Когда я слышу, что человек приручил того или иного животного, то меня берут большие сомнения в таком самоуверенном утверждении человека. Так ли всё было? Человек себе льстит. Мол, он главный и самый крутой. Так ли это? Я смотрю на собак и кошечек и прихожу к прямо противоположному выводу: человек попал в рабство к собакам и кошечкам в городе. Именно в городе, а не деревне. В городе животное чистое баловство и ничего более. Мышей и тех выводит сан эпидемстанция, но не кошка. Говняшки за собачкой подбирает её хозяин, он же выгуливает или меняет наполнитель в туалете у кошки, лечит, кормит и бог весть ещё что делает. Что делают эти лентяи и питомцы по совместительству? Рвут игрушки, валяются на диванах и кроватях, портят мебель, грызут по молодости обувь и прыгают по шторам, ходят с грязными ногами по квартире. Будят тогда, когда ты так хочешь спать, и орут благим матом, когда хотят жрать. За всё это вы можете их погладить по головке, почесать за ушком и по спинке. Усё…
Если с собакой всё понятно: собаки и люди вместе охотились и в своё время сложился вполне нормальный симбиоз между ними, то на мышей никто из людей явно не охотился, хотя, видимо, и употребляли их в пищу, как тир, хоть она ему и на один зуб. В кошках не было никакого интереса, как в лошадях, кроме пищевых, пока не запрягли их в первый раз. Вот тогда-то и стали лепить из них что-то отвечающее их потребностям вполне осознано, а так они болтались как всякая игрушка, которую приволокли из леса. Я сам видел бродящего по деревни кабана, который жил у одного из жителей, косулю, да и сам притаскивал из леса этих зверей. В те времена эта была всеобщая забава и добавка к столу. Были и кошки, но те уж больше для баловства, поскольку использовать и одомашивать никто не собирался. Кошки жили сами по себе, люди – сами, пока не занялись одним делом, под названием земледелие. Народу к этому времени стало больше, а жить как-то всем хотелось. Пришлось от славной охоты переходить к неблагодарному ковырянию в земле. Ничего лучше тогда не нашлось, поскольку заводов по выпуску дряни, которую ныне кормят, еще не открыли. Самым слабым местом в земледелии было, как известно, хранение. Одно дело вырастить – другое сохранить урожай. Сразу набегут откуда-то разного рода потребители начина с бактерий и грибков, заканчивая бог весть кем, даже слонами, но больше всего злаки любят мыши. Слонов можно отогнать и найти жрачку в потайном месте ещё нужно, а вот мыши, их много, - сложно от них что-то утаить. Ловить мышей – это вам не слонов гонять по джунглям. Их всех как-то поймать проблематично.
Есть личный печальный опыт борьбы с мышами и крысами, но прежде чем расскажу, как кошка стала домашней, поделюсь своими наблюдениями. Мой сын и невестка взяли так называемый Приморский гектар. Правда там гектара не было, но семьдесят соток обкашивать и корчевать тоже себе удовольствие ниже среднего. Пока мы работали, всё как-то получалось плохо, поскольку всё время уходило на покосы и раскорчёвку того, что не выдрал трактор. При первой возможности я свалил на пенсию и занялся участком. Чтобы не мотаться туда – сюда, приволокли гараж, и я в нём поселился. Это лучше чем палатка и сверху не капает, и ветер его не качает во все стороны. Добавили диван, старый холодильник, плитку, потер и микроволновку. Всё бы ни чего, но завелись мыши. Правда я заделал все дыры в полу, когда перелаживал его в гараже, но они ходили под ним и периодически заходили в него через двери. Сопровождающим меня лицом был Джексон, такое у него погоняло, поскольку кличка у него простая и незатейливая – Джек. Джексон это есть ягдтерьер, который норный собак. Поскольку Джек у меня собак уже больше чем десятый в моей жизни, и не первый по кличке Джек. Правда я предпочитаю лаек, которые проживали у моей тёщи до самой её смерти, а лаек держать в квартире затея так себе, то мне и подарили этого немца. Поскольку немец оказался добросовестный, как всякий немец, то начиная часов с одиннадцати до самого утра гонять этих мышей по гаражу и вне его, бегая беспрестанно, как электровеник по этим опциям, ставя на уши все вещи и заставляя отодвигать диван, поскольку другим способом его невозможно было успокоить. Немец есть немец гуд. Месяца два я терпел его выходки, пока не решил разобраться с этими мышами, хотя лично мне они не мешали сильно и не грызли ничего, так как я все продукты упаковывал в холодильник, а на полках они ничего достать не могли. Джексона я не обижал никогда, как и других собак, кроме случаев, когда я отгонял их от добычи. Тут они пинки получали по полной.
