Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

НИКА ТУРБИНА. ДЕВОЧКА И... ПУСТОТА. ПОЭТЕССА

Ника Турбина. Фото из открытых источников интернета.
Ника Турбина. Фото из открытых источников интернета.

«Дождь. Ночь. Разбитое окно

И осколки стекла застряли в воздухе,

Как листья, не подхваченные ветром.

Вдруг звон. Точно так

Обрывается жизнь человека…»

(здесь и далее стихи Ники Турбиной)

В который раз призываю коллег по Дзену не писать глупостей о том, чего не знаете лично. Перепевы, пересказы, порой превращаются в откровенное сочинительство и ложь. Пишите о своей жизни. Пишите, чуть приукрашивайте. Любая жизнь человека неподражаема. Неужели же ваша жизнь так скучна, и не найдется в ней ни одного яркого, образного эпизода, достойного хотя бы небольшой заметки в Дзене? Не стоит завоёвывать себе сомнительную популярность в соцсетях, выезжая на пересказах чужих статей, заметок из жизни известных людей, актеров, режиссеров, художников, композиторов...

В то же время поддерживаю своего коллегу по Дзену с ником «Дядя Митя». Он хотя бы устраивает в Дзене конкурсы и викторины, связанные с кино. Это познавательно, конструктивно, позитивно. С его подачи, порой хочется пересмотреть подзабытые фильмы советских времен.

Бывает, мимолетом глянешь очередную заметку о, якобы, безумной влюбленности режиссера Э.Лотяну в юную Галину Беляеву на съемках фильма «Мой ласковый, нежный зверь» (1978), смущенно «свернешь» ленту Дзена, доподлинно зная эту скандальную историю и ее завершение из «первых», что называется, рук, вернее, уст.

Прочитаешь неловкие измышления очередного автора о судьбе актрисы Н.Вавиловой и хочется ответить подобному писаке, чтоб копировал чужие заметки, хотя бы заглядывая в пресловутую Википедию, хотя и там порой находишь нелепицы и несуразности.

С Наташей Вавиловой меня мимоходом познакомили еще во ВГИКе (мастерская Е. Матвеева).

В 1987 году актриса проходила у нас на киностудии им.М.Горького кинопробы к фильму «Абориген» (1988, с Владом Галкиным в главной роли, режиссер-постановщик Е.Николаева).

Наталья Вавилова. Кинопробы к фильму "Абориген" (1987г). Внутренний двор киностудии им.М.Горького. Фото автора
Наталья Вавилова. Кинопробы к фильму "Абориген" (1987г). Внутренний двор киностудии им.М.Горького. Фото автора

Это надо было знать ее супруга Самвела Гаспарова (1938-2020), мужчину с невероятным темпераментом, вспыльчивым характером. Думаю, режиссер фильма «Абориген» с некоторой оглядкой именно на супруга актрисы не утвердила Н.Вавилову на роль в нашем фильме. С.Гаспаров закатил по этому поводу скандал во дворе киностудии. Основной психологический удар на себя приняла второй режиссер фильма, весьма терпеливо снесла кавалерийский наскок и тактично успокоила разбушевавшегося супруга актрисы.

Совсем недавно опубликовал в Дзене статью «Девочка и время» об удивительной личности, актрисе, историке Лине Бракните. В 2022 году этот солнечный человек встретил свое 70-тилетие. Хотя не принято говорить о возрасте женщины. Но Лина достойно встречает свои годы, в отличие от многих женщин актрис, которые стремятся выглядеть моложе своих лет в ущерб своему здоровью.

И вот следующая заметка «Девочка и… пустота» о поэтессе Нике Турбиной (Торбина, 1984-2002), с которой тоже неожиданным образом меня дважды свела судьба кинематографиста.

Не берусь судить о таланте юной поэтессы. Мне ее стихи нравятся. Не собираюсь рассуждать, сама ли девочка писала стихи, или ей помогали.

Остался под большим впечатлением, с каким вдохновением юная Ника Турбина читала стихи с небольшой эстрадки летнего театра в Ялте. Не буду конкретно указывать какой это был год. Точно не помню. По словам коллег, Ника тогда была влюблена в красавчика, бармена ресторана и находилась в некоем творческом равновесии и на «волне вдохновения».

Ника Турбина.  Фото из открытых источников интернета.
Ника Турбина. Фото из открытых источников интернета.

