Найти тему

Ботаническая акварельная живопись художника Фёдора Толстого.

Сегодня на канале «О прекрасном» мы познакомимся с живописным творчеством яркого и самобытного мастера — Фёдора Петровича Толстого. Его творческое наследие невероятно многогранно: он работал в жанрах живописи, графики и скульптуры. Фёдор Петрович способствовал развитию ботанического натюрморта не только в России, но и в Европе, а также возрождению медальерного искусства. Он создал 20 медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 года.

Толстой Ф.П. Ветка малины, бабочка и муравей. 1820  Источник изображения : papik.pro
Толстой Ф.П. Ветка малины, бабочка и муравей. 1820 Источник изображения : papik.pro

Толстой Ф.П. Ветка сирени и канарейка. 1819 (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Источник изображения : papik.pro
Толстой Ф.П. Ветка сирени и канарейка. 1819 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) Источник изображения : papik.pro
Толстой Ф.П. Ягоды красной и белой смородины. 1818 Источник изображения : papik.pro
Толстой Ф.П. Ягоды красной и белой смородины. 1818 Источник изображения : papik.pro

Но в истории живописи Фёдор Петрович остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др. В XVIII-XIX веках особенно популярными были натюрморты с изображением цветов и фруктов. Художники с удовольствием рисовали эти прекрасные природные мотивы.

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro


Немного биографических данных о художнике:

Фёдор Петрович Толстой — один из самых талантливых и уникальных художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Санкт-Петербурге.
Живописец Фёдор Толстой проявил свои художественные способности в раннем возрасте. Во время обучения в кадетском корпусе он начал посещать занятия в Петербургской Академии художеств. Постепенно он осознал своё стремление стать профессиональным художником. Однако для этого ему нужно было оставить военную карьеру, что могло вызвать гнев семьи и привести к разрыву с близкими. Только его безграничная любовь к искусству и мужество помогли ему решиться на этот шаг.
В 1804 году художник подал в отставку, отказавшись от военной карьеры. Начался сложный период в его жизни, полный лишений и трудностей.

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

В акварельных натюрмортах художника Фёдора Толстого изображения цветов и фруктов отличаются удивительной красотой и реалистичностью. Они настолько созерцательны и притягательны, что стали самыми известными работами художника. Хотя сам художник говорил, что эти работы он создавал в свободное от основной деятельности время и не считал их серьёзными, но это было не совсем так.

Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820 (Государственная Третьяковская галерея, Москва)  Источник изображения : papik.pro
Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820 (Государственная Третьяковская галерея, Москва) Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Вот например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил хороший доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику известность и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне. За это императрица наградила художника бриллиантовым перстнем. С тех пор она постоянно заказывала работы у Толстого.

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Как писала дочь художника М.Ф. Каменская, «он и счёт потерял, сколько нарисовал смородинок для Елизаветы Алексеевны». Каждый раз, когда императрице хотелось порадовать кого-то из своих заграничных родственников, она обращалась к Толстому за новой картиной со смородиной.

А ещё, я читала, что Елизавета Алексеевна догадывалась о тяжёлом положении семьи художника и помогала ему, не афишируя это. Её помощь была деликатной и достойной.

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Источник изображения : papik.pro
Источник изображения : papik.pro

Все, кто был знаком с графом Федором Петровичем Толстым, а ему был знаком почти весь свет — и императорская семья, и высшее общество, — отмечали цельность его натуры, благородство его души. Каждый, кто видел произведения мастера, был очарован целительной для души и сердца гармонией и изящной красотой его великолепных живописных работ.