Найти тему
Фёдор Тенин

Дединово: родина российского флага и флота

Село Дединово находится в Луховицком городском округе, на обоих берегах реки Оки. Со стороны Луховиц расположена меньшая часть села, похожая на ничем не примечательный дачный посёлок. Вся историческая застройка сконцентрирована на противоположном берегу.

-2

Добраться туда можно на пароме.

-3

На противоположном берегу поначалу всё выглядит по-советски.

-4

Но скоро показываются дома, построенные до революции.

-5

В этом месте они строились не только для проживания, но и для торговли. В конце XIX века Дединово было бойким торговым селом с населением более чем 6500 человек, то есть как в небольшом уездном городе. Конечно, число жителей за последний век изрядно сократилось. Согласно переписи 2010-го года население Дединово составляло 1863 человека.

-6

Общественным сердцем села до революции была площадь рядом с храмовым комплексом. Здесь было множество лавок, магазинов, трактиров, питейных заведений. Всё это многообразие малого предпринимательства дополнялось шумной ярмаркой. Сейчас на площади тихо. Храмы разорены. В советское время площадь носила имя Карла Маркса. Как будто не было достойных людей, чья деятельность реально способствовала развитию Дединово и память о которых могла быть увековечена в названии главной площади.

-7

Храмовый комплекс состоит из церкви Воскресения Христова и церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Раньше была ещё шатровая колокольня времён Ивана Грозного, но её разобрали в шестидесятые годы прошлого века. Двигаясь со стороны паромной переправы, я первым делом увидел Воскресенскую церковь. Это летняя церковь, построенная в 1817-м году на средства купца Кривоносова.

-8

Так выглядела Воскресенская церковь до революции. В советское время были разобраны боковые главы, но центральная глава оставалась на месте. Она рухнула летом 2013-го года.

-9

Сейчас на территории храма слышны звуки болгарки, лобзика и строительного миксера. Отрадно, что дело восстановления поруганной святыни хоть и медленно, но продвигается вперёд. Работы ещё много и храм в его прежнем великолепии мы увидим очень нескоро.

-10

Более древняя Рождественская церковь пребывает в таком же плачевном состоянии. Она была построена во второй половине XVII века в стиле узорочья. Закрыли её в одно время с Воскресенским храмом. Барабан с куполом снесли. Утварь разворовали. Помещения приспособили под нужды колхоза.

-11

В прошлом возле храма располагалось кладбище. В советское время оно стало территорией машинно-тракторной станции.

-12

-13

Сейчас церковь действует, но открыта она лишь во время служб. Время их проведения лучше узнать заранее. Я вот не узнал и внутрь не попал.

-14

Со стороны улицы Шашина к церкви примыкает советское здание склада. Любопытно, что в Дединово много советских хозяйственных сооружений, возведённых на старый манер. И у всех у них на фасаде кирпичом выложен год окончания строительства.

-15

Из примечательных мест в центре села есть ещё краеведческий музей, расположившийся в стенах дома Брониных.

-16

Во дворе музея находится старый кладбищенский памятник. При взгляде на него сразу видно, что чего-то не хватает. Не хватает скульптуры девушки в тунике с крестом в руках. Этот памятник до революции стоял на могиле Льва Дмитриевича Измайлова: генерал-лейтенанта, владельца села Дединово, жестокого крепостника, садиста и насильника.

Значительную часть своей истории Дединово было дворцовым селом, то есть принадлежало непосредственно государю. Екатерина II пожаловала Дединово Михаилу Львовичу Измайлову за участие в дворцовом перевороте 1762-го года. Права крестьян при этом сильно ужимались. Отныне местные жители должны были платить помещику за ловлю рыбы в Оке. Пойменные луга тоже становились собственностью помещика и дединовцы обязаны были заготавливать на них чётко определённый объём сена.

