Вышедший в 1987 году альбом Into The Pandemonium швейцарской группы Celtic Frost до сих пор считается одним из самых смелых и экспериментальных в истории метала. В 2005 году вокалист и гитарист Том Г. Фишер вспомнил о том, как создавался этот авангардный шедевр.
Запись Into The Pandemonium заняла шесть месяцев на написание материала и четыре месяца на студийную работу. Она была омрачена постоянными спорами как внутри группы, так и с лейблом. В конечном итоге это привело к распаду Celtic Frost. Но, несмотря на все трудности, Into The Pandemonium стал переломным моментом в истории группы.
Том Г. Фишер, он же Том Г. Уорриор, — лидер и идейный вдохновитель Celtic Frost, вспоминает о создании этого альбома со смешанными чувствами, хотя и не сомневается в его важности.
"Мы были уверены, что зашли слишком далеко в своих экспериментах, — признается музыкант. — Мы не знали, куда идем. Но именно этот альбом сделал Celtic Frost. Это самая важная наша работа."
От Hellhammer до Into The Pandemonium: краткая история Celtic Frost
История Celtic Frost началась в 1984 году, когда Том Г. Фишер решил распустить свою предыдущую группу Hellhammer, одну из пионеров экстремального метала. К нему присоединились басист Мартин Эрик Айн (также бывший участник Hellhammer) и барабанщик Стивен Пристли. В этом составе трио записало дебютный альбом Morbid Tales, выпущенный на немецком лейбле Noise Records в конце 1984 года.
Пристли вскоре покинул группу, и его заменил американский барабанщик Рид Сент-Марк. В таком составе был записан мини-альбом Emperor’s Return (1985).
Вскоре в составе Celtic Frost произошли очередные перестановки (что было не редкостью для группы на протяжении всей ее карьеры): место Айна временно занял Доминик Штайнер, сыгравший на ставшем классикой экстремального метала альбоме To Mega Therion (1985). Но уже на следующем мини-альбоме Tragic Serenades (1986) вновь играл Айн.
Альбом Into The Pandemonium стал для трио поворотным моментом: Celtic Frost отошли от канонов дэт-метала, уводя себя и весь жанр в неизведанные воды. Музыка на новом альбоме выходила далеко за рамки метала. Они использовали виолончель, альт, скрипку и женский вокал в песне Tristesses De La Lune, сделали кавер на песню Mexican Radio странной нью-вейв группы из Лос-Анджелеса Wall Of Voodoo, добавили бэк-вокал в стиле R&B в песне I Won’t Dance и даже поэкспериментировали с примитивным индастриал-хип-хопом в One The Pride. А еще был вокал самого Фишера, который чередовал свой мгновенно узнаваемый гроул с характерными, тревожными стонами, особенно запоминающимися в песне Mesmerized.
"Вы должны понимать, что мы всегда были экстремальной группой", — вспоминает Фишер. — "На самом деле, когда Noise Records подписали с нами контракт, они сказали: "Мы хотим самую экстремальную группу в мире, и это вы". Чего они не понимали, так это насколько мы были экстремальны. У нас с Мартином было так много влияний, которые мы хотели воплотить в нашей музыке. На самом деле, с самого начала у нас был план на группу. Celtic Frost должны были записать три альбома, и на этом все. У нас были заготовки для всех трех — даже некоторые названия песен! — лирические идеи и концепции обложек. Вот насколько далеко мы зашли.
"Еще одна вещь, которую вы должны понимать, — это то, что, когда мы начали работать над Into The Pandemonium, мы были еще совсем пацанами, и с момента распада Hellhammer прошло меньше двух лет. Та группа была очень мрачной и ультратяжелой, но настолько далекой от нашего видения Frost. Так что события развивались действительно стремительно".
"Они хотели, чтобы мы играли безопасно"
Конфликты с лейблом начались уже на этапе написания материала. Noise Records хотели, чтобы Celtic Frost не рисковали, но это было последним, чего хотела сама группа.
"Они хотели, чтобы мы играли безопасно. Им нужен был альбом Slayer или Exodus", — говорит Фишер. — "Просто еще один трэш-метал альбом. Мы не могли этого сделать. Мы всегда шли на риск и всегда будем это делать. Тот день, когда мы пойдем на компромисс в том, что мы делаем, станет днем, когда мы полностью сдадимся. Мы должны рисковать — это то, что движет нами. В то время Metallica были еще далеки от того, чтобы стать мейнстримом, трэш был очень молодым направлением. От любой группы, пытающейся пробиться в этой области музыки, ожидали очевидности и соответствия формату. Мы пошли против всего. Мы хотели сделать альбом, в котором были бы готика, дэнс, электроника, а также наши металлические влияния. Для Noise это было довольно пугающе".
"Они услышали, что мы пытаемся сделать, и психанули. Ссоры стали настолько серьезными, что в конце концов финансовое и моральное давление на группу привело к тому, что мы распались. Все было настолько ужасно. Сейчас я, пожалуй, могу немного лучше понять их точку зрения, потому что мы действительно стремились к чему-то настолько необычному, что это было страшно. Но тогда... это была война!"
Группа не хотела сама продюсировать альбом, полагая, что их неопытность сыграет с ними злую шутку. Смелость концепции требовала продюсера, который понимал бы как их философию, так и мог бы воплотить ее в жизнь в студии. Они составили краткий список потенциальных продюсеров, в который вошли Рик Рубин ("еще до того, как он стал широко известен") и Майкл Вагенер ("который добился большого коммерческого успеха — нам нравилось, какое звучание он получал"), но все попытки наткнулись на стену непонимания.
