Найти тему
Скетчи и Новости

Двухнедельный брак, 10 детей и скандалы. Что сгубило карьеру Эдди Мерфи

Эдди Мерфи известен как один из самых кассовых американских комиков конца 1980-х — начала 1990-х годов. Он попал в шоу-бизнес, едва выйдя из подросткового возраста, быстро стал большой звездой стендапа и начал зарабатывать миллионы долларов в кино в то время, когда темнокожих артистов редко приглашали на главные роли в большие проекты.

При этом Мерфи много что успел не только в профессии, но и в личной жизни, которая у него всегда была на редкость бурной и местами даже скандальной. Как он нашел свое место Голливуде и попутно заработал репутацию не слишком хорошего отца и мужа? В цикле о непростых судьбах знаменитостей «Лента.ру» рассказывает, как актер переживал взлеты и падения в карьере и наконец обрел счастье в личной жизни.

В начале июля 2024 года стало известно, что 63-летний Эдди Мерфи женился на своей давней избраннице австралийской модели Пейдж Батчер. Роскошная свадьба состоялась на Карибах — на закрытой церемонии присутствовали лишь члены семьи и близкие друзья пары.

Актер был весь в белом и не скрывал счастья и переполнявших его эмоций по отношению к молодой супруге. И тем удивительнее тот факт, что он целых шесть лет после помолвки тянул с официальным оформлением отношений.

Причины подобной проволочки актер, естественно, раскрывать не стал. Он вообще старается держать личную жизнь подальше от любопытных глаз и даже в интервью редко затрагивает эту тему.

Мерфи познакомился с Батчер в 2012 году и с тех пор с ней не расставался, но за все это время говорил о ней в интервью всего несколько раз, а публично проявлял нежность и того реже.

Справедливости ради, актер никогда не забывает отметить Батчер в благодарственных речах. Однако он никогда не откровенничает на тему личной жизни.

-2

Вообще предпосылок для звездной карьеры у Мерфи не было. Он родился в довольно обеспеченной семье, но детство у него было непростым. Его мать была телефонисткой, а отец служил в полиции и получал вполне приличное жалованье. Однако, когда будущему актеру едва исполнилось три года, его родители развелись.

Мать тяжело переживала расставание с мужем, не могла работать, потому что надолго оказалась в больнице с туберкулезом. Из-за этого органы опеки временно определили мальчика и его старшего брата в приемную семью.

«Мы были у временно усыновившей нас мисс Дженкинс. Она не давала нам смотреть телевизор, потому что он якобы был сломан, но я слышал, как она сама его смотрит, запершись в комнате. Потом (…) моего отца убили. Вплоть до моих восьми лет каждый год происходило что-то травмирующее», — вспоминал позднее актер о своих детских годах.

Однако Мерфи никогда не терял чувства юмора и старался рассмешить всех окружающих. В школе он постоянно разыгрывал одноклассников, а позднее стал устраивать импровизированные шоу на переменах. Может, поэтому Мерфи и подался в стендап — комедия стала для него отдушиной и единственным занятием, которое давалось ему легко и естественно.

Первое яркое выступление Мерфи состоялось в 1976 году на сцене шоу талантов Молодежного центра Рузвельта, где он зачитал собственные юмористические тексты на актуальные темы. Вскоре все окрестные клубы Нью-Йорка начали приглашать талантливого начинающего комика — и платили ему от 20 до 50 долларов за выступление.

Мерфи быстро нашел свой фирменный стиль — он не стеснялся материться как сапожник, жестко шутил без боязни кого-либо обидеть и никогда не нервничал перед выступлением. От природы самоуверенный комик перед выходом на сцену ощущал лишь азарт и предвкушение — и этим моментально завоевывал внимание и любовь публики. География выступлений Эдди стремительно расширялась — спустя год он уже оказался на сцене клуба Bay Area Comedy Club, где когда-то начинали свою карьеру Робин Уильямс и Вупи Голдберг. Однако этого амбициозному молодому человеку было мало.

В 1980-м, спустя всего четыре года после стендап-дебюта, Мерфи вошел в постоянный состав вечернего комедийного шоу Saturday Night Live. Каким чудом 19-летний парень без агента и портфолио попал на кастинг мегапопулярного проекта, остается загадкой, но он, вооруженный лишь мощной харизмой и бешеной энергетикой, покорил продюсеров. После трехэтапного собеседования «молодого выскочку» утвердили в штат на ставку начинающего комика, и своим появлением он буквально спас падающие рейтинги шоу. В считаные месяцы Мерфи стал душой, сердцем и главной звездой Saturday Night Live.

Популярность Мерфи росла от выпуска к выпуску, его начали узнавать на улице, он обзавелся обширными связями на телевидении, но все это время тайно мечтал попасть на большие экраны, и в 1982 году его желание наконец исполнилось.

