Что значит drag-racing?
Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть» , что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.
По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся» ). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.
Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол «to drag» употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.
Соревнования на разгон по прямой:
Драг-рейсинг — гоночное соревнование, являющееся спринтерским заездом (гоночным заездом на короткое расстояние) с участием двух автомобилей. В классической версии на дистанцию в 402 метра (¼ мили). Реже проводятся заезды на ½ мили (~804 м), 1/8 мили (201 м) либо на мерную милю (1609 м). Фактически драг-рейсинг является гонкой на ускорение, проводящейся по прямой трассе. Особую популярность гонки этого типа снискали в США, где национальные соревнования регулярно проводятся с начала 1950-х годов. Наиболее распространёнными дисциплинами являются гонки автомобилей, мотоциклов и катеров с поршневыми двигателями. В то же время, заезды устраивают для реактивных автомобилей и мотоциклов, электромобилей, мотороллеров, велосипедов и даже тракторов и газонокосилок.
Ещё до Второй мировой войны автолюбители устраивали соревнования на разгон по общественным дорогам, в основном, на четверть мили (402 м). В 1950 году в городе Санта-Ана, Калифорния на местном аэродроме было проведено первое официальное соревнование по дрэг-рейсингу. К слову сказать, NHRA (National Hot Rod Association) была создана для того, чтобы пресечь гонки по улицам. Наиболее распространённая дистанция — классическая ¼ мили.
Дрэг-рейсинг устраивают как на обычных машинах, так и на болидах, построенных специально для этого (дрэгстерах). Дорожная машина проходит дистанцию в четверть мили за 16 секунд, в то время как дрэгстер класса Top Fuel покрывает её менее чем за 5 секунд, развивая ускорение свыше 4 g.
Весьма странные гонки: все просто едут по прямому участку. Казалось бы, чего интересного: нет поворотов. Здесь имеет цену только скорость, и ничего больше: пилоты разгоняются до 350-400 км/ч, и испытывают большие перегрузки, чем космонавты во время старта.
Как правило, гонщики, участвующие в драг-рейсинге, делятся на несколько классов:
SL — «Уличный лёгкий» (Street Light). Серийный или серийный доработанный автомобиль любого производства, 4-цилиндровый, объём двигателя до 1600 см³ включительно. Сюда входят и российские легковые автомобили — ГАЗ, АЗЛК, ИЖ до 2000 см³. Минимальный вес — 550 кг.
FS A — «Уличный быстрый А» (Fast Street A). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 4-цилиндровый, объём двигателя 1601—2000 (не включая) см³. Минимальный вес — 550 кг.
FS B — «Уличный быстрый В» (Fast Street B). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 4-цилиндровый компрессорный или 6-цилиндровый атмосферный, объём двигателя 2000—2500 (не включая) см³. Минимальный вес — 900 кг.
FS C — «Уличный быстрый С» (Fast Street C). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 4-цилиндровый компрессорный или 6-цилиндровый атмосферный, объём двигателя 2500-3000 (включительно) см³. Минимальный вес — 900 кг.
US — «Уличный неограниченный» (Unlimited Street). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 6-цилиндровый компрессорный или 8- и более цилиндровый атмосферный, объём двигателя >3000 см³. Минимальный вес — 1000 кг.
SS — «Серийный улучшенный» (Super Stock). Серийный легковой автомобиль любого производства, проходящий дистанцию 402 метра (¼ мили) быстрее 10 секунд, подготовленный для драг-рейсинга по техническим требованиям и спецификации FIA SFI (Международной Федерации автомобильного спорта) или дорожный автомобиль любого производства, 8-цилиндровый и более, компрессорный. Без ограничения объёма двигателя.
Для определения класса автомобиля применяются дополнительные поправочные коэффициенты к объему двигателя которые можно узнать в регламенте каждых соревнований. Критерием для оценки объёма двигателя является расшифровка VIN-кода.
Небольшая история драг-рейсинга —
1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно "горячий жезл") авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.
Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.
Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.
Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.
Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).
Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.
Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.
В 1947 году молодой гонщик проявляет себя как отличный организатор и встает у истоков Southern California Timing Association. Именно под эгидой SCTA проходит первое мероприятие SpeedWeek, до сих пор проводимое на знаменитых высохших озерах Бонневилля, которое явилось началом эры, когда пилоты стали сражаться не столько друг с другом, сколько со временем прохождения дистанции ради рекордов.
Ну а после того, как Паркс стал редактором ставшего вскоре культовым журнала для автомобильных энтузиастов Hot Rod, он довольно быстро обзавелся необходимым влиянием в тематических кругах, чтобы создать в 1951 Национальную Хот Род Ассоциацию (NHRA). Ассоциация позволила "превратить хаос в порядок" посредством внедрения в стремительно набирающий обороты драг-рейсинг регламента проведения гонок, расширенного разделения болидов на классы и необходимых требований безопасности. Уолли Паркс стал первым президентом NHRA.
