А.С.Пушкин страстно любил природу. Его волшебным пером в русской литературе впервые был художественное изображен величественный Кавказ с уходящими ввысь седыми громадами утёсов, с шумящими, грозно низвергающимися водопадами, с пенящимися потоками, стремительно бегущими по крутым тесным ущельям...
Когда мы читаем строки из "Кавказского пленника", то перед нашим взором как бы встает картина седого Эльбруса:
В час ранней, утренней прохлады,
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
М. Ю. Лермонтов в своих произведениях также часто воспевает величественные горя Кавказа.
... Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, — и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И. скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
Сравните описание Кавказа в стихах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Какие эпитеты использует Пушкин, какие - М.Ю.Лермонтов, а какие встречаются в обоих отрывках?
Обратите внимание на художественный приём, называемый олицетворением (изображение стихийной силы, явления природы в образе живого существа). Он часто употребляется в поэтической речи.