Идол бедняков и царей. Кем же на самом деле был Диоген из Синопа? Самый узнаваемый житель города в Турции. Жил ли он на самом деле в бочке? Или это древний хайп и выдумка?
Диоген был знаменит своим тривиальным, надменным отношением к людям. А известная картина Жана-Леона Жерома, которая изображает будущего философа в бочке. Или, если сказать точнее, в амфоре, до сих пор вызывает споры.
До сих пор не понятно, такой экстравагантный образ человека-отшельника со своими причудами и равнодушием к житейским радостям был связан с его философским учением или желанием привлечь к себе как можно больше внимания?
Неизвестность в этом вопросе связана с тем, что Диоген был умнейшим человеком. И мы невольно приходим к выводу, что он играл в такие игры, скорее всего, осознанно.
Существование такого персонажа, как Диоген Синопский, не вызывает сомнений. Он родился в 412 году в городе Синопе, северная Турция.
Мошенник или жертва?
Есть некая легенда, которая гласит о том, что Диоген и его отец были участниками скандала, после которого их изгнали из города. Многое время Диоген искал свое место в жизни, но все переменилось, когда он встретил Антисфена, философа, который стал его главным учителем и вдохновителем.
Антисфен и Диоген образовали новое философское течение — кинизм, основываясь на учении Сократа. Эти два героя проповедовали простоту и аскетизм, призывая всех смертных избавиться от ненужного, лишнего.
Они свели свои вещи к абсолютному минимуму — лишь плащ, посох и сумма для подаяний. Этот образ философа, который на протяжении веков изображался в искусстве, был впервые воплощён самим Антисфеном и Диогеном. Оба они также считаются первыми космополитами — гражданами мира.
Киники, включая Диогена, проповедовали аскетический образ жизни, отвергая слепое следование догмам, включая религиозные и культурные, и стремились к автаркии — полной независимости. Диоген считал, что даже находясь в рабстве, можно оставаться свободным человеком, если твой образ мысли свободен.
Что насчёт бочки?
Диоген действительно поселился в сосуде, хотя это была не бочка, а амфора, которую греки использовали для хранения вина, оливкового масла, рыбы и других продуктов. Он выбрал для проживания главную площадь Афин — агору, и стал своего рода городской достопримечательностью.
Диоген не стеснялся нарушать общественные нормы поведения, например, он мог публично принимать пищу, что в древнегреческом обществе считалось неприемлемым.
Самые известные рассказы о Диогене содержатся в книгах его тёзки - Диогена Лаэртского. Один из таких текстов повествует о том, как Диоген ходил по городу с зажжённым днём фонарём, утверждая, что ищет «Человека». Он также насмешливо опроверг определение «человека» Платона, показав ощипанного петуха и назвав его «человеком по Платону». Платон же отзывался о Диогене как о «Сократе, потерявшем рассудок».
Диоген стремился к предельному минимализму. Увидев, как мальчик пьёт воду из ладони, он выбросил свою чашку, а другой мальчик, который ел похлёбку из выеденного хлеба, вдохновил его избавиться от миски.
Согласно некоторым рассказам, Диоген оказался в рабстве у Ксениада, который либо сразу же освободил его и нанял его учителем для своих сыновей, либо позволил ему жить в своём доме как члену семьи.
Александр Македонский и Диоген
Он не намеревался отказываться от своей амфоры даже когда его посетил Александр Македонский. Кстати, это очень забавная история:
Македонский, подойдя к опочивальне философа - амфоре, выразил свое восхищение и предложил просить все, чего захочется, но Диоген лишь попросил царя отойти и не загораживать ему солнце. Царь Александр был в недоумении после услышанного, но потом, посмеявшись, сказал, что хотел бы быть Диогеном.
Интересно, что, по словам Лаэртского, Диогена и царя Александра Македонского смерть настигла в один день — 10 июня 323 года до н.э.
Диоген считается классическим примером кинизма. Его необычная личность вдохновляла как современников, так и последующие поколения. Его имя упоминается даже в современной литературе, например, в рассказах Артура Конана Дойля о Шерлоке Холмсе, где фигурирует клуб «Диоген», в изображении картин и музыке.