Первые официальные заезды под эгидой NHRA состоялись в апреле 1953-го в Помоне, Калифорния, на территории паркинга The Los Angeles County Fairgrounds — одного из самых больших парков развлечений в Калифорнии. Спустя четыре десятилетия на улучшение стрипа в Помоне было выделено порядка 6 миллионов долларов, что позволило усовершенствовать инфраструктуру до уровня небольших стадионов с вместительными трибунами, обзорными башнями для VIP-посетителей и огромным количеством стоячих мест. Недаром именно этот трэк стал подлинной страстью Далласа Гарднера, второго президента NHRA,и именно здесь проходят первая и последняя гонки сезона.
Что в итоге?
За без малого 60-летнюю историю NHRA скорости на стрипе возросли многократно, технологии развивались сумасшедшими темпами, молодые гонщики сменяли более опытных, но народная любовь к заездам на классический квотер только росла. Сегодня NHRA является самой крупной организацией в мировом автоспорте.
Спустя десятилетия с момента ее основания Уолли Паркс сказал: "Стоя у истоков, мы и подумать не могли, во что все это выльется. Никто не мог даже в самых смелых мечтах представить ошеломляющий успех и масштабы роста NHRA. У нас были вполне здоровые амбиции, среди нас не было гениев маркетинга или планирования, вещи случались сами, а мы просто следовали нашим инстинктам. Мы хотели сами контролировать свою судьбу и быть хозяевами собственных жизней. И благодаря сопутствующей удаче и помощи огромного количества небезразличных людей это все стало возможным".
Именно благодаря энтузиастам своего дела и бесконечной вере в свою идею дрэг-рейсинг трансформировался из подпольных гонок американской молодежи послевоенных лет во всемирно популярную дисциплину автоспорта.
Здесь бесполезна система контроля старта, а прогрев резины перед заездом только ухудшит результат. Ее величество Аэродинамика связана по рукам и ногам и привязана к шпилю Бурдж Халифы, подальше от любопытных глаз — ведь в этой гонке она тоже не нужна. «Мотор» рассказывает о необычной дисциплине автоспорта, которая неофициально зовется «покорение дюн». И она далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.
Драг-рейсинг в России —
В России дрэг-рейсинг довольно юн, в самостоятельный вид спорта он выделился не сразу. Сначала автолюбители гоняли ночью по пустым дорогам, что, конечно, с учетом развиваемых скоростей, было небезопасно, но в 2005 году и у нас появились первые трассы, и теперь заезды проходят и на них.
До недавних пор в России данные заезды были полулегальными и чрезвычайно скандальными. Мероприятия проводились ночью на пустынных дорогах, нередки были конфликты с ГИБДД. Все эти события послужили толчком к созданию в 2002 году Российской Федерации драг-рейсинга (РФДР), объединившей организаторов и энтузиастов этого вида спорта из разных регионов страны и ближнего зарубежья.
Любительский дрэг-рейсинг набирает популярность в России. Во многих крупных городах периодически устраиваются соревнования. Строительство первой в России трассы для дрэг-рейсинга было закончено 29 мая 2005 года недалеко от п. Балахта и санатория «Красноярское Загорье» в 200 км от Красноярска. 24 июня 2006 года трасса была названа в честь Дерешева Михаила. Вплоть до 2007 года на трассе проходили соревнования по Дрэг Рэйсингу — «GT-Сейшн Сибири и Дальнего Востока». До 2008 года включительно крупнейшим соревнованием в России являлась Абсолютная Дрэг-Битва в середине России, которая проходила в Красноярске с 2004 года.
29 мая 2005 года была закончена работа по строительству первой в России трассы для драг-рейсинга. Трасса находится в 200 км от г. Красноярска возле п. Балахта и санатория «Красноярское Загорье». Через год, 24 июня 2006 года, трасса была названа в честь Дерешева Михаила. Вплоть до 2007 года на трассе проходили соревнования по драг-рейсингу — «GT-сейшн Сибири и Дальнего Востока».
Существуют драг-стрипы в московском Тушино, на трассе «Красное кольцо» в Красноярске, где до 2008 года включительно проходило крупнейшие в России соревнование по драг-рейсингу — Дрэг-Битва. Примечательно, что оба стрипа были сооружены в 2007 году. Также драг-рейсинг соревнования проходят в Петрозаводске (Карелия) в аэропорте «Пески» в рамках Автомобильного фестиваля по драг-рейсингу Регион 10, организаторами которого является Спортивный клуб K-Racing.
В 2012 году в Ингушетии (станица Орджоникидзевская) была построена специализированная трасса для проведения гонок по драг-рейсингу. 15 июля 2012 года на этой трассе впервые состоялись соревнования — Открытый чемпионат Республики Ингушетия по драг-рейсингу. В соревнованиях приняли участие около 30 спортсменов из Ингушетии, Ростова, Краснодара, Ставрополья, Чечни, Кабардино-Балкарии, Адыгеи.
Рекордом России считается результат установленный Дмитрием Саморуковым на автомобиле Dodge Viper RDRC Technology в рамках «Кубка по драг-рейсингу RDRS 2022». На 5 этапе был поставлен рекорд 1/4 мили (5.888 сек) и лучшая скорость на выходе (397.79 км/ч)
История российского дрэг-рейсинга берет свое начало с середины 90-х годов, когда были проведены первые гонки на мотоциклах. Позже к ним присоединились и автомобили.
