Я родилась и выросла во Владимире, поэтому с детства привыкла к памятникам белокаменного зодчества – Успенский и Дмитровский соборы, храм Покрова-на-Нерли, Рождественский собор в Суздале и прочее. И вот мы поехали в Ярославскую область, частично даже соседнюю, а там храмы в большинстве оказались совсем другими.
Чем интересна ярославская школа зодчества?
Как и весь ярославский стиль, достигла расцвета в 17-18 веках. В основном характерна для Ярославля и близлежащих городов, и самый яркий пример – это храмовая архитектура.
Чем отличаются ярославские храмы этого периода?
– четыре столпа внутри храма (колонны, на которы опираются своды)
– пять глав, причем в большинстве случаев – луковичные (ещё известные как «маковки»)
– два яруса окон
– часто ярко выражено крыльцо
– некоторые экскурсоводы говорили нам про использование зеленого и красного цветов на стенах и куполах, но мы заметили это явление в лучшем случае в половине встреченных храмов
– фасады храмов часто богато декорированы – карнизы, фризы, изразцы делают здания очень нарядными
– интересно и расположение колокольни – если она пристроена, обычно находится асимметрично храму
Самые известные храмы Ярославля
Только в центральной части Ярославля насчитывают около 30 церквей и соборов, и большинство из них, если вы интересуетесь храмовым искусством, заслуживают вашего внимания. Туристам обычно показывают Успенский собор, как самый древний – был заложен в 13 веке, но в 1930-е годы его взорвали, нынешнее здание – восстановленное (и тут, конечно, очень много споров).
Визитная карточка Ярославля – церковь Ильи Пророка, которая стала архитектурной доминантой города во время градостроительной реформы Екатерины Второй. Именно относительно церкви Ильи Пророка создавался новый план города.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове – самый известный храм Ярославля, который изображен на тысячной купюре. Он находится немного в стороне от туристических маршрутов, но многие группы или одиночные туристы сюда все-таки заезжают, и мы не стали исключением.
Церковь Илии Пророка в Ярославле
Строилась в 1647-1650 гг. на средства купцов Скрипиных. Центральный храм окружен приделами с севера и юга, колокольней, галереями и двумя крыльцами – яркий пример храма с ассиметричной колокольней. Отдельный шатровый придел построен для частицы ризы Господней. Внутри украшен фресками костромских художников Гурия Никитина и Силы Савина.
Крест на центральной главе, как и подзор из позолоченного железа — дело рук ярославских ковалей XVII века. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам – примерно так выглядели и основные пять глав, которые в 18 веке были покрыты специальным чешуйчатым покрытием.
Когда Ярославль получил регулярный план застройки, церковь стала центром радиально-кольцевой планировки посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (сейчас Советская).
Храм открыт с мая по октябрь, ежедневно, с 8:30 до 20:00, стоимость билета – 170 рублей. В дождливые дни попасть внутрь не получится.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Этот храм, как уже писала выше – находится на тысячной купюре, а еще – в стороне от основных туристических мест, в окружении заводских территорий. Но проделать небольшой путь ради храма точно стоит – на мой взгляд, это настоящий шедевр ярославского зодчества.
Говорят, жители Толчковой слободы решили создать храм, какого в Ярославле «прежде никогда не было» – и по размерам, и по красоте. Храм строили в 1671-1687 гг. на большое количество пожертвований, и получился он действительно богато оформленным – применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века, в первую очередь – фигурный кирпич (говорят, что впервые в истории ярославского зодчества). «Резьба» просто поражает – такого количества разнообразных элементов я не видела нигде. Дополняют богатство изразцы (к сожалению, многие сейчас разбиты).
Церковь Иоанна Предтечи – единственный в России пятнадцатиглавый храм, изучать, как стоят барабаны – весьма интересно. Основной храм увенчан пятью главами, еще по пять глав меньшего размера находятся над приделами. Все они луковичные, традиционные, кроме центральной – которую в конце 18 века заменили на барочную, в виде чаши.
Внутри храм расписывали в течение года, руководили работами Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. Всего на стенах изобразили более полутора тысяч сюжетов – на сайте пишут, что в мировом искусстве нет храма с большим количеством.
Храм открыт для посещения с мая по октябрь, выходные — понедельник, вторник и дождливые дни. Стоимость билета – 150 рублей. Изучить храм с внешней стороны можно в любое время.