Найти тему
ЭКСКУРС TV

ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРЫМУ | ЧАСТЬ IV | ДЖАЛИТА - АЛУСТОН

Оглавление

из столицы Крымского ханства через княжество Феодоро в генуэзскую Каффу

Глава 6. Из Джалиты в Алустон на троллейбусе вместо велосипеда

Но вернёмся к походу. Уже по дороге в Ялте у меня стала проскакивать цепь. Вообще, я, честно говоря, сначала удивился столь резкому наступлению износа цепи или кассеты. Но какими бы ни были причины, однозначно - дальше так ехать невозможно. Поиски веломагазина в воскресной Ялте обернулись полным фиаско. Никто и не думал работать в выходной - белые люди! Но мне-то что делать? Дальше оставаться в Ялте было решительно невозможно по двум причинам: первое - это время. Второе - тут просто нет ремонта. А сверху, в довершении всех бед, поливало проливным дождём.

Однако, поход - походом, а голосование - по расписанию. Так совпало, что в Ялте мы оказались 19 сентября 2021 года - в единый день голосования. В наши выборы можно верить, а можно не верить, но не верить в свой гражданский долг я не могу. Поэтому заранее оформил заявление на Госуслугах и проголосовал на избирательном участке в районе Морского порта, который находился на улице Рузвельта. Символично, однако. Насколько я помню, улица Рузвельта в Ялте - единственная улица, названная в честь американского президента, на территории России. На признаваемой Россией территории России.

После голосования снова в Яндекс карты - искать веломастерские. Нахожу мастерскую в Симферополе. Время полдень, мастерская работает до 20:00. Дождь продолжает поливать. Я точно не могу ехать на перегон Алушта - Ялта: с такими цепью и кассетой я просто не въеду в горки. А горки на этом перегоне затяжные и перепады высот весьма серьёзные. Да и вообще, если я не найду ремонта, поход для меня окончен. Но я-то этот поход организовал! Решаю эвакуироваться в Алушту на троллейбусе, заселиться, в Алуште у нас тоже был комфортный ночлег, и, передав ключи ещё двоим, решившим сэкономить силы на этом перегоне, и заодно принимавшим участие в операции спасения моего велосипеда, отправиться с пустым велом также на троллейбусе в Симферополь, там починиться, и последней собакой возвращаться в Алушту.

Посадка на троллейбус вылилась в тот ещё квест. Я, как приличный гражданин, хотел купить билет в кассах. Кассир же, увидев наших коней и количество багажа, отправила нас напрямую к водителям. Водители же, увидев тоже самое, отправили нас на 500 метров дальше от остановки, в сторону Алушты. Чтобы камеры, установленные на троллейбусной станции, не зафиксировали процесс нашей посадки в троллейбус. Но залезть втроём в один троллейбус тоже не получилось бы: я залез в первый, а две других участницы похода, по очереди, во второй и в третий. Таким образом у меня было максимальное количество времени для решения технических вопросов.

Но вмешался случай в виде неплохой кофейни на остановки в Алуште и девушки-баристы, которую неизвестно каким ветром занесло сюда из Екатеринбурга. Она поведала мне, что в Алуште тоже есть веломастерские, “где-то там внизу, в районе набережной”. Пытаясь справиться с местным интернетом, который местами был только номинально, действительно, нахожу мастерскую. Звоню - работают! Кассета на 8 скоростей? Есть! Цепь на 8 скоростей? Есть! Поменять? Часа за два! Да это же манна небесная! Дожидаюсь своих товарищей, и втроём мы спускаемся с кольца на трассе сначала в квартирку, а потом и в мастерскую: велосипед починили, можно штурмовать горы!

А вот дорогу из Ялты в Алушту троих путешественников, выбравших веломаршут, сладкой назвать было никак нельзя. Длина перегона - 38 километров. И всё бы ничего, если бы это была какая-нибудь средняя полоса. Но эта был Крым! И один из самых высокогорных участков похода! Причём, высокогорного во всех отношениях. Слева - великолепная панорама горного амфитеатра с высочайшей вершиной Крыма Роман Кош. Чуть далее за ней открывались виды на Чатырдаг и Демерджи. Справа - шикарный вид на Аюдаг и море. Всё это в облаках и в струях дождя. А набор высот на маршруте - 694 метра.