Так что «уличные гонки» существуют в России уже десять лет. Соревнование представляет собой классическую гонку двух автомобилей (или мотоциклов) по прямой на 1/2 или 1/4 с максимальным ускорением; старт с места, финиш сходу… До недавних пор эти гонки были полулегальными и чрезвычайно скандальными. Мероприятия проводились ночью на пустынных дорогах, нередки были конфликты с ГИБДД.
2002 год был ознаменован проведением по всей России ряда показательных мероприятий, не имевших спортивного статуса. Соревнования моментально собрали аудиторию от 1,5 до 15 тысяч зрителей.
Все эти события послужили толчком к созданию в 2002 году Российской Федерации Дрэг-Рэйсинга (РФДР), объединившей организаторов и энтузиастов этого вида спорта из разных регионов страны и ближнего зарубежья. В 2004 году в Москве были проведены первые российские официальные международные соревнования по дрэг-рейсингу.
Драг-рейсинг в США —
Американцы утверждают, что официальная история дрэг-рейсинга началась в 1948 году на специально построенном для дрэг-рейсинга треке в калифорнийском городе Голета.
На самом же деле неофициальная летопись этого вида авто- и мотоспорта ведется с середины 20-х годов, когда на гладком дне высохшего озера Мохаве, что в Калифорнии, были проведены первые гонки. Ездить можно было на чем угодно: главное, чтобы средство передвижения имело мотор и колеса… Целью было развить максимальную скорость на определенной дистанции в одну четверть мили (402 метра). Видимо, 402 метра оказались оптимальной дистанцией для максимального ускорения, на которой ещё можно наблюдать и старт, и финиш этих американских «бомб на колесах». Иной раз они не выдерживали и этой дистанции и взрывались.
Во время Второй Мировой Войны озеро у любителей экстрима отобрали, построив там военно-воздушную базу, и хот-роды («горячие тачки») перебрались на улицы Лос-Анджелеса. Естественно, против такого небезопасного и грохочущего соседства выступили добропорядочные мирные жители. Спасение этим драндулетам от неминуемого запрета пришло в лице Вэлли Парке, который организовал строительство специальной трассы и стал основателем профессионального дрэг-рейсинга.
Бурный расцвет профессионального дрэг-рейсинга можно с полным основанием назвать порождением послевоенного производственного бума в американской автомобильной промышленности, когда модели на конвейерах автозаводов начали сменяться с невиданными до войны темпами. Все довоенные модели автомобилей вдруг оказались морально устаревшими, и цены на практически новые, мощные, но «немодные» автомобили оказались доступны молодым людям, которые раньше и мечтать не могли приобрести столь серьёзный аппарат. Молодежь Америки активно занялась автомототворчеством, используя для конструирования гоночной техники довоенные машины, мотоциклы и мощные форсированные двигатели. Результаты не заставили себя долго ждать.
Практичные американцы при содействии своих не менее практичных властей и дорожной полиции превратили молодежную самодеятельность по строительству ход-родов и состязания на них в скорости в новый вид массового автомотоспорта и зрелищного, доходного шоу, который со временем превзошел по популярности все другие виды автомотоспорта. Организованный таким образом дрэг-рейсинг не только перенес выяснение отношений «кто первый?» между молодыми автомотоковбоями с ночных дорог на специально отведенные для гонок участки трасс и треки так называемые дрэгстрипы, но и резко повысил автомобильную культуру в США, как техническую, так и водительскую. Сейчас в США только в национальной ассоциации хотродеров около 100 тысяч активных членов, международные ассоциации дрэг-рейсинга объединяют уже миллионы пилотов-гонщиков. Ежегодно в США в 24 этапа проходит Чемпионат Мира по дрэг-рейсингу, а также около пяти тысяч и мотор-шоу хотродеров, которых только в Америке около пяти миллионов человек.
В США установлен новый рекорд дрэг-рейсинга: 549.88 км/ч. Февраль 2024.
На треке в Брандентоне (Флорида, США) был установлен новый рекорд скорости в дрэге. Достижение — на счету гонщика Боба Таска III и его Ford Mustang Nitro. Что интересно, рекордная скорость не сделала его самым быстрым при прохождении зачётной дистанции, пишет The Drive.
В первый вечер соревнований Таска показал скорость 546,97 км/ч. На следующий день улучшил показатель, разогнавшись до 549,88 км/ч. На прохождение дистанции машине потребовалось 3,84 секунды.
Интересно, что, показав рекордную скорость, Боб Таска не стал самым быстрым на дистанции. Зачётные 1000 футов (304,8 метра) его соперник Остин Прок прошёл за 3,82 секунды. На финише его скорость была 543,01 км/ч.
Дистанция меньше 305 метров стала стандартом в классе ещё в 2008 году. Если же брать классические четверть мили (402 метра), то на ней держится рекорд Сэмми Миллера: 646,96 км/ч за 3,22 секунды. Правда, помимо большей дистанции, его машина развивала 28 000 л.с. при реактивном двигателе, тогда как Ford Mustang Nitro имеет «всего» 11 000 сил и привод на колёса.