Не знаю, в каком году владельцем села стал Лев Измайлов, но точно знаю, что бывал он в нём редко. После участия в Заграничном походе он почти всё время проводил в своих имениях в Тульской и Рязанской губерниях. Его любимой усадьбой была Хитровщина в Тульской губернии. Ныне из построек этой усадьбы остались: главный дом, флигель и церковь. Именно в этом имении Измайлов совершал львиную долю своих злодеяний. Подробности этих ужасов можно узнать в документальном очерке писателя Степана Тимофеевича Славутинского «Генерал Измайлов и его дворня». Своих дворовых крестьян Измайлов порол по любому поводу. Порол на улице и у себя дома: в коридорах, в прихожей, в столовой и даже в спальне. Порол розгами, батогами, арапниками. Порол всех: и старых, и малых, любых. Старых, впрочем , было немного. Большинство до старости не доживало. У Измайлова жилось настолько несладко, что молодые мужчины хотели, чтобы их забрили в солдаты. Тех крестьян, чьи проступки по мнению Измайлова были чрезмерно серьёзными, сажали в темницу, где они находились безвылазно в кандалах и цепях. Некоторым крестьянам Измайлов приказывал надевать тяжёлые рогатки, которые запирались на шее висячими замками или заклёпывались на наковальне. Такие рогатки люди порой носили на шее месяцами.

Помимо склонности к садизму Измайлов был очень похотлив. В его доме постоянно содержалось тридцать наложниц из числа крепостных девушек. Им нельзя было видеться с родственниками и лишь изредка дозволялось выходить из дома. Число наложниц никогда не менялось. Как только какая-то девушка старела или надоедала помещику, он её выгонял и брал новую. К Измайлову его пленницы попадали, как правило, в малолетнем возрасте. Надоевшие девушки часто отправлялись работать на поташный завод или суконную фабрику, расположенные неподалёку от усадьбы. Те из них, кто заболевал, шли умирать в грязную избу, называемую «Богадельней». Естественно, что от многочисленных наложниц Измайлов имел множество незаконнорожденных детей, но положение сыновей и дочерей изувера-помещика ничем не отличалось от положения обычных крестьян.

Местные власти знали о порядках, царивших в имении Хитровщина, но никак не препятствовали преступлениям Измайлова. Отставной генерал-лейтенант был очень богат и влиятелен. Он был щедр и позволял мелкопоместным дворянам участвовать в своих увеселениях. Вдобавок он считался большим патриотом, так как во время войны с Наполеоном сформировал рязанское ополчение и командовал им во время Заграничного похода. И пожалуй главной причиной бездействия властей был страх. И местные власти, и соседи-помещики боялись буйного нрава Измайлова. Много раз он со своей свитой, преследуя дичь во время охоты, вытаптывал посевы на чужих полях, но никто на него не жаловался. Большинство соседей предпочитали не иметь с ним никаких общих дел. Первое следствие в отношение Измайлова было начато ещё в 1802-м году и окончилось ничем. Второе следствие началось в 1827-м году и длилось три года. В итоге над Измайловым просто была учреждена опека. Местную власть за бездействие просто пожурили. Злоупотребления в отношении крепостных тогда были распространены повсеместно и чтобы попасть за это под следствие дворянину уровня Измайлова нужно было совершать что-то совершенно экстраординарное. Ему нужно было представлять из себя законченного отморозка. Реального наказания Измайлов так и не понёс. Он тихо и мирно прожил до семидесяти лет. Умер в 1834-м году и был похоронен в Дединово. Почему там, а не в родном селе? Вероятно, изувер просто боялся, что в Хитровщине его могилу разорят крестьяне, годами подвергавшиеся немыслимым унижениям. В Дединово он бывал редко и зверствовал мало. Вот и закопали его в Дединово. Под трогательным монументом со скульптурой девушки, держащей в руках крест. Глумление в чистом виде.

-17

У Льва Измайлова осталось много детей, но все они были незаконнорожденными. Дединово перешло по завещанию к его дальнему родственнику, графу Александру Дмитриевичу Толстому. В завещании Измайлова было условие о том, что в случае смерти графа Толстого без прямых наследников, дединовцы станут свободными хлебопашцами и получат в собственность землю, на которой живут. Государственный совет разрешил не исполнять это условие, так как оно стесняло волю наследника. В 1856-м году году граф Толстой умер, не оставив сыновей, и дединовские крестьяне попытались освободиться от крепостной зависимости, опираясь на условие в завещании Измайлова. Попытка оказалась неудачной. В село прибыли солдаты. Зачинщики были арестованы и выпороты. А вскоре и крепостное право отменили.

-18

Издавна, среди дединовцев была сильна тяга к работе на стороне. Трудились они в столице, Москве, Рязани и других городах. Работали в каменоломнях, на стройках, в сфере торговли, подносчиками и половыми в трактирах. Именно половым долгое время работал поэт-суриковец Иван Егорович Тарусин, родившийся в Дединово в крестьянской семье. К сожалению большая часть его творчества до нас не дошла. Оставшиеся у родственников записи были утеряны. Часть записей со стихотворениями сгорела при пожаре в квартире поэта Ивана Сурикова. Я нашёл стихотворения «Невзгода» и «Зима».

