км, особенно на автомобилях с пробегом более сотни тысяч.
При этом сама система турбонаддува в целом надежна и не вызывает нареканий. Однако необходимо пристально следить за герметичностью прокладок во избежание попадания масла в турбину, а также охлаждающей жидкости. К слову, за охлаждающей системой также нужен пристальный уход: нередки случаи выхода из строя помпы в паре с термостатом.
Моторы семейства TSI любят хорошее топливо. В противном случае закоксовываются форсунки, клапаны, маслоприемник, что ведет за собой залегание колец и капитальный ремонт двигателя.
В целом автомобили с этими двигателями, как и все современные аналоги, любят уход и регулярное сервисное обслуживание. Поэтому перед тем, как купить машину, рекомендуем сначала проверить авто, узнать всю историю о его владельце, а потом провести качественный осмотр автомобиля и решить, стоит ли его покупать.