"Noise сказали нам, что все, к кому они обращались, либо отказались, либо были заняты. Я до сих пор не знаю, так ли это на самом деле, но в итоге мы сами спродюсировали альбом, чего нам совсем не хотелось. Мы пригласили арабских музыкантов, оркестр, оперную певицу... и ими руководили трое ребят с минимальным опытом. Не самый идеальный вариант".
Весь процесс записи занял почти четыре месяца, и уже напряженные отношения между группой и лейблом ухудшились до точки невозврата. Тот факт, что группа упрямо настаивала на своем творческом пути, не способствовал налаживанию отношений с лейблом. В качестве примера можно привести то, что альбом начинался с неформатной Mexican Radio группы Wall Of Voodoo.
"Почему мы это сделали? Потому что мы с Мартином любили эту группу и эту песню", — говорит Фишер. — "Рид был против того, чтобы мы ее делали, и нам понадобилось четыре тейка, чтобы добиться нужного звучания. После третьего я уже готов был сдаться и отказаться от этой идеи, но мы решили сделать еще один — и он получился именно таким, каким мы его хотели. Изначально эта песня должна была стать бонус-треком, но она получилась настолько хорошей, что мы решили начать с нее альбом. Думаю, это сбило с толку многих людей, которые ждали от нас очередной порции трэша и тяжести. Это тоже было, но мы были полны решимости заявить о себе с самого начала".
"Они не поняли, что мы сделали"
Лейбл Noise Records, подписавший группу в надежде нажиться на растущей популярности трэша, был более чем разочарован готовым альбомом.
"Я отчетливо помню, как, когда мы закончили альбом, к нам приехали люди из компании, чтобы его послушать", — говорит Фишер. — "Никогда не забуду выражение ужаса на их лицах. Они не поняли, что мы сделали, и восприняли это как коммерческое самоубийство — чем, пожалуй, это и было. Фраза "положить альбом на полку" тогда звучала из уст Noise постоянно. Они не могли себе позволить просто так от него избавиться, потому что на него было потрачено слишком много денег. Но маркетинговые бюджеты на клип и рекламу просто испарились в одночасье. Noise пытались вмешаться в творческий процесс, насколько могли, но мы стояли на своем. Мы не собирались ничего менять. В течение многих лет я испытывал горечь и обиду из-за их отношения, но сейчас я уже не так мстителен. Я двинулся дальше. Я не держу на них зла".
Альбом вышел 1 июня 1987 года и был признан классикой теми, кто был в теме андеграунда — для его описания был придуман термин "авангардный метал". Но его гениальность не нашла отклика у широкой публики — Celtic Frost были слишком не от мира сего для всех, кроме самых широко мыслящих фанатов метала. Автор этой статьи проводил время с группой на квартире Айна в Цюрихе примерно во время выхода альбома, и они были озадачены и разозлены своим положением.
"Я не знаю, сможет ли эта группа просуществовать еще долго", — с горечью заявил тогда Фишер. — "Мы гордимся тем, чего мы достигли, но, возможно, мир не готов к группе, которая обожает Dead Can Dance и Wall Of Voodoo не меньше, чем Slayer и Metallica".
Их настроению не способствовало и то, что Noise отказались финансировать тур в поддержку альбома — по словам Фишера, деньги на него выделил менеджер группы. "Все, что было связано с этим альбомом, было просто кошмаром. И в конце концов это нас доконало", — говорит он. — "Мы распались прямо на сцене в Далласе в декабре 1987 года. Возможно, если бы мы были немного старше, то здравый смысл взял бы верх, и мы бы справились со всеми трудностями. Но мы были еще слишком молоды, и весь этот бизнес нас уничтожил".
Наследие Into The Pandemonium
Фишер возродил группу (уже без Айна и Сент-Марка) в 1988 году и записал спорный альбом Cold Lake, который сам фронтмен до сих пор презирает. Затем последовал альбом Vanity/Nemesis (1990), в записи которого участвовал вернувшийся Айн. Три года спустя группа снова распадается, но Фишер и Айн воссоединяются под знаменем Celtic Frost в 2001 году, выпускают альбом Monotheist (2006), после чего вновь расходятся в 2008 году, на этот раз, казалось бы, навсегда (Айн умер в 2017 году в возрасте 50 лет).
Боль от создания Into The Pandemonium, очевидно, все еще не отпускает Фишера, но, оглядываясь назад, он может оценить положительные стороны альбома наряду с отрицательными.
"Я горжусь тем, что мы сделали", — говорит он. — "И в какой-то степени именно это сочетание невинности и высокомерия заставило нас сделать то, что мы сделали. День, когда мы потеряем нашу невинность, станет днем, когда мы перестанем заниматься музыкой. Но мы действительно допустили ошибки в студии — это не идеальный альбом. Например, One In Their Pride — мы зашли слишком далеко.
"Сейчас я могу переслушать его и услышать, где мы ошиблись. Но важна общая атмосфера и видение. Если вспомнить альбомы, которые выходили в то время, то никто не лез на рожон так, как мы. Это было безумие, которое могло закончиться провалом, но мы создали что-то фантастическое. Группы с бюджетом в 10 раз больше нашего не создавали альбомы и с 10 процентами нашей инновационности".
Возможно, для самих музыкантов это был травматичный опыт, но Into The Pandemonium стал одним из самых влиятельных метал-альбомов 80-х. Все, от Darkthrone и Dimmu Borgir до Nirvana, которые, как известно, слушали его в своем тур-автобусе, считают его источником вдохновения. Но в далеком 1987 году, вскоре после выхода Into The Pandemonium, Celtic Frost не были уверены, есть ли у них будущее. Но даже тогда Фишер был непреклонен.
"Если это наш последний альбом, то я думаю, что история рассудит нас как группу, сделавшую что-то значимое. Я знаю, что через 20 лет люди будут говорить об этом".
Спустя столько лет он оказался прав.