В тот год меня пригласили в Ялту в филиал киностудии им.М.Горького, на собеседование. Своё творческое резюме я отослал не только в Ялту, пытаясь выкарабкаться из рутины технического и научно-популярного кино по киностудии МО и одного из предприятий Роскосмоса.

В Ялту я летел, извините за пафос, на «крыльях вдохновения», в надежде, что в случае удачи, мне, наконец, удастся проникнуть в производство художественного кинематографа. После первого ВУЗа я окончил курсы кинооператоров, специализировался на спецсъемках, помимо научных при испытательных работах режимного предприятия, занимался подводными съемками, вертолетными, съемками с движения, с использованием гироскопических приставок к кинокамерам и проч.

Собеседование со мной проводил в то время директор ялтинской киностудии Владимир Ефимович Горбачев. Встретил гостя он весьма радушно в своем кабинете, что было для меня полной неожиданностью, учитывая, что пару дней я пребывал в ожидании этого собеседования. Узнав из личной беседы мои «достижения» в области освоения киносъемочной техники и опыта подводных съемок, В.Горбачев предложил устроить мне испытательный период на вакансию начальника участка по спецсъемкам (как раз подводные, вертолетные и т.п.), пообещав не только приличную зарплату по тем советским временам, но и однокомнатную квартиру в панельной 9-тиэтажке близ домика-музея А.П.Чехова. В этой неуютной квартире, похожей на ночлежку незваных приезжих, меня и разместили на время прибывания в Ялте в этот «пробный» период.

Теперь представьте состояние вполне еще молодого парня, который вдруг вырвался из-за колючки режимного предприятия со «следовой» полосой, избавился от изматывающих командировок на Байконур, при всем том, что первое время было весьма интересно наблюдать за стартами космических кораблей, и оказался на солнечном ЮБК. Так вот, получив ключ от квартиры, бросив нераспакованный багаж в прихожей, в состоянии эйфории, я прошелся мимо белоснежного домика-музея А.П.Чехова, минут через пятнадцать неспешно спустился к сверкающему лазурному морю, часа два не вылезал из воды, позагорал, перекусил овсяным печеньем с лимонадом в кафешке на пляже и отправился на поэтический вечер юной поэтессы в летний театрик.

Это было потрясающее выступление Ники Турбиной. Если не ошибаюсь, ей тогда было не более шестнадцати лет. Зал заходился в овациях и не отпускал девочку со сцены. По соседству со мной на зрительских рядах оказался администратор, сотрудник киностудии им.М.Горького из Москвы, узнав, что я принят на испытательный срок в ялтинский филиал кинооператором по спецсъемкам, буквально, прилип ко мне с вопросами о моей предыдущей работе "на космос", сообщив, что учится на сценарном факультете ВГИКа (заочно-вечернее отделение) и ему «страсть как хочется» набрать необычный материал для курсовой работы. Убедил, что со своей биографией я ему подхожу идеально даже в герои учебной короткометражки.

Деятельный, пронырливый администратор Стас Т-н (назовем так этого активного юношу!) увлек меня за кулисы летнего театра, сообщив, что знаком тут, буквально, со всеми и познакомит меня с самой Никой Турбиной.

Увидев в темной гримерке (скорее подсобном помещении для хранения эстрадной утвари и костюмов) усталую девочку с провальным, отчужденным взглядом инопланетянки, окруженную восторженной, шумной толпой взрослых поклонников, я не стал протискиваться к юной поэтессе с глупыми расспросами или пошлыми комплементами, которые сыпались на нее со всех сторон. Сложилось впечатление, что Ника существовала в этом ужасе «поклонничества» с детских лет, и вот наступает период, когда всё это ей дико надоело, и она намерена в ближайшее время вырваться на свободу, убежать в неизвестность.

«Каждый человек ищет свой путь,

Но всё равно попадает на ту дорогу,

По краям которой стоят жизнь и смерть…»

(Ника Турбина)

Некоторое время я наблюдал за этим безумием праздных людей, готовых задавить, задушить в объятьях юное дарование, получить от нее автограф на чем угодно, даже на частях загорелых тел, тем самым приобщиться к истории. То, что девочка останется в истории как поэтический феномен, никто уже не сомневался. В том числе, и я.

Купив тоненький, "самиздатовский" сборник стихов Турбиной близ летнего театра у мрачных спекулянтов, я зачитывался ее ранними стихами несколько дней подряд близ домика Антона Павловича, даже ронял тихие слезы восторга, что такое философское рифмосложение под силу девятилетней девочке…

Ника Турбина.  Фото из открытых источников интернета.
Ника Турбина. Фото из открытых источников интернета.

