Древние историки писали, что Гай Юлий Цезарь отличался тем, что одновременно делал сразу несколько дел. Во время похода, он мог, по словам Плутарха:
" ...сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже... еще большее число писцов"
А Плиний старший уточнял:
"...он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, ... а то и по семь писем"
Сегодня мы скажем, что Ю.Цезарь грамотно управлял своим вниманием, умело распределяя его и быстро переключаясь с одной задачи на другую.
Распределение внимания - это свойство внимания концентрироваться на выполнении сразу нескольких видов деятельности (действий):
езде на велосипеде и прослушивании аудиокниги;
просмотре фильма и разговоре по телефону;
слушании лекции и её конспектировании.
Переключаемость - сознательное перенесение внимания с одной деятельности на другую. Очень важна в работе лётчиков, шофёров, машинистов.
Однако, учёные считают, что невозможно осуществлять сразу два вида действий без ущерба для каждого из них.
Но, при должной тренировке распределения и переключаемости внимания, можно выполнять несколько видов деятельности намного эффективнее.
Здесь упомяну про великих учёных, которые имели слабую переключаемость и отличались рассеянностью. Всё потому, что они очень сильно концентрировали внимание на интересующей их в данный момент работе.
Из-за этого они полностью "отключались" от внешнего мира, и совершали какие-то неразумные действия, за которые и прослыли "рассеянными": забывали простые слова, неправильно одевались, не помнили куда и зачем шли.
Наиболее эффективным считается распределение внимания между умственной и физической видами активности: просмотр передачи по телевизору и вязание; работа в саду и слушание музыки и т.д.
Задания на развитие распределения и переключения внимания.
На таблице изображено несколько рядов разнообразных знаков.
Выберите два совершенно любые, например, квадрат и букву "И", и начните считать их количество, просматривая глазами ряд за рядом: "Первая буква "И", первый квадрат, вторая буква "И" и т.д."
Пересчитывайте только правильные квадраты, с замкнутым контуром; и только правильные буквы "И", а не "лежащие на боку" и не "N".
Отметьте для себя тот ряд, до которого смогли дойти, не запутавшись в счёте.
С первого раза не получается почти ни у кого. Поэтому, попробуйте повторить тренировку через несколько часов, или на другой день, чтобы убедиться в успехе.
Задания для развития внимания у детей и подростков
Для детей и подростков можно использовать более простые варианты подобного задания.
Можно просто нарисовать на бумаге несколько рядов разных фигур и попросить пересчитывать, например, звёздочки и круги.
Задания можно варьировать и дальше.
Для детей начальной школы и даже для дошкольников, не нужно просить считать фигуры, лучше просить их вычеркивать: одной наклонной линией или крест-накрест.
Задание будет звучать так: "Просматривай внимательно картинки и вычеркивай одной линией "домики", а двумя линиями (крестиком) "грибочки"".
Начинайте тренироваться, а о результатах напишите в комментариях.
Всегда ли Вы внимательны? А Ваш ребёнок?
#гайюлийцезарь #цезарь #внимание #развитиевнимания #тренировкавнимания #гимнастикадляума #зарядкадлямозга