Найти тему
Виктория Подольская

Задержка рейса по вине авиакомпании: какие права есть у пассажира

Оглавление

Человеку свойственно расстраиваться, когда его планы неожиданно рушатся. Особенно это касается такого важного мероприятия, как путешествие или дальняя поездка. Хочешь, например, заселиться в отель к обеду, но из-за задержки рейса, получается заселиться только к ужину. Или ещё хуже: из-за задержки одного рейса опаздываешь на другой!

Много путешествуя по разным странам и континентам, я много раз сталкивалась с разными "сюрпризами" от авиакомпаний. И всегда в таких случаях мне помогало справиться с тревожностью осознание двух простых вещей:

  • во-первых, человек, какой бы он не был богатый и всесильный, не может всё контролировать. С этой точки зрения, гораздо продуктивнее рассматривать любое незапланированное происшествие как маленькое приключение.
  • во-вторых, всегда надо четко понимать круг своих прав и привилегий в той или иной ситуации, произошедшей не по вашей вине. Конкретно от КОГО и конкретно ЧТО вы можете потребовать за нарушение своего права вылететь по расписанию.

В этой статье расскажу о том, на какие "плюшки" может претендовать пассажир в случае, если его рейс задержали, а также в случае опоздания на стыковочный рейс из-за задержки предыдущего перелета. А этих "плюшек", если разобраться, не мало.

Если рейс задержали на 2 часа

Авиакомпания обязана начать реагировать, если пассажиры ожидают посадки на запланированный рейс более двух часов после того, как он должен был вылететь.

Обязательно обратитесь к представителям авиакомпании чтобы уточнить причины задержки рейса. Если задержка произошла по вине авиаперевозчика, то вам положена денежная компенсация.

Это могут быть следующие обстоятельства:

произошла ошибка в расписании перелетов
экипаж или борт своевременно оказались не готовы к вылету
рейс отменили из-за недостаточного количества проданных билетов или других обстоятельств, из-за которых рейс стал невыгодным
другие ситуации, когда перевозчик не смог доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы (неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия и т.п.)

Чтобы получить компенсацию, необходимо подтвердить задержку рейса. Для этого поставьте отметку о задержке на посадочном талоне, обратившись к столу информации. Лучше всего это сделать в аэропорту прибытия, чтобы не пришлось ставить отметку несколько раз в случае неоднократного переноса рейса.

Но компенсация вам будет положена не сразу. За ней вы сможете обратиться в течение полугода после поездки, написав претензию в авиакомпанию или заявив о своих правах через суд.

Но есть то, на что вы можете претендовать уже в аэропорту.

В случае задержки рейса на 2 и более часа, авиакомпания обязана организовать для пассажиров следующие услуги без взимания дополнительной платы:

  • предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет
  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте
  • обеспечение прохладительными напитками (главным образом, водой)

Эти обязанности возникают у авиаперевозчика независимо от причины задержки рейса. Даже если это это произошло не по его вине, а, например, из-за нелетной погоды.

Пассажир также вправе отказаться от перевозки в случае задержки рейса. Тогда авиакомпания обязана возместить пассажиру полную стоимость билета. Российская обязана вернуть деньги при любой задержке, европейская - при задержке рейса более 5-ти часов.

Какая компенсация положена и как ее получить

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% от установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% от стоимости билета.

За получением компенсации можно обратиться непосредственно в авиакомпанию, предъявив претензию и доказав факт задержки рейса (отметка на посадочном талоне). Сделать это необходимо в течение 6 месяцев после ситуации с задержкой, если вы совершали перелет по России. Если же вы летали за границу, то подать претензию можно в течение 2-лет.

Авиакомпания может отказать в удовлетворении претензии. Тогда можно обратиться в суд. Причем, доказывать вам лично ничего не придется. Авиакомпания, как ответчик, должна будет предъявить суду доказательства, что задержка произошла не по ее вине. Если она не сможет этого сделать, суд удовлетворит ваш иск.

Если рейс задержали на 4 часа и более

Если пассажир ожидает отправления рейса в течении 4-х часов, его обязаны обеспечить в аэропорту горячим питанием. Далее горячее питание должно быть предоставлено каждые 6 часов в дневное время, и каждые 8 часов ночью.