Фильм «48 часов» был тепло принят критиками и зрителями. Картина в шесть раз окупила производственный бюджет, а сам Мерфи проснулся суперзвездой и номинантом на «Золотой глобус». Однако заветная награда тогда ушла из-под носа актера — приз в тот год получил Бен Кингсли.

-3

Правда, шанс отыграться выпал Мерфи уже год спустя, когда он сыграл необразованного чернокожего мошенника в картине «Поменяться местами». Однако актер вновь ограничился лишь номинацией на «Золотой глобус», а награда на сей раз ушла Майклу Кейну.

Все были уверены, что талантливый комик получит заветную статуэтку с третьей попытки, когда в 1983 году вышел комедийный боевик «Полицейский из Беверли-Хиллз». Но ему снова не повезло.

При этом отсутствие престижных наград никак не сказалось на славе и гонорарах Мерфи. В середине 1980-х годов он был кумиром Америки и признанной звездой больших и малых экранов, а комедии «Лучший способ защиты», «Золотой ребенок» и «Поездка в Америку» только укрепили любовь зрителей к нему.

Однако после стремительного взлета карьера Мерфи внезапно пошла на спад и первой полученной им наградой (точнее, антинаградой) стала «Золотая малина» за сценарий фильма «Гарлемские ночи». Этот проект стал режиссерским дебютом Мерфи, но неплохие кассовые сборы не спасли его от жесткой критики профессионалов. После неудачи он, конечно, не сдался, так как был полон решимости доказать, что чего-то стоит как сценарист. Но все написанные им проекты получили отрицательные отзывы, что очень его расстроило.

Не лучше в этот период обстояли дела и с актерскими работами Мерфи. К рубежу десятилетия критики разносили почти все проекты с его участием и обвиняли его в самоповторах. Да и успехом у зрителей эти фильмы не пользовались. Объяснить причину череды провалов было сложно даже самому актеру: возможно, сказалась усталость от однотипных ролей, а может, став миллионером, он расслабился и перестал пытаться оживить слабые сценарии.

Вернуть былую славу Мерфи смог лишь в середине 1990-х годов, когда на большие экраны вышли комедии «Чокнутый профессор» и «Доктор Дулиттл». Критики традиционно уничтожили их, но зрителю все понравилось, что отразилось на кассовых сборах. Затем были посредственные ленты «Святоша», «Клевый парень», продолжения «Доктора Дулиттла» и «Чокнутого профессора».

Популярность Мерфи вновь начала постепенно снижаться, а выход в 2002 году фильма «Приключения Плуто Нэша» провалился так громко, что утянул его карьеру на самое дно. Съемки этого злополучного проекта превратились в настоящий производственный ад — и во многом это была вина Мерфи. Актер считал себя спасителем снимавшегося с 1990-х годов «Плуто Нэша» и вовсю пользовался своим авторитетом. Он вмешивался в процесс съемок, навязывал свое мнение режиссеру Рону Андервуду, чуть ли не ежедневно просил изменить сценарий или переснять не понравившиеся ему эпизоды.

Из-за постоянных скандалов и выходок Эдди из актерского состава «Приключений Плуто Нэша» выбыла Дженнифер Лопес — не удержал ее даже гонорар 15 миллионов долларов, затем отказом ответила и Холли Берри. В результате этих проблем бюджет фильма раздулся до 100 миллионов долларов, но разбушевавшегося актера не смогли утихомирить даже боссы студии Castle Rock.

Но все бы ничего, если бы лента не вышла откровенно плохой и несвязной. Чтобы придать ей хотя бы подобие цельного произведения, потребовалось еще 20 миллионов долларов — их Мерфи заплатил из собственного кармана. Однако все эти затраты не окупились: за все время проката «Плуто Нэш» собрал только семь миллионов долларов.

Снимавшая фильм студия Castle Rock не выдержала такого провала и обанкротилась, а Мерфи навсегда перестал быть звездой первой величины. Конечно, он продолжил сниматься, но это уже были не блокбастеры, а чаще всего претенденты на «Золотую малину». В 2008 году актер взял аж три антинаграды за фильм «Уловки Норбита», а в 2010-м и вовсе стал худшим актером десятилетия, опередив Адама Сэндлера и Сильвестра Сталлоне — вечных чемпионов в этой номинации.

Правда, именно в этот период Мерфи завоевал и вожделенный «Золотой глобус» за роль R&B-певца Джеймса Эрли в музыкальной драме «Девушки мечты». Причем актер был номинирован и на «Оскар», но вышедшие в разгар наградного сезона «Уловки Норбита» лишили его шанса на получение этой награды. Свое поражение Мерфи перенес без должного стоицизма и демонстративно покинул зал, что очень возмутило киноакадемиков.