Драг-рейсинг в Европе —
Самые первые упоминания о дрэг-рейсинге в Eвропе относятся к 30-м годам 20 века. Пионером дрэг-рейсинга в Европе была Англия. Именно там состоялись первые соревнования (заезды на 440 ярдов), впоследствии давшие начало английской традиции дрэг-рейсинга. В те времена соревнования проводились на закрытой частной дороге. Вторая Мировая надолго остановила развитие дрэг-рейсинга Европа погружена в войну, все силы вложены в военную промышленность. Однако, в какой-то степени война посодействовала возрождению европейского дрэг-рейсинга, хотя иначе, чем в Америке. Дело в том, что в период войны на территории Англии было построено множество взлетно-посадочных полос. Эти-то полосы, ставшие ненужными после окончания войны, дали возможность создавать идеальные дрэгстрипы. В частности, первый настоящий европейский дрэгстрип Санта Под находится на месте бывшей базы американских бомбардировщиков.
Но по-настоящему Европу захлестывает волна дрэг-рейсинга лишь в 60-х . Вслед за рок-н-роллом с другой стороны океана приходит и дрэг-рейсинг. В 1959 году появляется первый молодежный клуб любителей хот-родов. Именно его основатели превратили любительские покатушки в престижный спорт.
Первые европейские дрэгстеры строились на базе американских, и вообще, среди них было множество необычных аппаратов, например, трехколесных.
В отличие от США, где на трассе сложно было встретить машину, сделанную не в Америке, в Санта Поде можно было найти весь европейский и американский автопром; среди названий дрэгстеров мелькают и Volvo и FIAT и давно нынче забытые мелкие послевоенные британские автопроизводители.
В 1963 году появляется первый дрэгстер на метаноле, мощность которого превышает 700 л.с.
В том же году дрэг-рейсинг становится отдельным видом спорта, формируется Британская Федерация Дрэг-рейсинга и Любителей Хот-родов, а в конце года английский автопром в лице компании Austin отвечает выпуском первого английского дрэгстера. Лето 1964 года стало летом массового дрэг-рейсинга фестивали и соревнования сменяли друг друга еженедельно.
Соревнования привлекали множество зрителей. Несовершенство техники, впрочем, давало о себе знать частыми поломками; взрывы и возгорания дрэгстеров также были нередки.
1965 год стал годом появления двух тематических журналов по дрэг-рейсингу. Тогда же было принято решение о создании специализированного дрэгстрипа.
Дрэгстрип на месте бывшего военного аэродрома Санта Под был построен в 1966 году. Этот же год ознаменовался ещё двумя важнейшими событиями: состоялся первый официальный чемпионат по дрэг-рейсингу, и первый британский дрэгстер преодолел дистанцию менее, чем за 10 секунд. Британский дрэг-рейсинг вошел в пору зрелости.
Развитие дрэгстеров шло дальше. Чемпионат сменялся чемпионатом, техника совершенствовалась. В 1971 году дрэгстер с громким названием «Вторая революция» поставил очередной рекорд: скорость на выходе 200 миль в час. Время самых мощных машин приближается к семи секундам. В том же году на обновленном дрэгстрипе появляются машины из Голландии, Швеции, Германии и ЮАР, чемпионаты становятся международными.
В следующем же году Денис Придл выезжает из семи секунд. Вслед за рекордом, он привозит в Европу переднемоторный дрэгстер. Так в Европе появляется класс фанникаров.
Дрэгстеры совершенствуются, из Штатов возвращаются пилоты участвовавшие в соревнованиях NHRA. Один из них, Алан Херидж, выезжает из пяти секунд, скорость на выходе около 300 миль в час! Впоследствии именно этот пилот ставил один за другим европейские рекорды скорости.
В 1982 году во Франции, в Ле Мане, проходит международный фестиваль дрэгстеров и хот-родов. Особенностью дрэг-рейсинга во Франции является традиционная дистанция в 1/4 мили.
Основные классы для драгстеров в драг-рейсинге —
- Драгстеры «топ фуел» (Top Fuel Dragster) относятся к самому мощному классу, участвующему в драг рейсинге. На чемпионат допускаются 8 команд, прошедших квалификационный отбор и продемонстрировавших лучшее время в заездах. Драгстеры данного типа развиваются скорость с нуля до 160 км/час менее чем за одну секунду. При этом мощность двигателей с нагнетателем превышает 5000 лошадиных сил на 8000 кубических сантиметров объема. Стоит отметить, что из-за высокой степени износа оборудования и необходимости использования 60 литров нитрометана для заезда на ¼ мили (402 метра), этот класс является одним из самых дорогих в драг рейсинге. Один заезд обходится команде в $3000, а для участия в сезоне затраты на обслуживание высокотехнологичных драгстеров порой достигают $1 000 000
- История чемпионатов для «фанни кар» (Funny Car) началась в 1974 году. В финальной части соревнований принимают участие 16 команд, чьи драгстеры продемонстрировали лучшее время в квалификационных заездах. «Фани кар» относится к одному из самых легких, высокоскоростных, но сложно управляемых классов в IHRA. Из конструкционных особенностей стоит выделить использование двигателей с нагнетателем и непосредственным впрыском, которые работают на метаноле или производных этанола и развивают мощность до 3000 лошадиных сил. Силовой агрегат устанавливается перед водителем, поэтому здесь повышен риск для пилота в случае возгорания или взрыва мотора. В связи с этим, в классе введены высокие нормы безопасности. Важным ограничением является минимальный вес драгстера, который должен быть не менее 1000 кг вместе с пилотом. В качестве кузова используются легкие корпуса из стекловолокна или углеродного волокна, часто имитирующие внешний вид известных серийных автомобилей. Эти корпуса предназначены не только для придания железному каркасу с двигателем внешности автомобиля, но, в первую очередь, для обеспечения высоких аэродинамических показателей. Стоимость одного сезона для команды Funny Car может достигать $100 000.
