Найти в Дзене
Мария и мыслята

Семнадцатый год ищи в семнадцатом веке. Часть первая

Бывают такие предложения, от которых отказаться просто невозможно. Например, от экскурсии в церковь Троицы в Никитниках с фресками и иконостасом 17 века в исполнении молодого Симона Ушакова. Дело в том, что несколько лет назад церковь забрали у Исторического музея. Да еще сказочный храм в стиле московского узорочья оказался зажат между кремлевской столовой и администрацией президента. Так что теперь попасть туда сложнее, чем на режимный обьект. Но я вам расскажу как это сделать. Сначала нас встречает КПП со строгой охраной. Однако, бойцы оказались на редкость благодушны к организованной группе любознательных граждан, обремененных фотоаппаратами и интеллигентными лицами. Отметились, записались, поулыбались и идём дальше. Здесь, в старых переулках Китай-города утром в воскресенье так гулко и тихо, что всё удивительно похоже на Москву старинную, далёкую... Тут, мечтая, можно не закрывать глаза. И понять, что всё течёт, но абсолютно ничего не изменяется. Это Иверская икона Богородицы.

Храм Троицы в Никитниках. Фото автора.
Храм Троицы в Никитниках. Фото автора.

Бывают такие предложения, от которых отказаться просто невозможно.

Например, от экскурсии в церковь Троицы в Никитниках с фресками и иконостасом 17 века в исполнении молодого Симона Ушакова.

Дело в том, что несколько лет назад церковь забрали у Исторического музея. Да еще сказочный храм в стиле московского узорочья оказался зажат между кремлевской столовой и администрацией президента. Так что теперь попасть туда сложнее, чем на режимный обьект. Но я вам расскажу как это сделать.

Сначала нас встречает КПП со строгой охраной.

Однако, бойцы оказались на редкость благодушны к организованной группе любознательных граждан, обремененных фотоаппаратами и интеллигентными лицами.

Отметились, записались, поулыбались и идём дальше.

Здесь, в старых переулках Китай-города утром в воскресенье так гулко и тихо, что всё удивительно похоже на Москву старинную, далёкую... Тут, мечтая, можно не закрывать глаза. И понять, что всё течёт, но абсолютно ничего не изменяется.

Иверская. Фото автора
Иверская. Фото автора

Это Иверская икона Богородицы. Легенда гласит, что оригинал приносили Симону Ушакову для реставрации. В семнадцатом веке в эпидемию моровой язвы к ней шли сюда - в Никитинский переулок.

Сейчас здесь, под открытым небом и ветром,- её копия. Но мне хочется представить себе.... Что это она. Та самая.

Внутри храма. Фото автора
Внутри храма. Фото автора

Храм Троицы в Никитниках строил, что логично, купец Никитников, который был чрезвычайно богатым олигархом 17 века. Он, ни много ни мало, контролировал торговлю на всём волжском пути! Поэтому заказал храм в качестве комплимента новой царской династии Романовых в самом модном тогда стиле. И внутреннюю роспись доверил самой престижной артели, с которой у него вышла страшно неприятная история, которой мы по сию пору очень радуемся.

И вот, мы поднимаемся на крыльцо с так называемым "ползучим сводом". Почему "ползучий"?

А потому что, правда, он как бы наползает на нас, втягивая в иной мир.

Внутри храма Троицы в Никитниках. Фото автора
Внутри храма Троицы в Никитниках. Фото автора

Мы вошли и...перед нами во всё пространство храма раскинулись фрески 17 века невероятной сохранности. Как будто бы их только вчера написали, настолько они свежи и отчетливы.

Тем самым храм очень ценен для культуры и науки.

А вот с содержанием живописи вышел исторический казус, который и сделал церковь в Никитниках действительно знаменитой.

Не знаю точно, что плохого сделал артели иконописцев средневековый олигарх Никитников, но наемный персонал в доверенных им к исполнению назидательных библейских сюжетах самовыразился по полной.

Артель мастеров-иконописцев расписала социальные противоречия своего времени в самом жалком для сильных мира того виде.

Я не знаю как отреагировал влиятельный заказчик. Не знаю как он принимал работу-не пострадал ли при этом кто-то из мастеров.

И истории неизвестно, был ли именно олигарх семнадцатого века причиной такого оригинального видения мира у нанятых им работников. Однако вскоре после строительства храма купец Никитников скончался от моровой язвы. А также двое его сыновей, оставив кучу безутешных вдов и сирот.

Так что же такого сделали с фресками иконописцы-самые мирные специалисты по золотым нимбам и ангельским крыльям?

Притча о разумных и неразумных девах. Общий вид. Фото автора
Притча о разумных и неразумных девах. Общий вид. Фото автора

Ничто не появляется из ниоткуда. Классовая борьба тем более. Тот, кто не видит ее тихих вестников, пусть потом не ужасается ее буйному лихому разгулу.

Библейская сцена на стене храма в Никитниках с разумными и неразумными девами легко переносит действие из ветхозаветной эпохи в семнадцатый век.

Разумные девы. Фото автора
Разумные девы. Фото автора

Разумные девы изображены в облике скромных городских жительниц. На них простые платья с высоко засученными рукавами, как будто они только что помыли окна и сходили на рынок, всё приготовили, убрали и пропололи. В руках-сосуды для масла; которыми девы предусмотрительно запаслись. Потому что привыкли, что за них никто ни о чем не подумает.

Неразумные девы. Фото автора
Неразумные девы. Фото автора

В образах неразумных дев изображены представительницы богатого купечества. Золотая молодёжь, родившаяся с контрольным пакетом акций всего волжского торгового пути во рту, разодета в яркие сарафаны. Девы оживленно жестикулируют, продолжая веселую беседу.

Нарядная одежда, отсутствие в руках светильников. А зачем им светильники? Всегда есть тот, кто об этом позаботится. Кому за это зарплату платят.

Однако, перед ними двери рая оказались закрытыми. Так лаконично художник передает отношение к современницам-представительницам разных классов. И разные их перспективы по итогу жизни.

Продолжение будет!