Для начала разберём, что такое алалия.
Алалия - это тяжёлое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых зон в коре ГМ (в левом доминантном полушарии), наступившее ещё до формирования речи, т. е. до 1-2 лет жизни ребёнка.
Различают 2 основные формы алалии:моторную и сенсорную.
При моторной алалии нарушается деятельность речедвигательного анализатора (при этом родители могут наблюдать такую картину - ребёнок все понимает, но не говорит)
При сенсорной алалии нарушается деятельность речеслухового анализатора (у ребёнка отмечаются трудности понимания обращенной речи, при этом он может воспроизводить непонятные хаотичные звукокомплексы, обычно родители отмечают - "он говорит на своём языке") При данном виде алалии нередко отмечаются эхолалии - повторения услышанного, например, на вопрос: "Как тебя зовут?" Ребёнок отвечает: " Как тебя зовут"
Встечается также смешанная форма - сенсомотрная алалия, для которой характерны трудности и понимания, и воспроизведения речи.
Наблюдаются различные степени выраженности алалии: от сравнительно легкой, при которой речь начинает медленно и искаженно формироваться к 3-4 годам, до тяжёлых, когда ребёнок не пользуется речью до 10-12 лет, впоследствии, при систематически специальной помощи, он частично овладевает речью.
Родителям очень важно помнить, что речь и мышление неразрывно связаны. И даже если изначально познавательные процессы ребёнка сохранны, при тяжёлых нарушения речи, без оказания своевременной помощи, развитие мыслительных операций будет вторично задерживаться.
Как помочь ребёнку?
Во - первых - грамотное лечение, назначенное неврологом и направленное на стимуляцию миеленизации нервных клеток в речевых зонах коры ГМ.
Из дополнительных процедур, активизирующих работу речевых зон, м. б. назначена ТКМП ГМ, БОС - терапия, сенсорная интеграция. Но отмечу, что данные процедуры являются лишь дополнением к основной терапии, и не смогут её заменить.
Очень часто неврологи медицинских центров назначают весь спектр предоставляемых центром процедур, направленных на речевую стимуляцию, но стоит помнить, что такие физ процедуры, как логомассаж, дарсонваль, электрофорез, стимуляция Вокастим, не эффективны при чистой алалии, если только речь не идёт о сочетанных с дизартрией нарушениях.
Во-вторых - систематические занятия с логопедом - дефектологом, работающим на запуск речи.
Открываем концепцию коммуникативный дом - определяем на каком уровне доречевого развития находится ребенок, планируем дальнейшие действия.
Здесь очень важен этап внимания и имитации (помним, что воспроизведение речи возможно, если ребёнок умеет имитировать, повторять за взрослым действия, звуки)
Далее - в игре вызываем простые звукоподражания Бах, Бум, АМ и. т. д
Тут очень важно подобрать для ребёнка эмоционально значимые игры.
Помним, речь появляется на фоне эмоций, неважно, положительных или отрицательных.
Если ребёнок научился сосредотачиваться имитировать действия, подключаем логоритмику и приемы моторного планирования.
На этом этапе уже можно увидеть речевые результаты в виде звукоподражания и простых слов
Затем, переходим к постепенному формированию речи: начинаем с отдельных речевых звуков, переходим к формирования слов различной слоговой структуры - к фразе, затем - к предложению.
Здесь могу порекомендовать отличное систематизированное пособие "Читать раньше, чем говорить"
Данное пособие направлено на введение в речь слов различной слоговой структуры, с постепенным выходом на связную речь
Помним, что алалия является тяжёлым нарушением, требующим постепенного целенаправленно го формирования речи (при истинной алалии, сама по себе речь, как это происходит в норме, у ребёнка не формируется)
Поэтому раннее обращение к специалистам, поможет ребёнку лучше компенсировать речевые нарушения.