- «Про модифайд» (Pro Modified), также известен как «про мод» (Pro Mod), является одним из самых популярных и самых молодых классов в драг рейсинге, история которого насчитывает всего 15 лет. В чемпионате принимают участие 16 команд, которые продемонстрировали лучшие показатели во время квалификации. Механики и конструкторы имеют широкие возможности для технических экспериментов в данном классе. На автомобили «про модифайд» можно установить классический кузов, любой узел подвески и двигателя. В качестве топлива на драгстерах данного типа используется метанол либо бензин, а мощность силовых агрегатов достигает 2000 лошадиных сил. Что касается специальных решений для повышения производительности, то драг рейсеры могут использовать системы закиси азота, либо наддув двигателя. Из ограничений также стоит отметить максимальный рабочий объем, который не должен превышать 11 литров при использовании закиси азота и 8,5 литров – с нагнетателем. При этом вес драгстера в первом случае должен быть не меньше 1100 кг, во втором – не менее 1200 кг.
- Класс «про сток» (Pro Stock) один из очень важных классов для драг рейсинга в целом. В первую очередь, потому что «про сток» берет свое начало от серийных масл каров (muscle car, мускулкар), оснащающихся бензиновыми карбюраторными двигателями и имеющих максимальную скорость свыше 320 км/час. Объем двигателей драгстеров Pro Stock ограничен 13 литрами, а минимальный вес автомобиля должен быть не менее 1066 кг, включая пилота. Близкие технические характеристики автомобилей, принимающих участие в заездах, сделали этот класс наиболее «плотным» по времени заезда и сетка результатов имеет различия на десятые доли секунды. Что касается чемпионата, то согласно правилам в нем принимают участие 16 ранее отобранных команд.
- Класс «топ спортсмен» (Top Sportsman) не имеет ограничений и определенных правил по модификации драгстеров. Данная категория является одной из самых экстремальных во всем драг рейсинге. Она стала прародителем класса Pro Mod. Во время чемпионата участвуют сразу 48 команд. При постройке гоночного аппарата конструкторы могут дать волю фантазии, поскольку нет никаких ограничений по установке двигателя, ходовой части или постройке кузова. Основная задача, которая стоит перед инженерами и драг рейсерами, достижение максимально возможной мощности и демонстрация лучшего времени заезда. Также стоит отметить, что пилоты во время заезда имеют возможность использовать дополнительные электронные устройства, помогающие контролировать работу драгстера.
- «Топ драгстер» (Top Dragster) специалисты относят к наиболее новаторскому классу в драг рейсинге. Особенностью данной категории является тот факт, что она вобрала в себя все лучшее от других классов. На драгстерах данного типа можно использовать самые разнообразные модификации силовых агрегатов. Из ограничений стоит отметить возможность использования системы подачи закиси азота с двигателями большого объема, в то время как при использовании малообъемного силового агрегата команда вправе установить на драгстер наддув. Среднее прохождения «топ драгстера» дистанции 402 метра составляет менее 6 секунд, при этом максимальная скорость аппарата достигает отметки 360 километров в час. Что касается условий проведения чемпионата, то они такие же как в классе Top Sportsman — 48 команд, отобранных по результатам квалификационных заездов.
- Категория «Модифайд» (Modified) относится к зрелищному и одновременно уникальному классу в драг рейсинге. В заездах в данной категории могут принимать участие автомобили одновременно из 64 классов. В этой категории допускается участие аппаратов с ручной коробкой передач и практикуется одновременный старт драгстеров, дабы придать заеду зрелищности. Примечательным является то, что разброс скоростных режимов автомобилей, принимающих участие в заездах, может составлять от 177 км/ч до 321 км/час. В «модифайде» существует ряд подкатегорий: Modified Eliminator, Super Modified, Modified Production, Modified Stock, Economy Modified, Modified Compact и Mini Experimental Groups. В заездах в этих подкатегориях принимают участие самые разнообразные автомобили, от «экономичных» драгстеров до четырехцилиндровых родстеров. На старт допускаются аппараты с одинаковыми параметрами соотношения веса драгстера к объему его двигателя. Всего в одном чемпионате принимают участие 32 экипажа.
