Несмотря на союз с Вашингтоном, Филиппины и Япония полны решимости укреплять свой собственный оборонный потенциал
После нескольких лет интенсивных переговоров Филиппины и Япония укрепили своё военное сотрудничество новым оборонным пактом. В соответствии с недавно подписанным Соглашением о взаимном доступе, две азиатские страны определят процедурные правила для совместной деятельности с участием военнослужащих одной страны, посещающих другую, и правовой статус посещающих войск. Новое соглашение облегчит совместные военные маневры и операции по оказанию помощи в случае стихийных бедствий, а также улучшит взаимодействие между Силами самообороны Японии и Вооруженными силами Филиппин.
Есть только две другие страны, с которыми Япония заключила аналогичные соглашения: Великобритания и Австралия. Не случайно, что обе страны являются союзниками США, наряду с Филиппинами. Даже если это не полноценное соглашение о союзничестве, новый оборонный пакт наглядно демонстрирует, насколько Токио и Манила сошлись в своей стратегической ориентации и восприятии угроз. Обе страны являются свидетелями все более агрессивного поведения Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Ситуация особенно опасна для Филиппин: территориальные споры в Южно-Китайском море несколько раз едва не приводили к открытому конфликту с Китаем.
Только в прошлом году произошло по меньшей мере три столкновения между китайскими военно-морскими силами и филиппинскими кораблями. В пяти случаях Китай применил водометы против филиппинских кораблей, осуществлявших патрулирование и доставку грузов в спорных районах. В июне береговая охрана Китая пошла еще дальше: она захватила филиппинское судно, направлявшееся ко Второй отмели Томаса, и принудительно разоружила находившихся на борту офицеров ВМС. Филиппинский военный контингент размещен на сильно оспариваемом рифе. Инцидент повысил риск прямой вооруженной конфронтации, особенно если Китай решит применить силу для изгнания филиппинских войск из спорных районов региона. Однако, прежде всего, растёт обеспокоенность по поводу возможного китайского вторжения на Тайвань, который находится прямо между Филиппинами и Японией.
Твёрдая приверженность Америки
Активизация филиппино-японского партнерства в области безопасности отражает две вещи: во-первых, возглавляемую США стратегию "комплексного сдерживания" против Китая и, во-вторых, очевидное стремление двух азиатских стран играть более важную стратегическую роль в формировании собственной среды безопасности в своем регионе. Филиппины стремятся создать разветвлённую сеть партнерских отношений в области безопасности, чтобы больше не быть таким зависимыми от Америки, как в прошлом, а Япония находится в процессе позиционирования себя как столпа основанного на правилах порядка в Индо-Тихоокеанском регионе. Перспектива возможного второго президентского срока Дональда Трампа, который может оказаться еще более разрушительным и транзакционным, чем первый, является ещё одним важным стимулом для стран региона к более стратегическому сотрудничеству.
В начале года президент США Джо Байден, президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший и премьер-министр Японии Фумио Кисида встретились в Вашингтоне на первом в истории трехстороннем саммите трёх стран. На своей встрече в Белом доме, которая сопровождалась торжественными словами, главы трёх правительств заявили об общей цели обеспечения того, чтобы "свободный и открытый международный порядок, основанный на международном праве, сохранялся в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами" посредством долгосрочного стратегического сотрудничества "на десятилетия вперед". Президент Джо Байден подтвердил, что его страна "твёрдо привержена" своим азиатским союзникам, особенно с учётом эскалации напряженности в Южно-Китайском море. Американский президент предупредил Китай, что любое вооруженное нападение на филиппинские войска или гражданские корабли и самолеты приведёт к вступлению в действие положений пакта о взаимной помощи между Филиппинами и США.
США намерены использовать свою обширную сеть альянсов для сдерживания амбиций Китая в регионе.
Тем временем Конгресс США настаивает на заключении нового двустороннего оборонного соглашения, которое более чем в 4 раза увеличит ежегодную поддержку Манилы в рамках иностранного военного финансирования США объемом 2,5 миллиарда долларов. Признавая важность экономической безопасности и устойчивых цепочек поставок, Байден и Кисида также предложили Филиппинам новый пакет стратегических инвестиций, в первую очередь для развития критически важной инфраструктуры.
Трехстороннему саммиту предшествовала серия встреч на высоком уровне между тремя странами, в частности встреча вице-президента США Камалы Харрис, Маркоса-младшего и Кисиды, а также трехсторонние переговоры между соответствующими советниками по национальной безопасности. В прошлом году береговая охрана трёх стран впервые провела совместные учения. Президент Филиппин Маркос-младший лично сыграл ключевую роль в создании трёхсторонней группировки JAPHUS (Япония-Филиппины-США): перед своим первым визитом в Токио он публично выступал за этот альянс, ранее решив предоставить Пентагону доступ к дополнительным военным объектам на севере Филиппин в рамках Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве .
Трёхстороннее партнерство JAPHUS является частью более крупного пакета "минилатеральных" инициатив, возглавляемых США. Наиболее известными являются AUKUS group (Австралия-Великобритания-США), трехсторонний альянс Япония-США-Южная Корея и четырехстороннее партнерство в области безопасности "Squad" между США, Австралией, Японией и Филиппинами. Все эти инициативы следуют одному и тому же организационному принципу: они предназначены для консолидации стратегии "комплексного сдерживания" против вновь усиливающегося Китая. США намерены использовать свою обширную сеть альянсов для сдерживания амбиций Китая в регионе.
Нет интереса быть доверенным лицом
И Филиппины, и Япония понимают, что Америка играет незаменимую роль в поддержании статус-кво в регионе. С другой стороны, они полны решимости укреплять свой собственный стратегический потенциал для действий. Но существует также неопределенность относительно того, как продолжится участие Америки в регионе. Последствия второго президентского срока Дональда Трампа будут включать ожесточённую внутреннюю борьбу за власть в Вашингтоне, полную реструктуризацию тамошнего истеблишмента в области политики безопасности в пользу субъектов, лояльных администрации, а также откровенно одностороннюю и жестоко транзакционную внешнюю политику, которая будет проводиться за счет союзников в Азии.
Кроме того, Япония и Филиппины хотят поддерживать стабильные каналы связи с Китаем, который является не только их прямым соседом, но и очень важным торговым партнером. Региональные государства, такие как Филиппины, не хотят выступать в качестве посредника США в борьбе с укрепляющимся Китаем, но хотят проводить более "независимую" внешнюю политику. Маркос-младший неоднократно давал понять, что он не намерен позиционировать себя бок о бок со сверхдержавой против другой сверхдержавы, называя углубление партнерства в области безопасности с традиционными союзниками просто защитным ответом на то, что происходит в Южно-Китайском море, и "агрессивные действия, с которыми мы сталкиваемся".
Япония все чаще берет на себя активную роль в политике безопасности в регионе в рамках своей доктрины "дипломатического реализма".
Филиппины даже отклонили предложение США оказать им прямую поддержку перед лицом продолжающегося преследования Китаем их операций по снабжению и патрулированию в Южно-Китайском море. Вместо этого государство Юго-Восточной Азии сосредотачивается на модернизации своих собственных возможностей в области безопасности на море и хочет приобрести для этой цели современные системы вооружений в течение следующих десяти лет. Однако, прежде всего, Филиппины хотят диверсифицировать свои партнерские отношения в области безопасности за пределами США. Именно здесь проявляется еще более интенсивное сотрудничество в области безопасности между Филиппинами и Японией. Страна пользуется широкой поддержкой как стратегической элиты Филиппин, так и ее населения и является наиболее важным партнером как в плане помощи в целях развития, так и в плане инвестиций.
Япония, со своей стороны, всё чаще берёт на себя активную роль в политике безопасности в регионе в рамках своей доктрины "дипломатического реализма". Опираясь на работу убитого премьер-министра Синдзо Абэ, который в одиночку пересмотрел послевоенную внешнюю политику Японии в 2010-х годах, правительство Фумио Кисиды поставило цель удвоить расходы Японии на оборону в течение следующих пяти лет, работая с ключевыми партнерами над разработкой новых систем вооружений и - самое главное - напрямую поддерживая государства-единомышленники в области безопасности на море в рамках недавно запущенной программы Официальной помощи в области безопасности .
Эффективная координация и сотрудничество на широкой основе между двумя азиатскими союзниками важны, когда речь заходит о сдерживании и определении конечного исхода ключевых конфликтов в Азии.
Недавно подписанный оборонный пакт, который вскоре должен быть ратифицирован обеими странами, призван ускорить оказание оборонной помощи и экспорт Филиппинам все более сложных систем вооружения. Япония, которая уже оснастила ВМС Филиппин многоцелевыми катерами и радиолокационными системами, таким образом, возьмет на себя еще более центральную роль в развитии потенциала страны в области обеспечения безопасности на море в контексте обостряющихся споров в Южно-Китайском море.
Новое соглашение также упростит проведение двусторонних военных учений на более регулярной основе и в более крупном масштабе. Это значительно улучшит взаимодействие между японскими и филиппинскими вооруженными силами, что особенно важно, учитывая опасения по поводу возможной войны в соседнем Тайване. География играет решающую роль в этом контексте, поскольку и у Японии, и у Филиппин есть военные объекты (на островах Окинава и в Батанесе), которые находятся недалеко от побережья Тайваня. Соответственно, эффективная координация и сотрудничество на широкой основе между двумя азиатскими союзниками важны, когда речь заходит о сдерживании и определении конечного результата ключевых конфликтов в Азии. Несмотря на свой союз с Вашингтоном, Филиппины и Япония полны решимости укреплять свой собственный оборонный потенциал, чтобы они могли эффективно реагировать на геополитическую неопределенность и кризисные ситуации в регионе.