Мы часто повторяем, что занимаемся «депрессивной географией» - изучая сельскую местность и малые города в Тверской области, нам почти всегда приходится начинать со слов - сколько потеряно и утрачено. Тема исчезающих тверских деревень уже довольно обширно представлена у нас в блоге, сегодня хотим вернуться к теме малых городов.
Не только в Тверской области, но и в целом по России малые города чаще всего рассматриваются как места проявления негативных процессов – депопуляции, экономического отставания и инфраструктурной неразвитости.
В ЦФО за постсоветский период общая численность населения, проживающего в малых городах сократилась почти на 20% (без учета московских городов). Логику этого процесса можно описать следующим образом. Сельская местность Центральной России, расположенная за пределами влияния крупных городов, практически полностью исчерпала свой демографический потенциал и перестала «подпитывать» населением местные центры.
Высокая миграционная активность молодых жителей малых городов, привела к значительному сокращению их численности населения, особенно заметную на фоне роста крупных городов и Москвы - в первую очередь.
То есть из малых городов уезжали и раньше, но не в таких масштабах, и часть «уехавшего» населения компенсировалась, преимущественно, бывшими сельскими жителями. Теперь и уезжают больше, и взамен никто не приезжает (почти).
Малые города Центральной России
Среди нестоличных областей Центра лидером по числу малых городов является Тверская область. Но и в других регионах - Владимирской, Калужской, Смоленской, Костромской, Рязанской - малые города играют важную роль в системах расселения.
Без учета Московской области (которая сильно выделяется на фоне других) насчитывается 190 малых городов. Среди рассматриваемых городов лишь 13 за последние 30 лет смогли заметно увеличить численность своего населения (рост более 5%).
Прирост населения демонстрируют города, оказавшиеся под агломерационным влиянием крупных городов: Балабаново (Москва и Обнинск), Кохма (Иваново), Рыбное (Рязань), Семилуки (Воронеж), Строитель (Белгород). Есть два примера, людность города выросла за счет административных преобразований - включение в состав города соседнего населенного пункта (Жуков) и военного городка (Богучар).
В Калужской области хотелось бы выделить Малоярославец, численность населения которого увеличилась значительно из-за совокупности факторов (экономико-географическое положение, сохранение и развитие промышленных предприятий и др.). В начале 2000-х «Газпром» построил здесь новый микрорайон, как говорят, для своих работников, приезжающих с северов.
Для подавляющего числа городов характерно сокращение людности, причем 96 из 190 потеряли более 20% своего населения за период с 1989 по 2021. Наибольшие потери наблюдаются в трех городах Ивановской области – Пучеже, Юрьевце и Плесе, численность населения которых сократилась вдвое.
Плес в последние годы стал популярным направлением для путешествий. Город традиционно упоминается среди лучших образцов развития сферы гостеприимства. Но сокращение численности населения еще раз доказывает, что только с помощью туризма не решить демографические проблемы малых городов.
Малые города Тверской области
Потери населения у малых тверских городов сопоставимы с ивановскими, суммарно те же 30% за постсоветский период. В Тверской области пока нет городов, население которых сократилось бы вдвое. Но, в отличие от Ивановской области, у нас нет и городов с приростом населения, как Кохма.
Самое серьезное сокращение численности населения произошло в г. Бологое. За период с 1989 по 2021 людность сократилась с 36 до 20 тыс. чел. Кризис на ключевых городских предприятиях и сокращение штата в РЖД привело к оттоку населения.
Серьезные проблемы испытывают небольшие городки – Белый и Красный Холм, они потеряли чуть более трети своего населения, сегодня их людность опустилась ниже отметки в 5 тыс. человек. Сильно сократилась численность населения в Осташкове и Нелидове. Кимры и Вышний Волочек вышли из категории средних в категорию малых (по данным 1989 их людность была выше 50 тысяч человек).
Относительно стабильная ситуация в Удомле, Торжке и Лихославле. Удомля держится благодаря атомной электростанции, Торжку и Лихославлю удалось сохранить ряд градообразующих советских предприятий, а в 2010-х были открыты новые производства. К факторам устойчивости можно добавить относительную близость Твери и наличие важных стратегических объектов.
Городское сжатие
Как проявляется убыль населения в городском пространстве? Заметно ли, как пустеют дома и забрасываются территории? Можно ли как-то с этим бороться? Ответы на эти и другие вопросы имеют не только исследовательский интерес.
Для северных городов, ориентированных на добычу ресурсов, это вопросы давно вошли в управленческую повестку. Насколько актуален их опыт «управляемого сжатия» городского пространства для Центра Росси? Как здесь демографическое сжатие влияет на пространство малых городов здесь? Будем разбираться в следующих статьях.