- Все желающие принять участие в гонках могут смело подавать заявки в класс «квик род» (Quick Rod), открытый для всех желающих. Из род-категории этот класс является самым быстрым. К участию допускаются драгстеры типа «спортсмен», «заряженные» родстеры, автомобили для участия в заездах без гандикапа, а также двухместные закрытые купе. Заезды проходят на дистанции 1/4 мили (402 метра) и 1/8 мили (201 метр), при этом на заезды распространяется Национальное ограничение по времени — 8,9 и 5,7 секунды соответственно. Основная цель драг рейсера — прийти на финиш первым и победить соперника. На драгстерах широко используются многочисленные компьютерные системы и комплексное управление дросселем. Водитель должен не только обладать высоким уровнем опыта, но и уметь провести грамотную настройку всех доступных опций драгстера для достижения наилучшего результата заезда.
- В категории «супер род» (Super Rod), как и в «квик род», принять участие могут все желающие драг райсеры. Этот класс является сочетанием легковых автомобилей и винтажных родстеров. В автомобилях могут быть использованы все новейшие устройства и технические решения, также допустимы большинство модификаций двигателя. Стратегия заездов не отличимая от иных в классе «квик род», а из ограничений нужно отметить установленное максимальное время прохождения трассы на уровне 9,90 секунды для 1/4 мили и 6,40 секунды для 1/8 мили. На определенном этапе развития драг рейсинга категория «супер род» являлась одной из самых популярных в соревнованиях IHRA и на чемпионатах собиралось свыше 150 команд.
- В категории Sportsman, на грани между начальными и высшими классами, находится класс с говорящим названием «хот род» (Hot Rod). Его можно считать начальным дивизионом в высших классах драг рейсинга. В автомобилях данного класса также применяются различные электронные устройства, так же как и в драгстерах Quick Rod и Super Rod. На финише разница между соревнующимися драгстерами в «хот роде» составляет тысячные доли секунды, что говорит об очень плотной и интересной борьбе между командами-участниками. Ограничения по максимальному времени заезда на 1/4 мили составляет 10,90 секунды, а на 1/8 мили — 7,00 секунд. Максимальная скорость драгстеров категории Hot Rod достигает 225 километров в час. Принять участие в заездах может любая желающая команда, подавшая заявку на участие в чемпионате.
- Одной из очень масштабных категорий в официальном чемпионате IHRA является «супер сток» (Super Stock). Исходя из названия можно сделать вывод, что драгстеры в данной категории должны иметь максимальное сходство со своими стоковыми, то есть серийными версиями. Таким образом, гонщики в категории «супер сток» тюнингуют фабричные автомобили, не выходя за рамки допустимых конструкционных изменений, которые регламентируют правила чемпионата. Также на базе специально разработанных стандартов для каждого конкретного заезда высчитывается гандикап. В категорию Super Stock входит 98 классов, которые делятся на три подгруппы. К соревнованиям допускаются все желающие драг рейсеры, получившие соответствующую квалификацию и класс согласно Национальным стандартам драг рейсинга.
- Начальный дивизион в драг рейсинге под названием «сток» (Stock) охватывает 129 классов, в которых представлены самые разнообразные драгстеры. Автомобили в данном дивизионе могут быть как тюнингованными седанами с «максималкой» 120 км/час, так и суперкарами со средней скоростью от 208 км/час. Важным правилом является «стоковость» автомобиля: на драгстере должны быть сохранены все технические элементы и оборудование, установленное на машину на фабрике. Для участия в чемпионате необходимо пройти квалификацию согласно правилам дивизиона.
- «Топ сток» (Top Stock) — это класс для оригинальных масл каров (muscle cars). Stock Eliminator машины и Crate Motor принимают участие в заездах за звание Гранд Чемпиона. Для участия в чемпионате необходимо пройти квалификацию по правилам Ассоциации.
- ET Bracket Racing — Данная категория предназначена для новичков драг рейсинга и всех непрофессиональных участников соревнований. Заезды проходят на традиционные 1/4 и 1/8 мили с рассчитываемым гандикапом. К участию принимаются участники с любым уровнем опыта в гонках и на любых автомобилях, что делает заезды ET Bracket Racing самыми многочисленными в мире драг рейсинга.
Покорение дюны. Драг в Эмиратах —
В Объединенных Арабских Эмиратах свой, «особенный» взгляд на все аспекты автомобильной жизни. В Японии есть дрифт? И у нас будет, причем на дорогах общего пользования, да с использованием переднеприводных клеркомобилей, вроде Toyta Camry или Honda Accord. А как быть с полицейскими автомобилями? Давайте поставим мигалки на Bugatti Veyron – и будет самое оно. Стоп, а что это у американцев такое, дрэг-рейсинг? Хммм...
Здесь арабские петролхэды тоже соригинальничали. Зачем соревноваться на простых дрэг-стрипах, если можно сделать гонку интереснее и сложнее? И вот неназванный человеческий гений родил то, что зовут по-разному: дрэг-рэйсинг по подъему на дюны, песчаный дрэг-рейсинг, «покорение дюны»... Не важно название, важна суть – как можно быстрее преодолеть расстояние в 1/8 мили (201 метр) по зыбкому песку одной из самой высоких дюн в Эмиратах.
