Анонс проблемы
С текучкой кадров в той или иной степени сталкивается каждая компания. Ритейлер «Неон» работает 12 лет, последние 5 из которых в компании около 11 000 сотрудников. 10 лет компания работала с типичной для отрасли текучкой кадров – 100−120% в год. Редкие ритейлеры со складами имеют меньший показатель. В компаниях без складов текучка держится на уровне 70%.
Два года назад в «Неон» пришла новый HR-директор Анна. Она поставила перед собой задачу снизить показатель текучки кадров минимум вполовину. Амбициозно – скажете вы. Но, как оказалось, вполне реально.
Ситуация
Первое, что сделала Анна на новой должности, проанализировала кадровую политику ритейлера за предыдущие 10 лет. Было выявлено несколько факторов, приведших к потере людей. Соотношение этих факторов год от года менялось. Но суть оставалась прежней – текучка на среднем уровне по отрасли.
Наем неправильных людей. При большой текучке полноценный отбор кадров не то чтобы невозможен, но заметно осложнен. На работу в результате нанимается не тот, кто точно для нее подходит, а тот, кто откликнулся на вакансию.
Игнорирование мнения и позиции сотрудников. Пришел на работу – работай. А что тебе нравится или не нравится, никого не интересует. Отдельные сотрудники в этих условиях проявляют инициативу и указывают работодателю на проблемы. Большинство молча терпят, потом уходят. Компания теряет кадры и лояльность заодно.
Проблема с гигиеническими факторами. Речь об удовлетворении базовых потребностей работников (зарплата, график, безопасность, комфортное рабочее место). Если потребности не удовлетворяются или удовлетворяются выборочно, текучки кадров не избежать. Более того, любые другие методы борьбы с ней будут малоэффективными.
Отсутствие карьеры и обучения на всех уровнях. Нет карьерных целей – нет понимания пути развития и перспектив. А зачем трудиться на бесперспективной работе?
Выводы и советы
Низкая для отрасли текучесть кадров – достижимая цель. «Неону» удалось зафиксировать показатель 50%. То есть в компании с множеством складов за год меняется только половина сотрудников, в то же время другие ритейлеры работают с показателем в 100−120%, и это считается нормой.
Комплексный подход к работе с сотрудниками с учетом прошлых фэйлов позволяет изменить ситуацию в корне. Начать можно с изменения подхода к рекрутингу. Нанимать правильных людей не так сложно, как может показаться. Первое и главное – в фокусе не личные предпочтения руководителя, а ценности, цели компании и корпоративная культура. Также можно и нужно тестировать кандидатов для проверки ключевых скиллов.
Периодические опросы сотрудников – обычная практика для крупных и средних зарубежных ритейлеров. Берем на вооружение и получаем результат. В числе популярных опросов:
Опросы новых сотрудников на предмет понимания целей, задач, инструментов, которые дает компания для достижения целей.
eNPS-опросы для определения индекса чистой лояльности сотрудников. Они должны быть анонимными, регулярными (раз в полгода примерно), а результаты лучше оценивать в динамике.
Среди гигиенических факторов зарплату работники, особенно молодые, часто ставят на первое место. При этом, по статистике, решающим фактором для увольнения в долгосрочной перспективе зарплата не ниже рынка, но субъективно недостаточная является всего лишь для 20% сотрудников. Удержать кадры деньгами можно, но на короткий срок – 6-7 месяцев. Чтобы победить текучку на долгом треке, нужны и другие инструменты, например: корпоративная культура, перспективы развития, интересные задачи, личность руководителя наконец.
Обучение, карьера сегодня крайне важны для многих сотрудников в ритейле. И большая ошибка – игнорировать этот запрос.