У стола пустого
Праздничной порою
Думает крестьянин
Думу сам с собою.
Думает он думу
Про лихую долю,
Что нужды и горя
Натерпелся вволю.
Поедом заела
Мужика невзгода,
И бедняк не видит
Из нее исхода.
Первое — с женою
Доля не клеится;
Делает, что хочет,
Мужа не боится.
Не рачит о доме,
Бросила трудиться;
На уме лишь только
Как бы нарядиться.
Как бы в хороводе
Павою пройтися,
А изба, хозяйство -
Всё хоть провалися.
А второе - в лето
Хлеб не уродился,
Хоть не хуже прочих
В поле он трудился…
Третье ж - срок подушным,
Староста тревожит;
Просто отовсюду
Злое горе гложет.
Занял у соседа
Хлеб в зерне к посевам,
А отдать не в силах;
Тот стращает гневом.
Уведет, вишь, лошадь,
Сам хоть в воз впрягайся;
За неверность слову
На себя и кайся…
У стола пустого
Долго сам с собою
Думал горемыка,
Как тут быть с бедою.
«Невзгода», автор: Иван Егорович Тарусин.
-19

На деньги от отхожих промыслов дединовцы строили просторные дома. На улицах села до сих пор можно увидеть множество добротных старых домов. О них я писал в одной из предыдущих публикаций, так что повторяться не буду.

-20

Небольшая река Ройка делит территорию Дединово на две неравные части, исторически называемые Нижним и Верхний концами. Всё, о чём шла речь выше, располагается в Верхнем конце. Теперь речь пойдёт про Нижний конец.

-21

В Нижнем конце стоит замечательный, но малоизвестный памятник московского барокко. Храм Троицы Живоначальной был построен по заказу купца Никиты Фёдоровича Шустова в 1700-м году. Строившая его артель каменщиков несколькими годами ранее трудилась в Солотчинском монастыре.

-22

Стены храма изобилуют каменным декором, выполненным мастером Маркелом Степановым.

-23

-24

-25

-26

В стены основания колокольни вмурованы две идентичные каменные доски с таким текстом:

Благоволением Бога Отца Вседержителя и поспешением Единородного Сына Бога и Господа Иисуса Христа и содействием Пресвятаго Духа построена сия церковь во имя Святыя и Неразделимыя Троицы придел во имя Пресвятыя Богородицы и Присно Девы Марии … Успения каменная.
-27

-28

-29

На втором ярусе колокольни расположены барельефы сражающихся льва и единорога. В одном из источников есть утверждение о том, что это аллегория на противостояние России и Швеции во времена Петра. Данное утверждение вряд ли можно считать правильным, потому что изображения схватки единорога и льва в нашем государстве использовались задолго до времён Петра I.

-30

-31

-32

В 1808-м году к южной стене церкви пристроили придел во имя святого Николая. Его простенькие угловатые формы плохо сочетаются с воздушной лёгкостью Троицкого храма.

-33

До печального состояния Троицкую церковь довело советское богоборчество. На момент закрытия, в храме служил священник Константин Немешаев. В ноябре 1937-го года его арестовали за «контрреволюционную агитацию» и после недолгого судебного разбирательства расстреляли. В стенах закрытого храма хранились горюче-смазочные материалы, оборудование для помола, корма и холодильные камеры. Колокола были сброшены и переплавлены. Разорённую церковь вернули верующим в 1989-м году. Незадолго до этого, в ней произошёл пожар.

-34

Рядом с храмом стоит полуразрушенный дом причта. Его ещё называют домом купцов Хромовых.

-35

Напоследок нельзя не упомянуть о Дединовской верфи. Она была основана в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича. На этой верфи был построен первый военный корабль западноевропейского типа «Орёл». Он строился для охраны торговых кораблей на Каспийском море. На «Орле» впервые были подняты сине-красно-белые флаги с изображением двухглавого орла. Неизвестно, как именно выглядели эти флаги и в каком порядке были расположены цвета на них. «Орлу» не довелось бороздить воды Каспийского моря. Вскоре после прибытия судна в Астрахань, город был захвачен казаками Ивана Разина. Всем как-то резко стало не до «Орла». Он десять лет гнил в одном из протоков Волги, пока не сгнил окончательно.