Найти тему
Шоу Трумана

В поисках Пруста. Часть 4. Тема творчества в романе

Друзья! Самое время обсудить тему творчества в книге Пруста🌚

О том, что герой хочет быть писателем, вам уже известно, как и о том, что он пускай и не очень усердно, но к цели идёт. Однако как же представляет искусство и процесс созидания сам автор, какие фразы об этой магии вкладывает он в уста своих героев? Обсудим 🤓

👩‍💻начать хочется с Бергота. В его лице мы видим серийность и некую элитарную массовость. Писатель знает, чем заменить аудиторию, салонных аристократов-читателей и он пишет.
Но как?

Мы видим, что вдохновение, романтичность, литературный пыл и талант могут быть - отлаженным механизмом, ремеслом, которым можно овладеть, как сваркой.
Мы видим, что в таком случае Бергот - скорее психолог и держащий нос по ветру человек.
Он не восхищается звёздами, не употребляет алкоголь, дабы увеличить уровень вдохновения, он создаёт произведения как строители, а его инструмент - это слова.

👩‍🎨Но также мы видим и Эльстира - художника, с которым познакомился герой в Бальбеке. Пока он звёзд с неба не хватает, но денно и нощно трудится, делая то, что ему интересно, опираясь на своё чувственное восприятие мира, самобытность.
Его работы некоторые персонажи считают нелепыми мазками, другие - бесталанными... Однозначно лишь то, что он не имеет всеобщей любви и его не пытаются завлечь в свою гостиную. Чего не скажешь о Берготе.

🎩Получается, в лице данных двух людей мы видим конфликт, две стороны творчества "истинная гениальность и популярная заурядность".

Пруст даже пишет, что талант, утонченность искусства сопряжены (неразрывно) с ограничениями, страданиями и несчастьем, считается позором света.
В этом ключе творец приносит какую-то жертву (за своё дарование)

✍️Также на примере Бермы (артистки оперы) мы видим, что зачастую гениальность, признание в творческой среде получается за счёт точного попадания в цель.
В этом случае, успех - совпадение, стечение обстоятельств.

🗣Кроме того, Пруст даёт понять, что художник преобразует, меняет действительность.
На этом моменте у меня возникла мысль, что раз мир субъективен и объективно не существует, значит, творец, создавая что-либо, открывает свою субъективность для других персон, выводит её из себя.
Значит, искусство - это выставленная напоказ субъективность.

Тогда, быть может, наша реальность - это бульон открытых субъективностей 😁


👾а помните, "поиски" ведь начинались как критика подхода Сент-Бёва.
Мне показалось, что автор полностью не отказывается от переноса некоторых аспектов биографии в творчество, думаю, разгадка недовольства в другом.

—личность человека выше, непонятнее, загадочнее, противоречивее, чем произведение.
Личность и работа - как природа и пейзаж. Книги, скульптуры, картины, постановки отражают лишь крохотную долю того, что зовётся душой человека, его фундаментом.

В связи с этим, возможно, при чтении создаётся ощущение, что автор ищет что-то, но это нечто недоступно, оно вне пространства, наших возможностей, потому что даже всемогущая литература может не всё


Вот такая история, в которой писатель критикует писательство и отдает ему же дань - как и всякому истинному искусству, в котором Пруст анализирует структуру творческого поля и его физические законы. А к выводам приходим уже мы сами


Всем бобра и позитива!