Соревнования проходят на дюне Moreeb (также известной как «Холм Аль Мореб»). Это название переводится с арабского как «Ужасный холм» и неспроста – огромнейшая песчаная насыпь, расположенная в 25 километрах к югу от оазиса Лива, внушает страх одним только своим видом: 300 метров в высоту, угол подъема – около 50 градусов, а сама дюна простирается более чем на полтора километра! Как говорят организаторы, лучшего места для песчаного дрэга просто не существует.
Сами соревнования проводятся не попарно, как в традиционном дрэге, а по одному, поэтому гоночный фестиваль длится несколько суток – на соревнования каждый год приезжает около сотни участников. Причем приезжают не только из Дубая, что в 250 километрах от «Ужасного холма», но и из Кувейта, Саудовской Аравии, Катара. Так что событие называется Liwa International Festival – помимо гонок, большое внимание на LIF отводится именно «тусовочной» составляющей (гулять так гулять!), а также культурным и спортивным традициям Эмиратов: проводятся гонки на лошадях и верблюдах, соколиная охота и так далее.
Если говорить о формате самого соревнования, то тут, в теории, все просто: автомобиль останавливается у подножья дюны и по сигналу начинает карабкаться вверх. Очень стремительно. Секунд эдак за восемь.
Расстояние здесь вполовину меньше, чем в классическом дрэге, но в длинной дистанции нет необходимости – даже эти 200 метров преодолеть могут далеко не все участники. На очень нестабильном покрытии с мягким песком машина ведет себя нестабильно, а доработанный двигатель может в любой момент превратиться в факел от чудовищных нагрузок.
В заездах принимают участие только полностью модифицированные внедорожники и багги – «Джитиары» и «Ураканы» на песке бессильны. Обычно в качестве основы берутся Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Chevrolet Silverado и другие серьезные покорители бездорожья, в которых... меняется практически все. На них ставят доработанные подвески с мощнейшими мостами, высокопрофильную резина с развитыми грунтозацепами... Кузова облегчаются и усиливаются каркасами безопасности. Но главное – это силовые установки, из которых выжимают просто колоссальные показатели.
В этой гонке с секундомером есть два базовых класса – машины с V6 и с V8. Младший класс иногда делится на автомобили с механической и автоматической коробкой передач. На этом, в принципе, все ограничения и весь регламент оканчиваются – участники вольны делать со своими автомобилями все что угодно. Главное – как можно быстрее взобраться на дюну. Потому на двигатели устанавливаются огромные турбины, компрессоры, системы впрыска закиси азота, а мощности всегда переваливают за тысячу лошадиных сил (даже в младшем классе V6) и доходят до нескольких тысяч.
В среднем подготовка одного автомобиля к соревнованию обходится в сумму от 100 тысяч долларов, а для его постройки часто привлекаются специалисты по созданию дрэгстеров из США, большинство из которых уже открыли свои представительства в ОАЭ. В качестве агрегатной базы используют заводские японские двигатели, установленные во внедорожники изначально, или же проверенный временем LS1 от «Дженерал Моторс». Коробки передач – либо двухступенчатые (в старшем классе – всегда автоматические), либо с одной прямой передачей. Топливо для этих монстров тоже поставляется из США специальными рейсами – в нефтедобывающих эмиратах такое пока не делают.
Трактор-пуллинг —
Примеры NASCAR и нынешней Формулы 1, которую реорганизуют Liberty Media, показывают, что американцы знают толк в превращении гонок в шоу. Причем не столь важно, какие машины для этого задействовать – сгодятся даже трактора. Всего-то стоит форсировать их до 10 тысяч лошадиных сил.
История —
Мериться всем, что под руку попадется, люди начали с давних времен. До того, как были изобретены первые трактора, фермеры из разных уголков мира выясняли, у кого корова дает больший удой, чьи куры снесут больше яиц… и, наконец, чья лошадь быстрее, сильнее и выносливее. Способов проверить силу животных было масса: прицепить плуг потяжелее, либо просто привязать сзади тяжеленный камень и пришпорить лошадь. И постепенно то, что начиналось в виде простых дружеских пари, со временем переросло в настоящий спорт и бизнес, для которого стали придумывать особые правила и выводить специальные «рабочие» породы лошадей.
С трактор-пуллингом приключилась примерно та же история: в 1892 году Джон Фроелич создал первый трактор с двигателем внутреннего сгорания, а уже 37 лет спустя, в 1929-ом году, были проведены первые зарегистрированные соревнования среди тракторов на тяговое усилие – в Воэншвилле (штат Миссури) и Боулинг-Грин (штат Огайо). На первых порах мероприятия не пользовались особым успехом: техника была слишком разной, а регламент существенно разнился от штата к штату, что делало невозможным проведение по-настоящему больших соревнований. Еще и военное время накладывало свой отпечаток. Но в 50-е и 60-е годы состязания по трактор-пуллингу в США стали более-менее регулярными, чему способствовал не только прогресс в машиностроении, но и развитие автодорожного сообщения между штатами.