При более чем 8-ми часовом ожидании авиакомпания обязана разместить пассажиров в гостинице. В ночное время для этого достаточно задержки рейса на 6 часов. При этом перевозчик полностью берет на себя расходы по доставке пассажиров от аэропорта до гостиницы и обратно.

На весь период задержки рейса авиакомпания предоставляет услугу хранения багажа без взимания дополнительной платы.

Если вам отказали в бесплатном обслуживании на период задержки рейса, вы можете составить совместно с другими пассажирами протокол в свободной форме с изложением всех известных вам обстоятельств. Обязательно сохраняйте все чеки. Впоследствии их можно будет приложить к претензии или к вашему исковому заявлению в суд.

Если задержка привела к опозданию на стыковочный рейс

В наше непростое время летать с пересадками стало не только актуально, но часто еще и выгодно. Поэтому это стало распространенной практикой.

О том, чтобы не пропали билеты в случае опоздания на стыковочный рейс из-за задержки предыдущего рейса, необходимо позаботиться заранее.

Проблем не будет, если вы летите весь путь одной авиакомпанией. Вам просто предложат замену рейса. Конечно, только в случае наличия свободных мест.

При этом воду, горячие питание и гостиницу вам обязаны предоставить в том же порядке, что и при задержке рейса. Если вам отказали в этом - также составляйте протокол и собирайте чеки. Пригодятся при подаче претензии или иска.

Если же вы пересаживаетесь с рейса одной авиакомпании на другую, то здесь важно, как стыковались рейсы - на сервисе покупки билетов или вами самостоятельно.

  • Если рейсы стыковались автоматически и они указаны у вас в одном билете, то авиакомпания - виновница вашего опоздания - обязана компенсировать вам стоимость билетов на рейс, на который вы опоздали.
  • При самостоятельной стыковке и, соответственно, при раздельной покупке билетов, к сожалению, невозможно будет получить компенсацию.

Чем поможет страховка

Сегодня застраховать можно практически всё, включая задержку регулярного рейса. Мы всегда предлагаем своим туристам максимально защититься от всех возможных рисков, чтобы сохранить свои финансы.

Ведь если задержали рейс, значит сократятся и сроки проживания в забронированном отеле. А это всегда очень неприятная история, учитывая, что проживание там уже полностью оплачено в составе турпакета.

Есть страховки, которые предусматривают страховые выплаты до $50 в случае задержки регулярного авиарейса от 3-часов. А есть страховки, которые покрывают практически всю стоимость тура в случае невылета, даже если это случилось по причине стихийного бедствия.

Кроме того, есть страховка, которая поможет защитить ваш багаж в случае его пропажи или порчи во время транспортировки.

Мы всегда говорим нашим туристам, что правильная страховка поможет сберечь от 95 до 100 % ваших финансов.

Что надо запомнить

  • не воспринимать задержку как рейса как трагедию, но лишь как небольшое приключение
  • сохранять холодную голову, помнить о своих правах и требовать соблюдения их от авиакомпании в случае необходимости
  • если рейс задержали, узнайте о причинах задержки на стойке информации
  • при задержке рейса более чем на 2 часа, поинтересуйтесь, когда вам предоставят положенные прохладительные напитки
  • при длительной задержке рейса требуйте горячее питание и предоставления гостиницы
  • всегда сохраняйте чеки за воду, еду и гостиницу, если авиакомпания отказалась предоставить их бесплатно
  • поставьте отметку о задержке рейса в аэропорту прибытия
  • требуйте компенсации за нарушение своих прав через претензию к авиакомпании или через суд
  • заранее побеспокойтесь о страховании на случай задержки рейса, невылета или потери/порчи багажа

Делитесь в комментариях своим опытом взаимодействия с авиакомпанией при задержке рейса! Получилось или нет отстоять свои права?

Ставьте 👍 если эта статья была вам полезна!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, которые помогут путешествовать интересно и выгодно!

Читайте также ➡
Букинг и его подводные камни
Как подготовится к возможным неприятностям при бронировании тура
Как снять деньги за границей без помощи карт иностранных банков