И кстати, дорога проходила под проводами самой длинной в мире высокогорной троллейбусной трассы. Между крайними точками маршрута, аэропортом Симферополя и троллейбусной станцией в Ялте, 96 км. Поначалу на ЮБК хотели построить железную дорогу. Существовало два проекта: через горы из Бахчисарая и берегом из Севастополя. Говорят, даже отсыпку начали, но геологические условия в районе уже пройденного Кекенеиза не позволили бы проложить там ветку. В итоге, после асфальтирования шоссе, построили троллейбусную линию. Причём участок от Симферополя до Алушты проложили меньше, чем за год. Кстати, местами тут подвешено две нитки контактной сети - для возможности обгона одним троллейбусом, междугороднего маршрута, другого троллейбуса, городского маршрута. Вдумайтесь: в 70-80 годы троллейбусы на линию отправлялись менее чем с пятиминутным интервалом. Межгород! Открывали движение на этой уникальной линии машины МТБ-82, но по-настоящему “народными” и определившими на годы и облик линии, и образ нашей памяти, стали потрясающе красивые и невероятно надёжные машины Skoda 9Tr. Один такой стоит нынче памятником на Ангарском перевале.

Лунная дорожка над морем в Алуште
Лунная дорожка над морем в Алуште

А ещё, знаете, где снимал Леонид Гайдай свою знаменитую “Кавказскую пленницу”? В Крыму! В окрестностях Алушты, в частности. Тут даже есть памятный знак с фотографией Юрия Никулина в образе балбеса, повествующий об этом факте. День закончился шумом волн и невероятной луной на безоблачном ночном небе над Алуштой.

Глава 7. Алустон

Вы же понимаете, что без краткого курса истории Алушты я вас не отпущу? Понимаете, да? Откуда появилось название - учёные не знают. Догадываются, отнаго, что от греческого слова “алюсида”, то есть цепь. Видимо, имелась ввиду цепь Главной или Южной гряды Крымских гор. Зато точно знают, кто стал инициатором строительства крепости Алустон - это был византийский император Юстиниан I. Произошло это в VI веке. И не пытайте меня точным годом, я не знаю. В отличии от соседней рыбацкой Ялты Алустон всегда был значимой крепостью на Южном берегу. А вот что её с Ялтой роднит, так это цепочка владельцев: Византийская империя, Хазарский каганат, княжество Феодоро, Венецианская республика, Генуэзская республика, Османская империя, Крымское ханство, РСФСР в составе Советского Союза, Украина в составе Советского Союза, самостийная Украина и Российская Федерация. Вроде бы никого из значимых владельцев не забыл.

Немного советского автопрома из Алушты
Немного советского автопрома из Алушты

Генуэзцы, кстати, постоянно огребали от княжества Феодоро, которое также было не прочь овладеть этой крепостью, поскольку наряду с Ялтой и Горзувитой та имела хорошо оборудованную ещё византийцами пристань. Итальянцы, точнее генуэзцы, называли город Lusta. Что означает этот термин, тоже доподлинно не известно, но в современном итальянском языке есть созвучное слово lusso, что означает роскошь. А вот после овладения крепостью Османами она теряет своё военное значение, поскольку Чёрное море фактически становится внутриосманским водоёмом, пусть и очень большим. Крепость постепенно разрушается, а селение скатывается в статус соседних Горзувиты и Ялты - рыбацкой деревеньки. До наших дней от мощной византийской крепости осталось пара башен.

Ещё раз на полях исторических летописей, а заодно и на полях сражений, Алустон блеснул в ходе русско-турецкой войны, после окончания которой был подписан Кучук-Кайнарджийский мирный договор. Здесь высадился турецкий десант, который был наголову разбит корпусом Мусина-Пушкина. Над Алуштой есть две Кутузовки. Думаю, это жжж неспроста, потому что именно в операции по ликвидации того турецкого десанта был ранен командир гренадёрского батальона Михаил Илларионович Кутузов.

Позднеимперская и советская история Алушты мало чем отличается от соседней Ялты. Прокладка дороги, приобретение материковой и местной знатью участков под дачи, развитие всесоюзного курорта. Разве что в войну тут не было еврейского гетто. Хотя и для этих мест цифры потерь во время войны немалые: 500 человек местных немцами расстреляно, более 200 человек угнано в рабство. Для маленькой Алушты - очень существенно.

Кстати, любопытно, но в Алуште, никогда, за исключением короткого периода в XVIII веке, не входившей в состав Крымского ханства, вплоть до начала ХХ века крымские татары составляли большинство, а в некоторые годы абсолютное большинство населения. Например, в начале XIX века 100% населения Алушты - татары. В конце XIX века, несмотря на волны эмиграции, спровоцированные Российским правительством, 72% населения - татары. И только в период между гражданской и войной крымских татар становится меньше половины - 43%. Но на тот момент татары по-прежнему были самой значительной этнической группой населения города.

Продолжение следует

Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос