Найти тему
БИЗНЕС Online

Сериал «Игры»: Олимпиада-80 – это не только «До свидания, наш ласковый мишка!»

В звездном касте Юрий Стоянов в роли Брежнева, сын Игоря Верника, а также два российских секс-символа — кино и спорта

На «БИЗНЕС Online» — новая рубрика, теперь регулярно по выходным мы будем по 10 пунктам представлять для наших читателей один из свежих отечественных сериалов. Первым из них стал проект «Игры», накануне на «Кинопоиске» вышла третья серия масштабного кинооммажа Олимпиаде-1980. Новая работа от создателей сериала «Нулевой пациент» привлекла к себе внимание еще до выхода самой темой московских Игр, особенно на фоне нынешних отношений России и МОК. Стартовые эпизоды проекта наглядно раскрывают секреты подготовки легендарного спортивно-политического состязания, демонстрируют яркую актерскую игру и отражают противоречивый дух эпохи.

   Остросюжетная спортивно-политическая драма начинается в Москве перед Олимпиадой-1980.   
Фото: скриншот из видео
Остросюжетная спортивно-политическая драма начинается в Москве перед Олимпиадой-1980. Фото: скриншот из видео

1. О чем фильм?

Остросюжетная спортивно-политическая драма начинается в Москве перед Олимпиадой-1980. Подготовка главного турнира в истории СССР показана глазами Игоря Зорина, сына советского функционера. Избалованного юношу ссылают на перевоспитание в олимпийский оргкомитет под контроль педантичной начальницы Ирины Светловой (здесь многие зрители увидели отсылку к «Служебному роману»). Окунувшись в поток спортивных и правительственных интриг, Зорин осознает весь масштаб события, которое накануне оказалось под угрозой срыва, а после открыло новую страницу в истории мирового спорта и изменило сознание наших граждан навсегда.

2. Оригинальность и актуальность истории

В актуальности нового проекта сомневаться не приходится. «Игры» не только один из немногих современных отечественных сериалов, посвященный подготовке Олимпиады-80 (в канун ее 45-летия это нужный и красивый жест). Показ картины совпадает с проведением текущих Олимпийских игр в Париже, куда не была допущена российская сборная. Кроме того, сериал вписывается в модный патриотический тренд, где наши лучшие атлеты пребывают в статусе героев, а страна даже в условиях сопутствующего военного конфликта открыта международным контактам и честной спортивной борьбе.

Историю турнира авторы раскрывают через персональные откровения героев. Это обогащает главное общественное событие 1980 года личными драмами и придает сериалу яркий мелодраматический флер. Вместе с тем кино не скатывается в дешевую сентиментальность, умело сплетая целомудренные лирические сцены (Зорин и…), юмористические моменты (брачные игры кошек на памятнике Ленину, с которого начинается сериал), летопись Афганской войны, сложные тренировки спортсменов в просторных залах и политические игры в казенных кабинетах («медведи не летают» — первая реакция одного из чиновников на предложение отправить в небо олимпийский талисман на церемонии закрытия).

Также отметим, что «Игры» апеллируют к исторической правде, хотя некоторые имена и события в сериале изменены. Об этом авторы предусмотрительно предупреждают в титрах.

3. Драматургия и диалоги

Для любителей подобного кино сериальное время пролетит незаметно, а ожидание новой серии покажется неоправданно долгим. Действие затягивает даже людей, далеких от спорта, благодаря обилию контрастов, сюжетных линий и живых героев (их внятно прописали сценаристы Михаил Покрасс, Александр Матвеев и Ольга Хенкина). Не успеешь посмеяться над притиркой Светловой и ее молодого подчиненного, тут же переживаешь за судьбу турнира (из 97 олимпийских объектов в начале сериала достроено 44), сочувствуешь Зорину-старшему, погрязшему в конфликте отцов и детей, нелегкой доле Кати, вынужденной подрабатывать девушкой для развлечения, окунаешься в тревожную, но самобытную атмосферу афганских поселений.

Все это подано съемочной группой выпукло и энергично — сцены, эмоции и кадры сменяют друг друга с динамикой качественного голливудского блокбастера. Разноплановые диалоги передают напряженный дух времени и бунтарские настроения прогрессивной молодежи. Виртуозные упражнения гимнастки Лены Травниной на снаряде и тяжелоатлета Дмитрия Сибирцева (Станислав Демушин) со штангой демонстрируют мастерство и жажду победы советских спортсменов.

4. Авторы сериала

Креативный продюсер Александра Ремизова и режиссер Евгений Стычкин вместе делали громкий сериал «Нулевой пациент» о первой вспышке ВИЧ в СССР. Так что «Игры» — это их еще одно обращение в наши 1980-е. При этом отметим, что известный артист Стычкин уже неплохо набил себе руку на режиссуре сериалов. Помимо «Игр» и «Нулевого пациента», на его счету и такой заметный проект, как «Контакт». Любит Стычкин появляться в своих фильмах и в качестве актера, в «Играх» это роль иностранного журналиста Энтони Плейна — обаятельного, пронырливого британца, стремящегося сделать из Олимпиады коммерческий проект.

5. Звезды каста

Поклонники отечественной актерской школы по достоинству оценят каст проекта. Среди главных звезд сериала — Юрий Стоянов в образе Леонида Брежнева. Советский лидер у актера получился столь же характерным, сколь и правдивым — его сцены словно списаны с советских телехроник и рассказов современников. Алексей Серебряков в роли функционера традиционно брызжет харизмой, несмотря на то что появляется на экране несколько раз за серию.

Главные роли сыграли Григорий Верник (Игорь Зорин), сын известного артиста Игоря Верника, и Мария Карпова (Светлова). Те, кто видел актрису МХТ им. Чехова в шумном спектакле Константина Богомолова «Карамазовы», наверняка помнят танец ее Милицейской дивы. Фишка Верника и Карповой именно в актерском дуэте, основанном на невербальной «химии». Будут ли герои вместе — узнаем в следующих сериях, но уже сейчас наблюдать за их колким взаимодействием увлекательно.

В целом в «Играх» задействована целая плеяда отличных актеров разных поколений: Игорь Костолевский, Игорь Гордин, Сергей Чонишвили, Вячеслав Чепурченко. На Леониде Каневском, играющем тренера сборной по тяжелой атлетике, прекрасно сидит спортивный костюм с надписью «СССР».

Особо стоит отметить участие в сериале сразу двух секс-символов — отечественного кино (Александра Бортич) и спорта (Ангелина Мельникова). Бортич играет ту самую девушку Катю с пониженной социальной ответственностью, а Мельникова практически себя — гимнастку Травнину. Интересно, что олимпийская чемпионка – 2020 в командном первенстве и чемпионка мира – 2021 в личном многоборье, чьи красивые фотосессии можно увидеть на просторах соцсетей, несмотря на активную внесоревновательную жизнь, продолжает оставаться лучшей спортивной гимнасткой России, хотя ее сложнейший вид вроде бы подразумевает полное самоотречение от любых побочных занятий. Правда, фанаты с огорчением ей пишут в комментариях о том, что Мельникова разговаривает в «Играх» не своим голосом, видимо, так решили авторы сериала.

Еще один любопытный факт. Олимпийская чемпионка травмировала ногу на соревнованиях перед самой премьерой «Игр» и на торжественную презентацию по этому случаю «приковыляла» в красивом платье, а также... с гипсом и на костылях.

6. Картинка и музыка

Ностальгию проекту обеспечивает состаренная «картинка» с панорамными видами Москвы конца 70-х. Зритель видит легендарную гостиницу «Ленинградская», строгое здание Олимпийского комитета, величественные стадионы, хотя и утопающие в грязи, уютные «Волги». Красоту пейзажей удачно маркирует жемчужина советской эстрады — песня Арно Бабаджаняна «Лучший город земли».

Оператор Михаил Дементьев заряжает действие резкими сменами ракурсов и планов, рисуя кинопортреты столицы и выхватывая броские эмоции персонажей. Художник Наталья Каневская одевает героев в цветастые рубашки и галстуки, кожаные куртки, брюки клеш и узкие юбки, воссоздавая аутентичную советскую моду.

7. Что говорит критика

Несмотря на яркий облик проекта, критики находят как его сильные стороны, так и слабые. Издание «Вокруг ТВ» отмечает, что «Игры» — «это производственная драма, которая хорошо показывает размах подготовки к Олимпиаде и невероятную сложность этой задачи».

Однако не все критики приписывают сериалу чистоту жанра и художественную убедительность. Автор «Фонтанки» Матвей Пирогов подчеркивает, что «ко второму эпизоду сериал не определился, куда пойти: сделаться производственной драмой, язвительной сатирой, слащавым панегириком прошлому или еще чем-то». А Лера Гребенникова из Cybersport.ru добавляет, что «в „Играх“ не нашлось материала, в котором люди, следящие за Олимпиадой-2024, узнали бы себя нынешних».

8. Какому зрителю адресовано

Еще одно достоинство проекта — широкий охват аудитории: в этом плане «Игры» — фильм почти универсальный. Старшее поколение за просмотром вспомнит молодость, окунется в предолимпийский ажиотаж, в будущем, вероятно, освежит личные впечатления от спортивных баталий и всплакнет над улетающим мишкой. Молодежь погрузится в советскую реальность и узнает секреты Олимпиады из профессиональных деликатных рук. Учли создатели и гендерные предпочтения зрителей. Мужчины понаблюдают за силой и мужеством спортсменов, оценят спорные политические решения. Дамы полюбуются на остроумного Зорина-младшего и вдохновятся преображением его начальницы из затворницы в красавицу.

9. Где смотреть сериал и его продолжительность

Предолимпийские и олимпийские страсти (сериал начинается в 1979 году) умещаются в стандартные 8 серий продолжительностью около 50 минут. Они будут выходить на «Кинопоиске» раз в неделю, по субботам, до середины сентября.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

7 баллов из 10 возможных. «Игры» — крепкий, актуальный и профессиональный проект, не дотягивающий до шедевра, но демонстрирующий высокий уровень нынешней российской сериальной индустрии.

Анастасия Попова