1967 год. Почти 20 лет Израиль и арабы готовились к очередной бойне, подстрекаемые супердержавами мира. США заняли место французов в поставке вооружений евреям, Британия вооружала иорданцев, СССР Египет и Сирию. В эпоху Холодной войны Ближний Восток стал ареной большой игры, где люди превратились в игральные карты.
За двадцать лет 711 тысяч палестинцев евреи лишили своей земли, палестинцы стали изгоями - народом без страны и гражданства. 900 тысяч евреев выгнали из арабских стран, эти евреи заняли дома палестинцев в Израиле или бежали на Запад.
Арабы не смирились с созданием Израиля, в их странах было запрещено даже произносить это название, заменяя его "незаконной страной "сионистов". И проиграв евреям дважды в 1948 и 1956 году, арабы хотели сравнять счет. Им удалось разжиться палестинской землей, несмотря на поражение.
Иордания оккупировала Иерусалим и Западный берег реки Иордан, Сирия - Голанские высоты, Египет - Сектор Газа. Сотни тысяч палестинцев в лагерях беженцев стали печальным напоминанием о позоре арабских государств, но никто не позволил палестинцам создать новую родину на своей территории, чтобы они хотели вернуться домой.
Израилю тоже нужна война. Узкий коридор между средиземноморским побережьем и Западным берегом реки Иордан шириной в 12 километров сделал Израиль уязвимым. Один успешный удар ислама по нему, и евреев разрезали на две части. Кроме того сионисты не достигли главной цели Сиона. Евреи не имели доступа к Стене Плача в Иерусалиме и святой город находился в мусульманских руках.
Наконец, Израиль считал, что его военное преимущество над арабами может исчезнуть так как СССР поставлял им лучших инструкторов и вооружения. К 1967 году враги Израиля вокруг имели перевес в солдатах, танках и самолетах, а новейшие советские образцы заменяли устаревшие. Самым сильным врагом евреев был Египет, самой подготовленной - Иордания.
Как и арабам, Израилю требовалась победоносная война. Чтобы захватить новый кусок Палестины, ослабить врагов и обезопасить себя. Ядерного оружия у евреев еще не было, и только победа могла дать им это. Арабы, переживающие расцвет национализма после изгнания колонизаторов, впервые объединились в союз против сионистов и считали, что могут задавить евреев единой силой.
Египет, Сирия и Иордания заключили пакт об обороне, расценивая нападение евреев на любого, как нападение на всех. Каждый схватился за оружие и не видел возможности примирительных слов. Весной 1967-го чиркнула первая искра, когда в ответ на партизанские рейды палестинских боевиков с территории Сирии евреи сбили 6 сирийских МиГов над Дамаском.
Несомненно, Брежнев был зол на то, с какой легкостью французские "Миражи" уничтожили хваленые МиГ-21 и приказал подлить огня. Советники СССР сообщили Египту, что Израиль готовит нападение на него. Это информация была ложной, но ее было достаточно, чтобы воинственный президент Насер начал свою игру. На основе ложных разведданных 16 мая египетские бригады начали марш к еврейской границе на Синае.
Это стало первым шагом к новой войне и первой ошибкой. Блефуя и демонстрируя силу, Насер знал, что 50 тысяч лучших пехотинцев связаны войной в Йемене, и он отправляет в бой резервистов. Но Насер был лидером возрождающегося Востока, на него смотрели миллионы с надеждой и он не мог иначе. Поэтому его танки Т-55 и солдаты маршировали на Синай по улицам Каира под рев восторженной толпы. Они маршировали так красиво и медленно, что Израиля было много времени, чтобы решить что делать.
А затем президент Египта пересек красную черту, 22 мая закрыл Тиранский пролив и заблокировал Израилю доступ к нефти в виде танкеров направляющихся в единственный порт Эйлат. Сирия и Иордания приветствовали его, мобилизация была объявлена и Насер стал почти богом. Современное вооружение, единство цели, сильный лидер — казалось, у арабов есть все, чтобы одержать над евреями верх.
Но на самом деле арабы были готовы к войне меньше, чем когда-либо. Они не извлекли из войны 1948 года уроков, не разработали военных планов. Обвешавшись бесплатным советским оружием, они не умели применять его. А главная надежда ислама Египет, собрался воевать одной рукой, держа 30% армии в Йемене за тысячу километров отсюда. На карту была поставлена репутация Насера, его лидерство в арабском мире. А он ошибался вновь и вновь, все больше приближаясь к войне...
В предрассветной темноте 5 июня 1967 года на авиабазах Хейль ха’Авира взревели моторы и перед рядами выстроившихся пилотов прозвучали слова:
"Сегодня мы идем на войну, чтобы остаться здесь. Тысячи лет назад дети Моисея ходили по этой земле. Никто не имеет большего права на Палестину чем евреи. Арабы захватили ее своими стадами, терзали своей жадностью. Бедуин не сажает, а потребляет, его скотина сжирает все перед собой, и с каждым веком Палестина умирала в их руках.
Мы изгоним арабов, мы отдадим жизни, чтобы пустыня снова расцвела, чтобы стала домом евреев на вечные времена. Мы сделаем Негев вновь зеленым, но чтобы этого добиться, сегодня вы должны убить каждого на своем пути. Вы карающий меч Израиля, его ангелы, летите и убивайте!"
В 8 часов утра радиолокационная станция Иордании увидела на радаре сотни точек, взлетающих с израильских баз.
ДАЛЬШЕ: глава 5 < (жми!) (дальнейший доступ в премиум-подписке).
Это книга "Джихад". Опубликованные главы тут: 👇