В тот же вечер я решился удрать из Ялты, потому как город, в триста тысяч населения на тот момент, принимал в месяц, по словам старожилов Ялты, по три миллиона отдыхающих, праздных зевак, ротозеев и отдыхал. Быть может, снимать кино в ялтинской киностудии, не выходя со двора еще можно было бы, но выжить в этом городском и пляжном человековороте потных, пузатых мужиков и соблазнительных дам, думаю, было совершенно невозможно, при моем спокойном отношении к алкоголю, ненавистным застольям и отвращению к мимолетным совокуплениям, которые позволяли мои новые коллеги чуть ли не каждый день.

Московский администратор Стас Т-н. так и не стал моим сотоварищем по приморским приключениям, в силу его регулярной, чрезмерной выпивки даже в самое жаркое пекло ялтинского дня, что приводило его в состояние анабиоза андроида, который не понимает, где находится.

Как-то в редкую минуту трезвости во дворе киностудии, Стас выхватил у меня из рук сборник стихов Ники Турбиной, пообещал "завтра же" получить от нее автограф и вернуть обратно мне сборник, который превратится с "её автографом" в «исторический раритет», по его словам. К вечеру выяснилось, что в 16-00 Стас уже отъехал на студийном РАФе в аэропорт Симферополя для отлёта в Москву.

Много позже мы со Стасом еще встретились, но к тому времени я уже был начальником участка по спецъемкам самой киностудии им. М.Горького, а не её филиала.

В начале 2000-х годов я уезжал по служебным делам на киностудию «Ленфильм» в Санкт-Петербург.

С огромным удовольствием я всегда, в любое время, откликался на любые предложения начальства, «сгонять по-быстрому» на Ленфильм, сделать то-то и то-то для нужд кинопроизводства или помочь очередной московской группе разобраться с браком, то ли по кинопленке, то ли из-за отказов киноаппаратуры.

Как это случилось с вынужденной приостановкой съемок фильма «Униженные и оскорбленные» (1991 г., режиссер А.Эшпай, оператор-постановщик А.Казаренсков). На самом деле, приостановка съемок была связана с заменой актера на роль князя Валковского. Режиссер договорился с Никитой Михалковым и заменил Игоря Костолевского. В зале ОТК киностудии им.М.Горького позже я видел весь рабочий материал фильма с И.Костолевским и обаятельной Настасьей Кински с загадочной улыбкой таинственной незнакомки. С Костолевским получился бы потрясающий, непредсказуемый образ коварного князя Валковского. Профессионал, обаятельный Н.Михалков сыграл князя в своей традиционной манере мэтра Михалкова, собственно, почти таким же он был и в роли Паратова «Жестокий романс» (1984, Э.Рязанова), почти таким же в роли князя Пожарского в фильме «Статский советник» (2005).

Так вот, в начале 2000-х, отбросив «срочные» личные дела, я помчался на Ленинградский вокзал, к «неудобному», "медленному" поезду, который приходил в Санкт-Петербург во втором часу ночи. Город на Неве вдохновлял меня чрезвычайно, тем более, что я уже пытался учиться на сценариста, и готов был ночевать хоть на вокзале, хотя трехместный номер в гостинице «Октябрьская» на мое имя был забронирован администрацией моей киностудии.

Перед отправлением поезда я забежал в кафе выпить кофе. За одним из столиков заметил актера Сашу Миронова, который снимался у нас в фильме «Абориген» (1988), в компании с темноволосой девушкой. Они пили чай с весьма скорбными выражениями лиц.

Александр Ананьевич Миронов.  Фото из открытых источников интернета.
Александр Ананьевич Миронов. Фото из открытых источников интернета.

Выплеск моего жизненного оптимизма только напряг эту пару.

- Саша! Миронов! Привет! – воскликнул я. – Как я рад встрече! Не поверишь, буквально, вчера вспоминали тебя с Леной Николаевой.

Я не стал сильно присочинять, что Сашу мы не можем, якобы, найти, чтобы пригласить на съемки. Я реально был рад этой встрече, вспоминая наши с Мироновым философские беседы, на сложные темы проблем отечественного кинематографа, в Сургуте на съемках фильма «Абориген». Саша прошел непростую службу в «ограниченном контингенте» в Афганистане, помимо проблем в кинопроизводстве, ему было о чем в то время рассказать

Мутный взгляд непонимания остановил мое радужное словоблудие. Тем более, что Миронова я реально вспоминал неделю назад с актером Сашей Негребой, который тоже снимался в фильме «Абориген». Миронов не узнал меня, да и не мог узнать через столько лет, но имя режиссера Николаевой настроило его на дружеский лад.

