О сталинской индустриализации стартовавшей в мае 1929 году, слышали все, кто не прогуливал школьные уроки истории. О ее грандиозных итогах, до сих пор трубят господа сталинисты и другие закаменевшие интеллектом в прошлом веке товарищи, напрочь забывая о последствиях. Но есть в этом рывке моменты, про которые мало кто из них, да и из нас слышал в советское время.
Едва не с самых пеленок советскому ребенку втюхивали страшилки про то, как молодая советская держава с самого со святого октября семнадцатого стояла в окружении империалистических держав. Правительства которых не ели, не спали, не реализовывали основной инстинкт, строя злокозненные планы по уничтожению страны победивших свой народ Советов. О том, что сия держава с самого своего рождения строилась под реализацию теории и практики мировой пролетарской революции, знал практически каждый сознательный октябренок. Загнивающие капиталисты тоже естественно были в курсе. Как им нас блаженных было не опасаться? И тем не менее.
Как оказалось, капиталист за прибыль продаст не только душу, но и самое сокровенное, технологии, инжиниринг и средства производства. И кому, своему злейшему врагу.
Знакомьтесь дамы и господа. Алберт Кан, родился в 1869 году в Германской империи, с 1880 года и до кончины в 1942 году, проживал в США. Человек которому по идее должны стоять памятники и висеть мемориальные доски, как минимум в нескольких крупных промышленных центрах СССР, как например Горький, Сталинград, Харьков, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск. Ну или хотя бы существовать улицы его имени. Ан нет, не было в красной истории такого человека.
Будучи индустриальным архитектором А. Кан спроектировал и организовал строительство 571 промышленного объекта на территории СССР в период с 1929 года, по 1932 годы. Список предприятий, которые были созданы компанией Альберта Кана огромен. Тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском (с 1936 г. Днепродзержинск), Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральская асбестовую фабрику и многие другие. Как говорится, каков проект, таков и объект. Они нам вытащили Великую Отечественную в том числе. Определенно выдающаяся личность в нашей истории. Кроме того он подготовил с помощью специалистов из США, 4000 советских инженеров. Кадры которые по известным причинам были в огромном дефиците. Бывших то частью перебили и уморили в гражданскую, частью прогнали в эмиграцию. Еще 2 500 советских граждан обучались и стажировались в США.
Погруженные в тему товарищи мне могут возразить, что Кан не стал изобретать велосипеда, а копировал уже построенные в США предприятия. Например Магнитка и СТЗ имели свои полные аналоги в США. Ну дак это, как раз таки самым серьезным образом ускоряло процесс индустриализации в Союзе. А Джугашвили ради темпов не жалел ни страны, ни ее людей. Можно еще вспомнить, что лояльность Штатов была вызвана несколькими привходящими обстоятельствами. Например "великой депрессией" и здесь советские доллары пришлись Вашингтону весьма кстати. Да и собственно чем мог угрожать США восстающий из пепла разрухи великий и могучий Советский Союз. Плюс и над растущей как на дрожжах мощью японских империалистов, нависал с севера. А вот для европейских партнеров он становился головной болью. Хотя и они серьезно поучаствовали в красном промышленном проекте, после того, как в 1932 году отношения с американцами охладели. Штатовский мавр сделал свое дело, пришло время европейского. Допускаю, что работать с европейцами было просто дешевле. Странные были у Союза идеологические враги. Рвали друг у друга советские контракты, не боясь реализации теории обострения классовой борьбы уже на собственных головах. Так оно для Восточной Европы в итоге и вышло.
Кан и американские империалисты брали с нас оплату услуг и оборудования тем самым чистоганом, в перерасчете на их валюту. Это да. Ну, а как бы поступили вы с заемщиком, который отказался платить по прежним долгам? Сумма получилась достаточно внушительная, тогда 2 млрд. долларов, сейчас это сталось бы в районе 250 млрд. долларов. Под это дело Сталин загнал в рабство, освобожденных от гнета царизма трудящихся и уморил голодом несколько миллионов крестьян. Но это все щепки, лес то в итоге был срублен. Как там "Нам нужна всего одна победа....мы за ценой не постоим".
Ответ на вопрос, что было бы, если бы. Наверное очевиден. Стахановцы-копатели осилили бы то количество котлованов, которое выкопали 500 экскаваторов поставленных Союзу закордонными эксплуататорами. Но люди-гвозди нужны были не только на земляных работах.