Друзья, 2024 год на дворе. Российский рынок труда испытывает большие проблемы. Да ладно! Никогда такого не было…
Не откроем Америку, но одной из 5 отраслей, где нехватка исполнителей чувствуется остро - транспорт и логистика. Санкции с нас никто снимать не собирается, экономика перегревается. В общем, невесело все. Так что ТК надо как-то выкручиваться.
А как? Давайте разбираться. Поехали!
Почему кадровый голод?
Рассмотрим ситуацию в Красноярском крае. Тут “кровь из носа” нужны «синие воротнички»: сортировщики, водители и приемщики. За 2024 год число вакантных мест выросло на 46%. Причины дефицита кадров раскрывают эксперты из рекрутинговых сервисов и транспортных компаний.
К примеру, аналитики из «Авито.Работа» уточнили, что за первое полугодие 2024 года заявок от работодателей в сфере перевозок стало на 36% больше. Также на 15% выросло денежное довольствие линейных исполнителей. Сравниваем с январем-июнем 2023 года. В том же Красноярском крае работодатели начали “сражаться” за соискателей на 3% активнее.
Согласно раскладкам другого рекрутингового сервиса hh.ru, первый месяц лета отмечен ростом заявок от работодателей (+21%) в сфере транспорта и логистики. Сравнение опять-таки с 2023 годом. Рост объема резюме вышел на отметку 17%.
Главная причина кадрового голода - «демографическая яма» 1990-х и 2000-х годов. Директор по персоналу транспортной компании Delko Екатерина Кирилина и руководитель отдела по персоналу и коммуникациям FM Logistic Мария Шиповалова напоминают, что в лихие 90-е рождаемость была крайне низкой. А что касается поколения зумеров, то для них линейная должность дальнобойщика - не верх карьерных предпочтений. Хочется чего-то полегче и поденежнее.
Директора по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев сообщил, что на вакансию водителя-дальнобойщика вы не встретите кандидата моложе 30 лет. Их попросту нет. А подготовка будущей смены поставлено на самотек и ведется локально и бессистемно.
Категория прав СЕ - это всего лишь 15% действующих автошкол. Также играет значение, что обучение будущих дальнобоев идет на морально устаревшей технике.
Интересный момент по геополитике. Уход из РФ “большой семерки” европейских автопроизводителей привело к массовому переходу на тягачи из поднебесной. При этом работа и ТО данной техники требуют специфических знаний и навыков.
В настоящее время водителей и механиков, которые уверенно владеют нюансами эксплуатации китайских грузовиков единицы. И все они на “вес золота”. В будущем из дефицит составит от 25% и выше.
Никто не отменял и роста издержек при логистике грузов наземным транспортом. Сейчас средняя ЗП водителя - 180 000 рублей после вычета всех налогов. Однако и такой зарплатный оффер не находит горячего отклика. Опытных водителей немного.
Где ищут работников для ТК?
Екатерина Кирилина использует в своей работе сервисы по подбору кадров, сарафанное радио. Никто не отменяет и корпоративные кадровые ресурсы. Компания может самостоятельно вырастить водителя для своих нужд.
Активно проводится обучение с малым стажем вождения по категории прав Е. Применяются оффлайн и онлайн курсы для повышения навыков вождения, уровня знаний о материальной части большегрузной техники.
Каналами привлечения кадров могут быть профильные сузы и вузы, соцсети, службы занятости, администрации районов, где присутствуют филиалы ТК. Не проходят кадровики мимо кандидатов предпенсионного возраста.
Важно обеспечить работникам хорошие денежные выплаты, бытовые условия. К продуманным бонусам относятся:
- размер ЗП;
- премии;
- гибкий график;
- стабильный уровень загрузки.
Напомним, что водителям предпочтительнее места работы с удобными маршрутами и гарантированным пробегам для формирования нормальной ЗП. В этом деле деле мелочей не бывает. Некоторые компании даже разрабатывают индивидуальную и удобную одежду для женщин.
Как удержать кадры?
Сейчас удержание не менее важно, чем привлечение. Компания должна иметь хорошую систему мотивации, социальные льготы для работников и членов их семей. Только так работник не будет засматриваться на сторону.
Очень важны “открытые” каналы связи между менеджментом и линейным персоналом. Часть компаний практикует совместные поездки топ-менеджеров и обычных работяг за рулем.
Таким образом, руководителям проще понять трудности и нюансы работы водителей. Идет сокращение дистанции между офисом и линейщиками, решаются наболевшие проблемы. В ТК Елены это позволило сократить текучку на 15%.
Насчет стабилизации ситуации? Игорь Чернышев пессимистично заявил, что кадровый голод вряд ли исчезнет в 2025 году.
К 2030-2040 годам соискателей существенно больше не станет. При этом 10-15 лет для некоторых ТК - целая жизнь.
Ведущая роль в этом должна быть все-таки у государства. Наскоками бизнеса этой проблемы не решить. Тут важна комплексная программа. Начинать надо с азов.
Проанализировать насколько хватит водителю суточных, как эффективна дорожная инфраструктура. Есть ли готовность к появлению на дорогах большого числа женщин-дальнобойщиков?
Все эти вопросы нельзя решить без правительства. А сколько времени это займет, известно только провидению.
Такие вот пироги!