220 лет со дня рождения русского писателя и мыслителя Владимира Одоевского (1804-1869).
Сегодня имя Владимира Фёдоровича Одоевского ассоциируется у массового читателя разве что со сказками «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», более ничего и на ум не приходит. Но разве только сказками знаменит представитель старинного княжеского рода Рюриковичей - зачинатель музыкознания и общественный деятель, блестящий литератор и мыслитель, издатель и поборник оккультизма, прозванный современниками «русским Фаустом».
Почему же Фауст? Все свои рабочие кабинеты таинственный Владимир Федорович обставлял в «алхимическом стиле» - на полках громоздились колбы, реторты и старинные книги, а на столе среди бумаг красовался человеческий череп.
По словам писателя Владимира Грекова, «это имя подошло бы его героям, каждый из которых — в страдании, в мучительной борьбе с собой — познает мир. Интерес Одоевского сосредоточен на внутренних побуждениях человека и человечества, на законах истории».
Философские мысли Одоевского настолько вневременны, что, похоже, написаны совсем в недавнем прошлом, а не два века назад. А ведь он еще и будущее сумел предсказать: в своем незаконченном утопическом романе «4338-й год» поведал о современных мессенджерах: «Переписка заменится электрическим разговором», об электронных планшетах, которые позволят «огромной книге нападать именно на ту страницу, которая нужна», «видел здесь книги, за тысячу лет писанные на нашем стеклянном папирусе» и, к сожалению, гибель бумаги: «типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек», «проживут еще романы, и то не долго - их заменит театр, учебные книги заменятся публичными лекциями». Поживем – увидим: время вносит свои коррективы даже в самые точные предсказания.
И еще одно сравнение от современников Одоевского – «русским Гофманом» называли автора восхищенные его творчеством читатели. Это-то как раз понятно: приверженность романтизму сквозит во всех произведениях Владимира Федоровича Одоевского; его яркий талант признавали Белинский, Гоголь, Пушкин, Грибоедов и Кюхельбекер; многие сюжетные линии повестей Чехова «Черный монах», «Нос» Гоголя, «Смерть Ивана Ильича» Толстого коррелируются с произведениями Одоевского.
… Князь Владимир Федорович очень любил детей, и, хотя собственными так и не обзавелся, писал для них не только сказки, но и школьные учебники, создал особую «детскую науку», разрабатывал основы русской педагогики, был организатором первых детских приютов в России.
Самой известной сказке Одоевского «Городок в табакерке» почти двести лет, но ее занимательный сюжет остается привлекательным и для нынешних ребят, которые ее с удовольствием читают и разглядывают иллюстрации. Что же делает сказку такой неустаревающей и нужной?
… Обычная для начала 19 века семейная вещь – музыкальная шкатулка, красивая, с черепаховой крышкой, на которой изображены домики и деревья. Отец рассказывает маленькому Мише, что это городок Динь-Динь, где живут звонкие колокольчики.
Открываем – смотрим. И правда, внутри есть и колокольчики, и молоточки, и даже неизвестная пружинка, которую так хочется потрогать.
«– Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша у папеньки.
А папенька отвечал:
– Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь».
А вот думать-то и некогда, когда ты уже сделался совсем маленьким, и можешь сам войти в сказочный город! Экскурсовод мальчик-колокольчик ведет Мишу по улочкам, попутно знакомя с законами физики и механики: почему звенят колокольчики, для чего надзиратель-валик все время поворачивается с боку на бок, и зачем лентяя все время толкает царевна Пружинка. Миша все-таки нажал на пружинку (ведь так хотелось!), и стройный механизм тут же сломался, умолкла волшебная музыка…
Слава Богу – это был только сон! А учиться механике и вправду стоит, весьма увлекательная вещь для каждого любопытного мальчика.
Даже Виссарион Белинский заметил появившуюся в сборнике «Сказки дядюшки Иринея» совсем маленькую сказочку-притчу Одоевского и написал, что она «принадлежит к разряду фантастических повестей: через неё дети поймут жизнь машины, как какого-то живого, индивидуального лица, и под нею не странно было бы увидеть имя самого Гофмана».
Совсем необычное заключение вывел из сказочного сюжета финский литературовед Бен Хеллман, обнаруживший в табакерке социальное расслоение общества в миниатюре:
«У тех, кто на дне — мальчиков-колокольчиков — жизнь нелегка и заполнена постоянным тяжёлым трудом. Как русские крепостные, они прикованы к своему месту. Дядьки-молоточки и надзиратель-валик — средний класс и землевладельцы — оправдывают существующий порядок тем, что они — просто винтики огромной машины. Власть в этом несчастливом мире принадлежит царевне Пружинке. Во сне Миша сочувствует угнетённым подданным и, несмотря на предупреждение отца, трогает пружинку».
Выводы, предложенные ученым, неутешительны: попытка революции провалилась – «бесполезно посягать на существующий крайне несправедливый порядок вещей».
Несмотря на столь мрачную перспективу, значение сказки вовсе не этом. Прислушаемся лучше к словам ее автора, замечательного русского писателя Владимира Одоевского:
«Мы обрезали крылья воображения, мы составили для всего системы, таблицы; мы назначили предел, за который не должен переходить ум человеческий; мы определили, чем можно и должно заниматься… Но не в этом ли беда наша? Не оттого ли, что предки наши давали больше воли своему воображению, не оттого ли и мысли их были шире наших и обхватывали большее пространство в пустыне бесконечного, открывали то, что нам век не открыть при нашем мышином горизонте».
Мысли Владимира Одоевского. Не вчера ли это написано?
Чтение — зеркало; наблюдение — самый предмет; чтение первый шаг к подражанию; наблюдение верный путь к созиданию.
Напрасно иные боятся дурных мыслей; всего чаще общество больно не этим недугом, но отсутствием всяких мыслей и особенно чувств.
В жизни народа, как и в жизни человека, существуют периоды энергии — это всем известно; но от воли человека зависит воспользоваться сими мгновениями силы или убить их в сладострастии и пороках.
Причина падения народов не в одних политических происшествиях, но в нем самом, в том роде жизни, который он сам для себя избрал.
Трудно отделиться от семьи, от народа — еще труднее; от человечества — вовсе невозможно…
Что может быть выше мысли, заключающейся в сих словах: «Для истины я готов пожертвовать жизнию»? И что может быть смешнее этого выражения, когда оно встречается в наших газетных нравоописательных статейках.
Литература есть последняя степень развития народа: это духовное завещание, которое оставляет народ, приближающийся ко гробу, чтобы не совсем исчезнуть с лица земли.
Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым.
Перо пишет плохо, если в чернильницу не добавить хотя бы несколько капель собственной крови.
Молодость — такой недостаток, который с каждым днем проходит.
Мы спасаемся от омерзения, которое наводит на душу политика, искусственным образом, - то есть отказываемся читать газеты, а глупцы самым естественным - читают и не понимают.
Всегда человек обманывал себя и обманывал других, но лишь в наше время он достигнул такого совершенства, что желает быть обманутым.
Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!