Короче, я решил выписать Кошу. Вообще-то это тоже не её имя, а прозвище. Настоящее имя её Принцесса. Такая фифа из Шотландии. Изнеженная и вальяжная до невозможности. Подрыхнуть она тоже не прочь, но кровь аристократическая в ней всё-таки присутствует. Первое, что она сделала на даче, когда мы её только что купили, она выловила бурундука. После получаса ковыряния под домиком, мы всё-таки вызволили бедолагу-бурундука из её нелицеприятных объятий, поскольку зубки у неё тогда были ещё мелкие, тот он дал такого дёру, что мы после этого так и не увидели ни его, ни его собратьев в окрестностях дачи, а ранее они постоянно там отирались.
Кровь европейской аристократки в ней так и кипела, - охота развлечение аристократа.
По прибытию в апартаменты под названием гараж, сия ясновельможная пани забралась на самую верхнюю полку под крышей гаража и продрыхла там всю неделю. Правда она изредка спускалась с этой полки, но к еде так и не притронулась. Ночью дверь была открыта, так как в железке дышится в жару тяжеловато, и Джексон постоянно ходил туда и обратно по разным делам.
Итог: после отбытия этой аристократки мыши тоже отбыли в неизвестном направлении, и Джексон, пусть и ловил мышей довольно успешно, не занимался больше этим делом до конца лета.
Представляю, какие танцы с бубнами устраивали перед кошками древние земледельцы, чтобы оставить у себя кошку, а кошки жили сами по себе: хочу - уйду, хочу - приду. Мне они только мешали – бегали, да Джексон их гонял с особым упоением праведного и добросовестного немца, а если те сожрали бы все твои продукты, - тебе хана. Так что кошкам молока не жалели. Такой, видите ли, симбиоз. Кто кому ещё нужен.
Почему кошка всё-таки осталась? Гарантированная пайка при негарантированной добыче, тоже способ выживания. Те, кто с человеком не имел постоянного контакта, то мог погибнуть с большей вероятностью. Кроме того домашние кошки не коренные жители Европы, а завозные, то и могли со временем жить только рядом с человеком и благодаря ему.
Кошки, как и все животные, в том числе и человек, территориальные животные, только кошки индивидуалисты. Например, на территории тигра другого самца вы не встретите, хоть может обитать несколько самок. Так что дом для кошки собственная территория, хотя они постоянно бродят по окрестностям. В лесу их я вижу постоянно, поскольку, как собак их там никто не уничтожал.
Кстати, утверждение о том, что собаки выбирают хозяина, а кошки – место, не совсем верное. Я тоже так раньше считал, но последние мои наблюдения всё-таки говорят о том, что кошки выбирают себе хозяина и относятся к нему с нежностью и привязанностью, но они не будут за ним следовать слепо, как собака, а просто будут стараться быть рядом с ним по возможности. Если для собаки человек всё-таки защитник, партнёр по охоте, то для кошки функция защиты отсутствует, охотиться она умеет и без вас, но у них есть привязанность к человеку. К конкретному человеку. Так она пытается его покормить, принося ему мышей и птичек, лезет к нему на руки при первой возможности. Я, анализируя поведение Мурки, кошки моего детства, кстати про неё вы можете прочитать в моей книге « Сказки моего детства и прочая ерунда по жизни», только сейчас понял, почему кошка приносить стала мышей, при возвращении отца из командировки, а нас просто игнорировала до этого.
Кстати книгу вы можете найти на ЛитРесе.
Принцесса, она же и Коша, в хозяева выбрала моего внука Егора. Я даже поражаюсь тому, что она позволяет ему выделывать над собой, при этом разрешая себе только выражать своё несогласие громко мяукая, точнее будет орать во всё горло, меня же царапает сразу и безоговорочно, хотя приходит и выпрашивает еду и требует, чтобы её погладили и почесали.
Остался только один не выясненный вопрос: кто кого тут ещё приручал и кто в конечном итоге за это поимел.