В Государственной думе обсуждается возможность разработки новой долгосрочной тарифной политики в отношении коммунальных ресурсов.
Так, цены на жилищно-коммунальные услуги предлагается пересматривать не чаще чем раз в 5 лет, с учётом ежегодной индексации.
В настоящее время уровень ставок планируется на временной промежуток от 3 до 5 лет, при этом тарифы на ЖКУ повышаются ежегодно.
«Система ЖКХ, вся ее инфраструктура нуждается в обновлении, в некоторых случаях даже в опережающем. Сейчас у нас, наверное, порядка 20-30% ресурсоснабжающих компаний имеют какие-то программы инвестиционного развития. Связано это в первую очередь как с позицией самих компаний, которая нас не устраивает, так и с недостатком средств — не только государственных, но и частных. И чтобы предложить инвесторам более понятные и долгосрочные правила игры, предполагается установить предельные индексы, которые будут подсказывать, что повышение может быть не выше такого-то процента. Для граждан, по сути, ничего не изменится, разовые ежегодные индексации тарифов точно так же будут происходить. Но инвестор, который заходит в государственно-частное партнерство, будет понимать, что, допустим, на ближайшие пять лет предельные индексы такие, и, соответственно, он может посчитать точку выхода на элементарную окупаемость того проекта, в котором он предполагает свое участие», - пишет Forbes.
Реализацию такого подхода уже предлагали в Федеральной антимонопольной службе, однако из-за игнорирования вопросов тарифного регулирования и правовой неопределенности законопроект подвергся критике со стороны Минэкономразвития.
«Есть еще направления — капремонт, текущий ремонт, услуги содержания помещений. Их можно перевести на похожую схему, это будет полезно, потому что сейчас тарифы устанавливают непонятно как. Я бы рассмотрел отдельно ситуацию с некоторыми регионами и социальными группами. Если устанавливать тарифы на уровне инфляции, без того, чтобы резать, по сути, это будет воспроизведение ценовой политики, которая есть сейчас. Второй риск связан с монополизацией. В отдельных населенных пунктах или регионах может возникнуть монопольный эффект, где менеджмент будет извлекать большую прибыль, не улучшая ситуацию, например, сокращая персонал. То есть риски аварий не снизятся, качество услуг не повысится, а прибыль у компаний вырастет. Нужно подумать, как можно купировать все подобные риски», - рассказал заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.
Также, в экспертном сообществе указывают на несовершенства этих предложений, которые в долгосрочной перспективе могут негативно сказаться на профильных организациях.
«Наши контракты многолетние, средний цикл составляет три года. Нам зачастую приходится планировать наценку с учетом инфляции, роста цена на какие-то отдельные комплектующие, роста зарплат, изменений стоимости трудодня. Даже мы на горизонте трех лет не всегда угадываем. Допустим, если говорить о "черных лебедях", иногда бывает наоборот, что доллар, например, подешевел. Пятилетний горизонт планирования будет стимулировать либо сильно перезакладываться, первые два года ты будешь получать сверхприбыль, а потом неизвестно, может быть как прибыль, так и убыток, либо ты будешь в пролете. Я пока не верю в пятилетнее планирование. Планировать другим будет легче, но опять же, если тарифы завысят в первый период, то мы все как экономика потеряем конкурентоспособность какую-то. Не исключено, что сейчас повысят с учетом пяти лет, а потом через три года скажут, мол, что-то мы недостаточно повысили, и повысят еще раз», считает генеральный директор компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский.
Предложения по реализации долгосрочной тарифной политики ЖКХ рекомендовано разработать к весне 2025 года.
#тарифы #Госдума
ГЛАВЖКХ.РФ
Прислать свою ЖКХ-новость можно
по этой ссылке ➡️ Новость для ГЛАВЖКХ