Найти тему

Маяк

Пара слов об экологии и туризме в 1959 году.

Мы читаем о том, как в походе рубили деревья, ломали ветки, жгли костры, если было с собой ружье, то охотились, и тд и тп.

Это 1959 год. Про экологию/охрану окружающей среды мало кто слышал думал. Одна авария на "Маяке" чего стоила, загрязнение радиоактивными элементами половины области.

Так что о сломаной ветке и застреленном рябчике никто особо не переживал.

Википедия авария на "Маяке":

Кыштымская катастрофа, которую в более поздних источниках иногда называют катастрофой на Маяке или катастрофой в Озерске, была аварией с радиоактивным заражением, произошедшей 29 сентября 1957 года на предприятии «Маяк», где производился плутоний для ядерного оружия и завода по переработке ядерного топлива, расположенного в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озерск) в Челябинской области, РСФСР, СССР.

Пострадало 270 000 человек. 10000-12000 эвакуированы. По меньшей мере 200 человек погибли от лучевой болезни.

66 диагностированных случаев хронического лучевого синдрома.

Эта катастрофа стала вторым по масштабу выброса радиоактивных веществ ядерным инцидентом после катастрофы в Чернобыле. Это единственная катастрофа, классифицированная как 6-й уровень по Международной шкале ядерных событий (INES), которая ранжируется по степени воздействия на население, что делает ее третьей по масштабу после двух катастроф 7-го уровня: катастрофы в Чернобыле, в результате которой была проведена эвакуация 335 000 человек, и катастрофы на АЭС Фукусима-1, в результате которой была проведена эвакуация 154 000 человек. По меньшей мере 22 деревни подверглись воздействию радиации в результате Кыштымской катастрофы, в результате чего было эвакуировано около 10 000 человек. Некоторые были эвакуированы через неделю, но потребовалось почти два года, чтобы провести эвакуацию в других населенных пунктах.

В результате катастрофы горячие частицы распространились на площадь более 52 000 квадратных километров (20 000 кв. миль), где проживало не менее 270 000 человек. Поскольку Челябинск-40 (до 1994 года переименованный в Челябинск-65) не был обозначен на картах, катастрофа получила название в честь Кыштыма, ближайшего известного города.

Карта последствия аварии на Маяке
Карта последствия аварии на Маяке

Предыстория

После Второй мировой войны Советский Союз отставал от Соединенных Штатов в разработке ядерного оружия, поэтому его правительство запустило программу ускоренных исследований и разработок с целью производства достаточного количества оружейного урана и плутония. В период с 1945 по 1948 год в спешном порядке был построен завод «Маяк». Недостаток знаний физиков о ядерной физике в то время затруднял оценку безопасности многих решений.

Проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, были второстепенными на начальном этапе строительства. Изначально «Маяк» сбрасывал высокоактивные радиоактивные отходы в близлежащую реку, которая впадала в реку Обь, протекающую дальше вниз по течению в Северный Ледовитый океан. Все шесть реакторов находились на берегу озера Кызылташ и использовали систему охлаждения открытого типа, сбрасывая загрязненную воду непосредственно в озеро. Когда озеро Кызылташ быстро загрязнилось, озеро Карачай стали использовать для хранения отходов под открытым небом на небольшом расстоянии от реакторов, но вскоре озеро Карачай стало «самым загрязненным местом на Земле».

Хранилище для жидких радиоактивных отходов было построено примерно в 1953 году. Оно состояло из стальных резервуаров, установленных на бетонном основании на глубине 8,2 метра (27 футов) под землей. Из-за высокого уровня радиоактивности отходы нагревались за счет тепловыделения при распаде (хотя цепная реакция была невозможна). По этой причине вокруг каждого резервуара было установлено охлаждающее устройство, содержащее двадцать резервуаров. Средства контроля за работой охладителей и содержанием резервуаров были недостаточными. Авария произошла из-за отходов процесса получения натриево-уранильного ацетата, который использовался в ранней советской ядерной промышленности для извлечения плутония из облученного топлива. Процесс получения ацетата был особым процессом, никогда не применявшимся на Западе; идея заключалась в том, чтобы растворить топливо в азотной кислоте, изменить степень окисления плутония, а затем добавить уксусную кислоту и щелочь. Это позволило бы преобразовать уран и плутоний в твердую ацетатную соль.

