Уже 44 игрока в заявке.
Эпоха Романа Абрамовича в «Челси» подошла к концу два года назад, а лондонский клуб продолжает будоражить сердца фанатов громкими трансферами. При этом далеко не каждый из них можно назвать удачным — наоборот, большинство новых подписаний вызывает вопросы как по качеству футболистов, так и по их стоимости.
В летнее межсезонье «Челси» уже потратил 129 млн евро на восемь новых игроков. Всего в заявке клуба на данный момент числится 44 футболиста. Еще двое — португальский вингер Педру Нету и испанский нападающий Саму Омородион — должны подъехать в ближайшее время. За них лондонцы заплатят «Вулверхэмптону» и мадридскому «Атлетико», соответственно, 63 и 41 млн евро. Примечательно, что игрок с наивысшими шансами заиграть в основном составе пришел в клуб бесплатно: защитник Тосин Адарабийо, призванный заменить легендарного Тьяго Силву, пополнил состав «синих» в качестве свободного агента после окончания контракта с «Фулхэмом».
А что с Фэйр-плэй?
«Мы не тратим деньги, а инвестируем», — заявил владелец «Челси» Тодд Боуэли в мае, отвечая на вопрос об очередном сомнительном трансфере клуба. Действительно, в скупости американского бизнесмена, как и его предшественника из России, обвинить сложно. Амбициозная цель консорциума во главе с Боули состоит в том, чтобы переложить американскую систему построения бизнеса в спорте на европейские реалии.
С учетом неудовлетворительных результатов последних лет доходы клуба заметно просели. В год пандемии «Челси» дошел до финала Лиги чемпионов и получил существенный доход в размере 106 млн фунтов. Вообще за последние 10 лет клуб по два раза взял ЛЧ и Лигу Европы, а, значит, привык к существенной прибыли от еврокубков.
По части доходов от телеправ «Челси» сохранил незначительные темпы роста, что неудивительно для топ-клуба Англии. А вот рост прибыли от рекламы за последние 10 лет был самым слабым из Большой шестерки. У клуба даже нет титульного спонсора — новое руководство наверняка сфокусируется на поиске выгодной в коммерческом плане сделки, однако после приостановки контракта с Three UK клуб так и не обзавелся крупным партнером.
Обхитрить фэйр-плей боссы «Челси» придумали посредством длительной амортизации контрактов новичков. Клуб подписывает футболистов на длительные контракте, тем самым растягивая затраты на более длительный срок. В январе 2023-го Михаил Мудрик заключил соглашение на 8,5 лет, Бенуа Бадьяшиль — на 7,5 лет, а следующим летом Аксель Дисаси подписался на 6 лет. Таким образом, крупные суммы, потраченные на трансферы, разбиваются на все годы контракты и выглядят уже не так вызывающе. Это дает возможность клубу в следующие 5-8 лет выступать стабильным составом и не тратить больших средств на обновление состава. Кроме того, по новой политике подписаний возраст новичков чаще всего не превышает 23 года.
Что по качеству игроков?
Да, «Челси» подписывает игроков, в основном, на перспективу. Лондонцы всегда хорошо продавали игроков, а с молодыми и перспективными кадрами можно будет продолжать эту тенденцию в случае необходимости. При этом в клуб приходит все меньше людей, готовых подтверждать свой класс здесь и сейчас.
Есть проблемы и с доступностью игроков. Например, на трансферы Кристофера Нкунку из «Лейпцига» и Ромео Лавии из «Саутгемптона» прошлым летом было потрачено 122,1 млн евро. Из-за травм бельгиец и француз на двоих провели за клуб лишь 15 матчей.
Из последних подтвержденных переходов — голкипер Филип Йоргенсен (7-й страж ворот в заявке), у которого 63 пропущенных мяча за «Вильярреал» в прошлом сезоне Ла Лиги, 18-летний нападающий Марк Гиу, в активе которого два гола в семи матчах за «Барселону», и его ровесник Омари Келлиман из «Астон Виллы» за 22 млн евро.
Вот полная таблица подписаний Челси за три последних трансферных окна.
Немногим ранее в клуб пришли Энцо Фернандес, за которого заплатили 121 млн евро, Уэсли Фофана (80,4 млн), Михайло Мудрик (70 млн), Марк Кукурелья (65,3 млн), Рахим Стерлинг (56,2) и Бенуа Бадьяшиль (38 млн). Напомним, что в двух последних сезонах «Челси» финишировал на 12-м и шестом местах в турнирной таблице АПЛ.