- Мы с вами работали вместе на фильме «Абориген» в Карелии и Сургуте в 1988-ом году, - напомнил я, на всякий случай, перешел на «вы».

- А-а, да-да, - вяло ответил Александр, взмахом руки предложил присесть рядом на свободный стул.

- Может, кофе взять для оживляжа?! – предложил я, обратив внимание на их пустые чашки с остатками черных чаинок заварки.

- Будешь кофе? – спросил Саша свою спутницу.

Девушка медленно кивнула, будто просто опустила голову, наконец, подняла на меня глаза с «черным провалом взгляда». Я бы так описал эту темную бездну отсутствия в этом мире на данный момент.

«Азбука Морзе – точка, тире…

Азбука Морзе – дайте мне

Как можно быстрее сказать, –

Что я потерян во времени… Беда не моя –

Что я утомился от ритма дня…»

Миронов отошел со мной к прилавку кафе, попытался сделать вид, что вынимает из внутреннего кармана пиджака бумажник, но я остановил его.

- Может, что-нибудь перекусим? - предложил я. - Через час у меня поезд. Примчался голодным. Срочная командировка.

- М-м, - промычал Миронов. – Мы тоже в Питер. По делам. Поезд позже.

После неловкого его молчания, пока я пытался выяснить, что купить из съестного, Саша, наконец, решился попросить денег взаймы. Тут же, скрытно сунул ему в руку несколько купюр, сколько мог, не надеясь на возврат.

С полчаса мы вкушали бутерброды с сыром и колбасой, запивали растворимым кофе. Болтал исключительно я, пытаясь расшевелить эту странную пару. Затем отважился, рискуя нарваться на ревность Саши, написал на салфетке, вспоминая свои былые бардовские потуги, пододвинул по столешнице ближе к его спутнице в качестве неловкого комплемента.

"Взгляд её - бездна и пустота. Видимо, неспроста…"

Я долго и прилежно выводил на непослушной мягкой бумаге салфетки эти слова.

- Идите на… свет! – было написано в ответ женской рукой черной шариковой авторучкой на салфетке. Это многозначительное многоточие, конечно же, остановило мой лучезарный поток оптимизма, но обращение на «вы» - «идите» и окончание фразы оставило надежды на дальнейшее вдохновение в написании рифм.

Мы расстались очень даже по-дружески. Девушка протянула руку для прощания. Вместо галантного выпендрежа и поцелуя тыльной стороны ладони, я слегка пожал хрупкие, холодные пальцы.

«Наговори мне целую кассету весёлых слов…

И - уезжай опять.

Я буду вспоминать тебя и лето,

Не только клавишу нажав…»

Александр привстал, негромко сказал, что вернет долг… при первой возможности… Но я лишь слегка отмахнулся и крепко пожал ему на прощание руку. На той же салфетке с рифмами он оставил свой номер городского телефона. Салфетку я забрал в Санкт-Петербург. Вспомнил о ней по возвращению в Москву. На мои звонки по городскому телефону никто не отвечал. Подумал, что эта пара «печального образа» еще не вернулась из Санкт-Петербурга.

«Какая засуха в стихах!

А хочется воды напиться…

И расплескать её в строках…

Какая засуха в душе…»

Позже, пытаясь найти Сашу Миронова по месту его бывшей службы в театре Армии, узнал, что он был с Никой Турбиной почти до последнего момента ее жизни.

В 2002 году Ника упала с пятого этажа жилого дома. Второй раз после падения она не выжила.

На Ленинградском вокзале в тот раз с Сашей Мироновым я встретил именно её, поэтессу Нику Турбину.

«Только, слышишь, не бросай меня одну. Превратятся все стихи мои в беду…»

Ника Турбина.  Фото из открытых источников интернета.
Ника Турбина. Фото из открытых источников интернета.

"Как легко, откачнувшись назад из окна,

Рухнуть в бездну небытия!..

Так и шла ты в толпе одна

В срок недолгого жития..." (От автора)

#турбинаника #юнаяпоэтесса #никатурбина #сашамиронов #поэтесса #вавилова #забытыеактеры