Такие психические концепты как рассудительность, сдержанность, здравомыслие - очень трудоёмкие и скучные, ибо подразумевают одновременное удержание в уме разных и зачастую противоположных идей, а также не позволяют создать для себя образ абсолютной правоты.
Одновременно с этим разного рода радикальные убеждения намного веселее, легче и удобнее, ведь они компактно сформулированы в небольшом количестве догматов, дают четкие ориентиры хорошего и плохого и не требуют траты большого количества психических ресурсов на выработку позиции по каждому конкретному вопросу, выступая в качестве универсального трафарета.
Как раз такой принцип используется в том числе при создании современных псевдолиберальных квазирелигий типа критической рассовой теории, теории гендерной идентичности, радикального феминизма, интерсекционализма и т.д.
В этих учениях всё довольно просто и однозначно, и неофиту быстро и чётко становится понятно где хорошо, а где плохо. Это очень удобно для психики, т.к. определение плохого и хорошего - одна из её фундаментальных функций.
Для создания минимальной полнофункциональной психики вам нужно всего пять инструкций: анализ среды, сохранённый образ плохого, сохранённый образ хорошего, движение к хорошему, движение от плохого.
Психика примитивного организма проводит:
1. анализ среды (например при помощи хеморецепции),
2. сличение образа обнаруженного в среде химического вещества с сохранённым в памяти образом вещества полезного для репликации
3. моторные структуры активирует инструкция двигаться в сторону "к" или "от" вещества в зависимости от того было оно идентифицировано как хорошее или плохое.
Этот фундаментальный алгоритм исполнения инструкций зашит почти во все известные организмы, в том числе - в человека.
Т.е. у человека есть острая потребность в разделении всех образов реальности на плохое и хорошее потому что это продиктовано фундаментальным деятельностным алгоритмом психики.
Все известные идеологии, методы социальной инженерии и просто бытовые манипуляторы так или иначе эксплуатируют этот механизм.
Современные квазирелигии жонглируя терминами типа "равноправие", "белое превосходство", "токсичная маскулинность" и т д. очень легко создают для человека предельно контрастный образ реальности, где носитель радикальной квазиерелигии подобно паладину стоит напротив нечисти, которая верит в неправильное, думает неправильно и, как следствие, вообще сама - "неправильная".
Мысли носителя хорошие, а мысли вот этой группы людей плохие.
Сперва это разделяет общество через инструкцию движения от плохого, но так как мы живём в замкнутом ограниченном пространстве, в итоге это приводит к столкновению, конфликту и появлению анти-движений с противоположной стороны, где все точно также но с обратным знаком.
"Паладины" развязывают себе руки верой в то что они за всё хорошее, а значит имеют право принуждать к своему хорошему образу мыслей тех кто за плохое просто потому что нужно выполнять фундаментальную инструкцию движения к хорошему, которое четко определено матрицей квазирелигии.
При этом степень дозволенного в принуждении может быть разной и имеет тенденцию прогрессировать в соответствии с принципом "по накатанной" или "лягушка в кастрюле" или "окно овертона" или "зона ближайшего развития".
Также имеет место эффект Милгрема, т.к. руководимый квазирелигией человек находится под контролем супер-эго как коллективного образа общества на которое как на высший авторитет перенаправляется персональная ответственность индивидуума за совершаемые им действия.
Таким образом, квазирелигии отличаются агрессивной экспансией, ведь насильственным образом меняя форму мышления человека они нормализуют подобный метод "убеждения" в его мировоззрении, а значит создают ещё одного "паладина", готового предать огню и мечу любую неправильно мыслящую нечисть.
В этом есть отличие от многих современных конвенциональных религий, где проповедник лишь предлагает точку зрения, и сопротивление ей не влечет для неверующего никаких негативных последствий.
Разумеется так было далеко не всегда, и многие из сегодняшних религий в свое время отличились своими крестовыми походами, инквизицией и охотой на ведьм. И можно было бы предположить, что человечество выучило урок и пришло к секуляризации как гарантии неприменения политических и правовых мер для обращения людей в ту или иную религию, однако именно это мы сейчас наблюдаем в странах т.н. коллективного запада.
Радикальные идеологии насаждаются с использованием политического правового насилия, определяя такие общества уже не как светские, а как тоталитарные теократии, где определенная маргинальная квазирелигия или набор таковых закрепляется на государственном уровне и принудительно распространяется на неверующее большинство.
В иных обществах, в т.ч. нашем в ответ на такую агрессивную экспансию уже начинает формироваться встречный импульс, пока что выражающийся лишь в частичном отрицании определенных проявлений некоторых идеологий, что тоже несёт риски радикализации, хотя пока и находится на качественно ином уровне, а общество остаётся достаточно лояльным.
Ранее этой темы мы уже вскользь касались в заметке "крестовый поход 21 века", где обратили внимание на достаточно агрессивное, нецивилизованное и средневековое проявление современной псевдолиберальной квазирелигии в Сербии. Кроме того сопряженный механизм социальной инженерии был рассмотрен в большом очерке "Вирусы мозга".
Фундаментальная уязвимость психики к радикальным идеологиям
14 августа 202414 авг 2024
4 мин