Взрыв

29 сентября 1957 года, в воскресенье, в 16:22, произошел взрыв в контейнерах из нержавеющей стали, расположенных в бетонном каньоне глубиной 8,2 м (27 футов), который использовался для хранения высокоактивных отходов. Взрыв полностью разрушил один из 14 контейнеров ("баков") в каньоне. Взрыв произошел из-за того, что система охлаждения в одном из резервуаров на "Маяке", содержащем около 70–80 тонн радиоактивных отходов, вышла из строя и не была отремонтирована. Температура в нем начала повышаться, что привело к испарению и химическому взрыву высохших отходов, состоящих в основном из аммиачной селитры и ацетатов (см. аммиачная селитра/дизельное топливо). По оценкам, сила взрыва составила не менее 70 тонн в тротиловом эквиваленте. Взрыв поднял бетонную плиту весом 160 тонн, а кирпичная стена была разрушена в здании, расположенном в 200 метрах (660 футов) от места взрыва. Десятая часть радиоактивных веществ была поднята в воздух. После взрыва столб дыма и пыли поднялся на высоту километра; пыль мерцала оранжево-красным светом и оседала на зданиях и людях. Остальные отходы, выброшенные из резервуара, остались на промышленной площадке.

Рабочие в Озерске и на заводе "Маяк" не сразу заметили загрязненные улицы, столовые, магазины, школы и детские сады. В первые часы после взрыва радиоактивные вещества были занесены в город на колесах автомобилей и автобусов, а также на одежде и обуви работников промышленных предприятий. После взрыва на объектах химического завода дозиметристы отметили резкое повышение уровня радиационного фона. Многие промышленные здания, транспортные средства, бетонные конструкции и железнодорожные пути были загрязнены. Наиболее загрязненными оказались центральная городская улица Ленина, особенно при въезде в город со стороны промышленной зоны, и улица Школьная, где проживало руководство завода. Впоследствии городская администрация ввела меры по предотвращению распространения загрязнения. Было запрещено въезжать в город с промышленных объектов на автомобилях и автобусах. Работники предприятия на контрольно-пропускном пункте выходили из автобусов и проходили через КПП. Это требование распространялось на всех, независимо от ранга и служебного положения. Обувь мыли на специальных лотках. Город был специально построен с подветренной стороны от завода "Маяк" с учетом преобладающих ветров, поэтому большая часть радиоактивных веществ уносилась в сторону от Озерска, а не к нему.

Сообщений о немедленных жертвах в результате взрыва не поступало, однако масштабы и характер катастрофы замалчивались как внутри страны, так и за ее пределами. По оценкам, в результате катастрофы было выброшено 20 МКи (800 ПБк) радиоактивных веществ. Большая часть этого загрязнения осела вблизи места аварии и способствовала загрязнению реки Теча, но шлейф, содержащий 2 МБк (80 ПБк) радионуклидов, распространился на сотни километров. Ранее загрязненными территориями в пострадавшем районе были река Теча, в которую было сброшено 2,75 МБк (100 ПБк) намеренно загрязненных отходов, и озеро Карачай, в которое было сброшено 120 МБк (4000 ПБк).

В течение следующих десяти-одиннадцати часов радиоактивное облако двигалось в северо-восточном направлении, достигнув расстояния в 300–350 км (190–220 миль) от места аварии. Выпадение радиоактивных осадков из облака привело к долгосрочному загрязнению территории площадью от 800 до 20 000 км2 (от 300 до 8000 кв. миль), в зависимости от того, какой уровень загрязнения считается значительным, в первую очередь цезием-137 и стронцием-90. Таким образом, территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению, получила название «Восточно-Уральский радиоактивный след» (ВУРС). На этой территории проживало около 270 000 человек. Поля, пастбища, водоемы и леса в этом районе были загрязнены и стали непригодными для дальнейшего использования.

В служебной записке, адресованной Центральному комитету КПСС, министр промышленности Е. П. Славский написал: "Изучив причины аварии на месте происшествия, комиссия считает, что главными виновниками этого инцидента являются начальник радиохимического завода и главный инженер этого завода, которые грубо нарушили технологический регламент по хранению радиоактивных растворов". В приказе Министерства среднего машиностроения, подписанном Е. П. Славским, отмечалось, что причиной взрыва стало недостаточное охлаждение контейнера, которое привело к повышению температуры до такой степени, что его содержимое вступило в реакцию и взорвалось. Позднее это было подтверждено в ходе экспериментов, проведенных Центральной заводской лабораторией (ЦЗЛ). Директор завода М. А. Демьянович взял на себя всю вину за аварию, за что был освобожден от должности директора.

Чтобы уменьшить распространение радиоактивного загрязнения после аварии, зараженный грунт был вывезен и складирован в огороженных ангарах, которые назывались «кладбищами земли». Советское правительство в 1968 году засекретило территорию Восточно-Уральского радиоактивного следа, создав Восточно-Уральский заповедник, который запрещал любой несанкционированный доступ в пострадавший район.

Георгий Кривонищенко работал на том самом "Маяке" и участвовал в ликвидации аварии.