Найти в Дзене

Вениамин Смехов. Предисловие к книге Владимира Мукусева "Оглядываясь на "Взгляд" или обратная перспектива

Да, все проходит, да, правда, «и это пройдет». Непреходящим становится незабываемое — в ру­ках, не забывающих и имеющих дар передавать ценности осмысленным гражданам. Я читал эту книгу и не мог отмахнуться от лич­ных параллелей. В 1969 году я подхватил инфекцию «телечуда»: в меня как в режиссера поверила сама Елена Гальперина, без которой не было бы у нас ни КВНов 60‑х, ни «телетеатра» 70‑х. Она и ее окру­жение в лит-драм-редакции на 11‑м этаже Останкин­ской махины дали жизнь этому уникальному жан­ру телевизионных спектаклей. И увидели миллионы зрителей в СССР шедевры режиссеров Петра Фомен­ко, Анатолия Эфроса, Марка Захарова, Александра Орлова и других. Слава Богу, сочинить и поставить для малого экрана Флобера, Гоголя, Маяковского или Некрасова не было моей основной работой. Как-никак, это были годы золотого века любимовской «Таганки». Но вот, как раз мое соучастие в делах и победах-бедах репертуара театра, неугодного властям, не давало пра­во благоухать на лаврах упоительных съемок
Оглавление

Спасибо, автор!

Да, все проходит, да, правда, «и это пройдет». Непреходящим становится незабываемое — в ру­ках, не забывающих и имеющих дар передавать ценности осмысленным гражданам.

Я читал эту книгу и не мог отмахнуться от лич­ных параллелей. В 1969 году я подхватил инфекцию «телечуда»: в меня как в режиссера поверила сама Елена Гальперина, без которой не было бы у нас ни КВНов 60‑х, ни «телетеатра» 70‑х. Она и ее окру­жение в лит-драм-редакции на 11‑м этаже Останкин­ской махины дали жизнь этому уникальному жан­ру телевизионных спектаклей. И увидели миллионы зрителей в СССР шедевры режиссеров Петра Фомен­ко, Анатолия Эфроса, Марка Захарова, Александра Орлова и других. Слава Богу, сочинить и поставить для малого экрана Флобера, Гоголя, Маяковского или Некрасова не было моей основной работой. Как-никак, это были годы золотого века любимовской «Таганки». Но вот, как раз мое соучастие в делах и победах-бедах репертуара театра, неугодного властям, не давало пра­во благоухать на лаврах упоительных съемок. Я узнал, кроме упоения, суровую правду медиа-жизни и тщет­ность многих благих порывов: запреты и обсуждения-осуждения, сокрушительный абсурд теле-чиновников, парад трусов и предателей — из числа бывших хвали­телей. Но это я пережил как режиссер. Меня же и как актера останкинский 6‑ой этаж «Экрана» раз восемь казнил запретом на киносъемки. То ли «Таганка» пуга­ла боссов ЦТ, то ли «нерусский нос» мой возмущал их.

Книга Владимира Мукусева предъявляет счет более позорным страницам и лицам родного ТВ. То, что в истории советского театра совершил Юрий Любимов, названо громко и на весь свет. И влияние ху­дожественных прорывов Таганки на лучшие новости отечественной сцены: от Льва Додина и Анатолия Ва­сильева — до Кирилла Серебренникова — бесспорно и высоко продуктивно. А то, что в «самом важном для нас» искусстве телевизионных откровений — не с мас­сой людей, а с каждым человеком страны! — могло влиять на стиль, качество, честь и достоинство ТВ‑про­дукта — это был человеческий и профессиональный урок «Взгляда».

«Взгляд» был сказочным прыжком из болота унылого ширпотреба и телевранья — в неслыханную радость гражданского обновления. Миллионы осмыс­ленных жителей СССР рвались к экрану, чтобы потом случалась ежедневная перекличка (устно или письмен­но) и что-то жизненно важное в несчастной стране ме­нялось к лучшему. Но если за все кошмары издевательств Любимо­ву и нам, ветеранам, так сказать, воздалось всенародно и щедро (хоть и с опозданием), то что же сказать о тех молодых красавцах-взглядовцах? Чем отблагодарило их общество — за бесстрашие, за любовь и сострада­ние простым людям?

…Книга, между прочим, читается так жадно, как смотрелись их передачи. А главное: этот захваты­вающий репортаж не вызывает на дуэль виновников, не зовет ни к какой сатисфакции. Мудрость повество­вания — в очень простой ясности парадоксального вывода…

Тот факт, что не уважающие свой народ вре­менщики-начальники вредили и вредят здоровью российской культуры — не удивляло и не удивляет, увы… Но то, что, вопреки всем злым умыслам наших властей, прорвались к людям, увидели свет: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Андрей Рублев» Тарковско­го, книги и аудиозаписи Высоцкого, романы и повести Гроссмана, Войновича, Аксенова, Шаламова, спектак­ли Любимова, Эфроса, Фоменко и яркие, яростно чест­ные программы Мукусева, Политковского, Листьева и их друзей — в это трудно поверить, но этому можно порадоваться. Или — нужно порадоваться.

Сегодня особая радость чтения книги — назовем ее «Былое и думы Владимира Мукусева» — возникает по двум причинам. Во‑первых, исповедь блестящего журналиста — это хороший урок его нынешним кол­легам, фатально отстающим по предмету «русский язык и литература». А во‑вторых, для нынешних го­рячих голов одаренной молодежи, попадающих в оче­редные тиски злодейских персонажей Гоголя и Сухо­во‑Кобылина, весьма полезно знать реальность этого чрезвычайного явления конца 80‑х: «культурной ре­волюции» снизу, в одной отдельно взятой стране — 1987-1990‑х годов. Бойцов, проигравших только на первый «взгляд». Четыре года «Взгляда» — это че­тыре года войны теле-народовольцев за права человека в России, за «прекрасное далёко» наших детей и вну­ков, за культуру и достоинство на Родине.

-2

P. S. А «Таганка» во главе с Ю. П. Любимовым полюбила Владимира Мукусева и доказала это — на выборах народных депутатов… И я прошу автора затруднить свое перо и прибавить к тексту книги хоть малый рассказ о нашем тогдашнем единогласии…

Вениамин Смехов