Любое будущее это прежде всего проект, мечта, фантазия в настоящем. Из настоящего прорастает будущее, если мы, конечно, не впадаем в ересь неизменного, вечного возвращения к прошлому, а продолжаем рваться за горизонт нашей повседневности в новое пространство смыслов и реальностей.
Очевидно, что смена элементов повседневности неизбежно касается и такой вещи как система права то есть определенного логического каркаса четко определяющего, что можно, а что нельзя. Это стройная, мало противоречивая структура всех правовых элементов от маленького пунктика в административном кодексе, до базовых принципов властно налагающие границы на правотворчество.
В фантастической литературе, а вернее в социальной фантастике, которая экспериментирует с функционированием разных типов общества на юридическую сторону дела уделяют внимание не очень много. Даже галактические империи живут по принципам, например, феодального строя. Чего уж говорить о разных фэнтезийных королевствах, когда, скажем, бессмертные (Б Е С М Е Р Т Н Ы Е) имеют юридические нормы на уровне варварских королевств земного раннего средневековья и никак фактор бессмертия на систему права не влияет.
Тоже касается ситуаций с юридическим обставлением суда от существ обладающих колоссальными личным могуществом, почти планетарного характера, называющих себя богами. Но судебная практика у этих монстрообразных бестий какая то бледная калька с "разборок" вождей энеолита, с поправкой на антураж и пафос, такого существа.
Бывает, что юридическая система общества принципиально не похожего на все земные аналоги , например, коммунистический всепланетарный социум, в конечном счете сводится к свободному выбору в деле самоосуждения правового поступка и личному представлению о добре и зле. Сложные системы управления планетарной ноосферой могут быть прописаны автором, как и интриги по принятию решений... а правовая система на представлена на уровне анархического видения мира.
Но бывают книги, которые специально нацелены на то, чтобы вскрыть особенности правого порядка, а вернее выявить базовые принципы права в рамках того или иного фантастического допущения. Особенно интересна работа таковых фантастов с источниками права и введения новых, до сели никогда не регистрируемых на земле форм внешнего выражения правовых норм.
Во многом эталоном и непревзойденным образцом таковой экспериментальной прозы является великолепная книга Ф. Херберта "Досадийский эксперимент".
Многие виды разумных во Вселенной подписали некую конвенцию о регулировке своих правовых систем и их согласования по определенной логике. Но раздутая сверх всякой целесообразности бюрократическая машина, принципиально не совместимые системы права с весьма экзотическими источниками права вынуждают создать особый институт права - "Бюро Саботажа". Организация, которая разными точечными акциями: дипломатией, террором, юридическими коллизиями, психологическим давлением и прочим выравнивает неравновесную, стоящую на грани хаоса, лоскутную систему международного (читай меж видового) права и постоянно растущие департаменты космической бюрократии. Главный герой книги в своей работе столкнулся с абсурдной, парадоксальной, но крайне эффективной системой права народа Говачинов. Основная интрига заключается в следующем: прокурор и адвокат несут ответственность вместе со своими подопечными. То есть адвокат проигравший дело несет равную ответственность с обвиняемым, а прокурор не защищен законом от того, чтобы не стать самому обвиняемым, если, например, он превысил (или преуменьшил) допустимые требования по обвинению:
В этом и есть одна из целей Закона: проверять качества тех, кто выбирает себе это занятие.
Закон не должен быть оправданием сильным, поэтому он изменчив. Закон творится прямо в рамках судебного заседания и может быть прецедентом, только здесь и сейчас.
В общем книга Херберта нуждается в детальном изучении профессиональными юристами и будет отличной разминкой для семинаров в рамках международного права.
Кроме того она актуальна еще и тем, что мы вступили в период социальных бурь и национальных потрясений. Военное дело, дипломатия, международная политика и экономика меняются столь стремительно, что законодательство не поспевает с фиксацией нового порядка вещей. Опаздывает, причем катастрофически. А значит, следует вводить новые процедуры соответствующие быстроте жизни современного мира, необходимо экспериментировать с самими источниками права. Иначе мы рискуем оказаться в мире феодализма с правовой системой первобытного коммунизма эпохи каменного века. Отчего бы не проделать эту работу на уровне фантастической литературы?
Второй текст, который поражает своей нацеленностью на осмысление юридических тонкостей в области права личности на свободу и собственное пространства, это изумительный рассказ А. Громова "Вопрос права".
Два человека оказались одни на планете. Два обычных человека и электронный разум их спасательного бота. Фактически нейросеть призванная обеспечить в том числе и силовыми средствами их неотъемлемые гражданские права. Но это люди испытывающие друг к дуруг непреодолимое отвращение, не понимающие и не обоюдно принимающие интеллектуально-эстетические взгляды своего "собрата" по космической робинзонаде.
Сейчас нейросети активно проникают в судебное производство. Известны случаи вынесения ими судебных приговоров, не редки случаи, когда с помощью нейросетей судьи составляют финальные документы процесса, а адвокаты пишут разные юридические документы.
Но насколько строгая логика, статистика и точное, без эмоциональное следование закрепленным юридическим нормам соотносится с работой судьи, прокурора или адвоката. Как это будет выглядеть на практике? с чем столкнется человек от которого будет отчуждена вся система права в плане контроля и наказания за правонарушением? Громов мастерски на нескольких десятках страниц ставит и пытается ответить на эти вопросы.
Разумеется я привел далеко не весь пул социальной фантастики, где любой профессиональный юрист или просто интересующийся читатель может открыть для себя новые грани мира правовых реалий. Пишите в комментариях, какие книжки вы бы посоветовали прочитать в рамках затронутой мною темы.