Оставались неразрешенными лишь проблемы с регламентом, но и их смогли подвести к общему знаменателю в 1969 году, когда была учреждена структура National Tractor Pullers Association (NTPA). Эта же ассоциация по сей день остается самой многочисленной и авторитетной среди тех, что занимаются профессиональным трактор-пуллингом. Вплоть до середины 70-х под эгидой NTPA проводились соревнования на тяговое усилие среди грузовиков и тракторов, которые были плюс-минус стандартными, но когда братья Карл и Пол Боузз из Огайо изобрели трансмиссию Crossbox, позволяющую соединять по несколько двигателей в один «узел», ситуация вышла из-под контроля: начали появляться монстры с несколькими моторами, нагнетателями, интеркулерами, впрыском метанола… Путем ограничений на количество моторов, нагнетателей и технических ухищрений к 1979 году был оформлен основной технический регламент соревнований NTPA, который существенно не меняется уже многие годы.
В других странах трактор-пуллинг возник позднее: в Австралии, например, первые зарегистрированные соревнования провели в 1976 году, а несколько лет спустя возникла и Australian Tractor Pullers Association (ATPA). Еще позже необычная забава появилась в Европе. Сейчас самые крупные соревнования по трактор-пуллингу проводят в США, Австралии и, внезапно, Великобритании. С 2010 года подобные состязания проводят и в России.
Регламент —
Трактор-пуллинг — это состязание, в каждом заезде которого принимает участие один участник. Задача предельно проста – протащить своим трактором (или грузовиком) прицеп, который прилично нагружен и имеет неприятное свойство зарываться в грунт с каждым пройденным метром. Дистанция, которую необходимо преодолеть участнику – 320 футов (около 98 метров). Если участник проезжает дистанцию (то есть совершает Full Pull), он переходит в следующий раунд, в котором прицеп (в трактор-пуллинге его называют «санями») будет нагружен еще больше. Победителем состязания становится тот, чей трактор сможет протащить самые тяжелые сани на самое большое расстояние.
На сегодняшний день в NTPA насчитывается 11 классов для тракторов, которые условно можно объединить в 5 больших групп: Farm Tractors, Pro-Stock, Super-Stock, Modified Mini-Tractors и Modified Tractors —
- Farm Tractors наиболее близки к обычным тракторам: двигатели только автомобильные, дизельные (да еще и нижневальные), допускается только одна турбина. При этом запрещено использование интеркулеров. Предельный вес тракторов ограничен 4,2 тоннами. К слову, до этого года «Фермерские Тракторы» были представлены только классом Super Farm Tractors, но в этом году был учрежден класс Hot Farm Tractors – самый «народный» из всех имеющихся.
- Группа классов Pro Stock представлена тяжелыми тракторами (максимальный вес – 4,3 тонны, плюс-минус 200 килограмм в зависимости от класса), на которые устанавливаются задние шины размерностью 24.5 x 32 дюйма. Двигатели могут быть только дизельными и только с одной турбиной. Здесь мощности вплотную подбираются к отметке в 5 тысяч лошадиных сил.
- Сегмент Super Stock – это как Pro-Sport, но круче: допускается использование как дизельных, так и метанольных двигателей, а также систем последовательного наддува. Все ограничения сводятся, в основном, к массе (3-3,8 тонны), количеству свечей на цилиндр и прочим мелким деталям. Настоящая «жара» - это Modified Tractors.
Rodeo du Camion —
Rodeo du Camion – это захватывающий вид автомобильного спорта, возникший в Канаде, в провинции Квебек в 1981 году. Все началось как веселая гонка между друзьями, но с годами превратилось в крупнейшее событие, собирающее водителей и любителей грузовиков со всего мира. Теперь Rodéo du Camion проводится каждый год и привлекает тысячи зрителей, которые хотят посмотреть на незабываемое шоу многотонных тягачей.
Главной особенностью Rodeo du Camion является участие тяжелых грузовиков в дрэг рейсинге. Грузовики, которые в обычных условиях используются для перевозки грузов, трансформируются в настоящих монстров сцепленных с 45 тонными прицепами. Да, они не бьют рекорды скорости, но редко, если вообще когда-либо, вы увидите физическое проявление крутящего момента, которое развивают эти тягачи. Разнообразие грузовиков, принимающих участие в Rodeo du Camion, поражает воображение. Каждый тягач обладает своей уникальной модификацией и агрессивным дизайном. Все участники делятся на три класса: A (открытый класс), B (один 80-миллиметровый турбокомпрессор) и C (полный сток). Каждый гонщик стремится достичь максимальной мощности и скорости, чтобы победить соперников и стать королем трека. Но Rodeo du Camion – это не только гонки на скорость, это еще и шоу, которое не оставит равнодушными даже самых требовательных зрителей. Звук грохота мощных двигателей, выброс пламени из выхлопных труб и переливы красок на ярком кузове грузовика – все это создает непревзойденную атмосферу. Организаторы Rodeo du Camion постоянно работают над тем, чтобы каждый год сделать это событие более увлекательным и захватывающим. Помимо дрэг рейсинга, здесь можно увидеть другие интересные мероприятия, такие как шоу фристайла и танцевальные выступления. Это делает Rodeo du Camion не только спортивным событием, но и отличным местом для семейного отдыха и развлечений.
Если заинтересовало, подпишись, здесь будет море информации про мир авто. Я буду очень признателен)