Никон хотел власти больше, чем у Алексея Михайловича, считая, что церковь стоит над государством.
Постоянно просил(требовал) от государя новые вотчины, привилегии. Бывало, что Никон выкупал вотчины светских землевладельцев и приписывал их к своим владениям.
Бывали также случаи, что царь награждает своих подданных землями и домами, а патриарх их отбирает и назначает другим. Если обиженные обращаются к царю с жалобою, он отвечает, что не может идти наперекор воле святого патриарха.
В феврале 1657 г. патриарх добился подтверждения указов Бориса Годунова о неподсудности духовенства патриарших вотчин государевым наместникам и освобождении патриарших крестьян от земской повинности,
а также указа Михаила Федоровича о подсудности духовенства патриарших вотчин исключительно патриарху, за исключением дел уголовного характера, и о власти патриарха определять в своих вотчинах размеры дани и оброка.
Все эти пожалования были следствием благоволения царя. Постепенно Никон своими действиями настроил против себя некоторых членов Боярской думы, многих бояр и даже само духовенство в целом.
Некоторые историки говорят, что Никон, своими действиями, пытался поставить боярство в зависимость от церкви.
В мае 1656 г. Алексей Михайлович отправился в новый поход против шведов. На государя этот поход оказался огромное культурное влияние:
«с тех пор, как Его Величество был в Польше, видел тамошний образ жизни и стал подражать Польскому Королю, круг его понятий расширился: он начинает преобразовывать двор, строить здания красивее прежнего, украшать покои обоями и заводить увеселительные дома».
В 1657 г. Алексей Михайлович поручил своим агентам за границей привезти в Россию вещи, которые было трудно увязать с идеалом благочестивого быта православного христианина. В списке этих вещей значились оптические приборы, гобелены, мебель, музыкальные шкатулки, кружева, столовые приборы, певчие птицы и кареты. Нетрудно представить, как патриарх мог отнестись к подобным пристрастиям государя.
К государю стали приносить многие известия о жалобах на патриарха, и сам царь стал отдаляться от Никона, перестав даже присутствовать на богослужениях, которые совершал патриарх.
Сам патриарх винил во всем окружение государя, которое побуждало Алексея Михайловича вмешиваться в церковные дела. Возможно, в этих словах и была доля истины, хотя, как мы видели, патриарх без труда выпрашивал у государя всё новые привилегии и вотчины для своих монастырей. Но, скорее всего, подоплека конфликта была в другом. Никон был одержим идеей создания православного теократического государства, вся жизнь которого была бы подчинена строгому распорядку церковных служб. В конце концов, как заметил Августин Майерберг, он навлек на себя всеобщую ненависть.
В 1658 году покинул патриарший престол и удалился в Воскресенский монастырь под Москвой. Можно сказать, что это была некая манипуляция со стороны патриарха, чтобы государь понял от кого он отворачивается в государстве и сам вернул его, но Алексей Михайлович так ни разу не съездил к нему. Все время, пока Никон был в монастыре, он внимательно следил за всем, что происходило в Москве, хотя, когда к нему приезжали гости из Москвы и спрашивали его о возвращении, он говорил, что не желает более, ему и такая жизнь по душе.
Москва после уезда Никона наполнилась слухами. Одни говорили, что Никон оказался в изгнании в результате заговора дворцовой знати, недовольной тем, что он был инициатором войны против поляков, другие обвиняли его в чеканке медных монет, которая ввергла народ в нищету, третьи полагали, что патриарх стремился подчинить царский двор своим решениям и поплатился за это.
Пока Никон жил в Воскресенском монастыре – количество его противником и противников его реформ росло, а сам он все продолжал надеется на преданность его государя к нему.
…. Начался суд по делу Никона о самовольном оставлении им сана патриарха, руководимы, в основном, греческими патриархами.
17 февраля 1660 г. собор вынес решение, что патриарх Никон «оставил свой патриаршеский престол своею волею, никем не гоним»,
в мае 1660 г. было вынесено решение, которое предписывало избрать нового патриарха, а Никону «не обладати ничем ни монастыри, ни вотчинами, а жити ему и питатися в монастыре, где великий государь... укажет и святейший новопоставленный патриарх благословит».
В конечном итоге, Никон был признан виновным, был своего лишен сана, теперь он «простой монах», и был отправлен царем в Ферапонтов монастырь.
Телеграм-канал: https://t.me/supphist